Дело № 2-232/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 13 марта 2019 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Исуповой Ю.Е.,
с участием представителей ответчика – ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении нарушенного права на получение субсидии с учетом фактических платежей за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечении действия, нарушающих право, а именно, начислении и выплате субсидии с учетом фактических платежей по тарифу ООО «<данные изъяты>», чтобы фактические платежи за жилищно-коммунальные услуги не превышали установленный законом уровень максимально допустимых платежей в зависимости от размера ее дохода (пенсии), в обоснование заявленных требований указав, что она является получателем субсидии с 2014 года, последний раз обращалась за назначением субсидии в 2018 году, ей была назначена субсидия на 6 месяцев – с августа 2018 года по февраль 2019 года. Размер предоставленной субсидии был равен <данные изъяты> и в декабре 2018 года указанная сумма субсидии была перечислена ей через кредитное учреждение. Начиная с января 2019 года размер субсидии составил <данные изъяты>. Соответственно доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2019 года составила <данные изъяты>% от ее дохода (<данные изъяты>). Лично по вопросу снижения размера предоставленной ей в январе 2019 года субсидии она не обращалась, поскольку в соответствии с разъяснениями начальника отдела по назначению и выплате субсидии в газете «Зейские вести сегодня» от 10 января 2019 года статья «Нестандартная жизнь», значительное снижение размера субсидии для граждан г. Зея произошло по причине того, что с 2019 года субсидия исчисляется исходя из стандарта, принятого для предприятия, вырабатывающего тепловую энергию для населения с мощностью электричества (электрокотельная), хотя фактически она является потребителем данной услуги от предприятия, которое вырабатывает тепловую энергию с помощью угля ООО <данные изъяты>. Самостоятельно по собственному желанию сменить поставщика тепловой энергии она не может в связи с особенностью территориального распределения теплосетей в г. Зея. Считает, что исчисленная и выплаченная ей субсидия с января 2019 года в сумме <данные изъяты> нарушает её права, так как нарушается основополагающий принцип субсидирования оплаты услуг за ЖКУ, а именно – сопоставимости размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату ЖКУ.
Определением суда от 20 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила.
Представители ответчика ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району ФИО1, ФИО2, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, поддержав доводы изложенные в представленном отзыве на иск. Из представленного отзыва на иск следует, что ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>, является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с 2014 года. С последним заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ ФИО3 обратилась 27 августа 2018 года. Распоряжением управления от 27 августа 2018 года <Номер обезличен> ФИО3 предоставлена субсидия на оплату ЖКУ на период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761. Расчет субсидии для ФИО3 произведен в соответствии с пунктами 20, 21, 23 Правил, а также в соответствии с положениями Закона Амурской области «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Амурской области» от 20 апреля 2006 года № 171- ОЗ. По заявлению ФИО3, принятому отделом субсидий 27 августа 2018 года, был произведен расчет, и субсидия назначена на период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года. Ежемесячный размер субсидии был определен по установленной формуле (5313,00*1 + (<данные изъяты> - 33,0)*114)(РС)- 22,0%*<данные изъяты> и составил <данные изъяты> коп в месяц. Постановлением Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 утверждены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий с 01 января 2019 года. В соответствии с пунктом 28 Правил при изменении региональных стандартов произведен перерасчет субсидий с даты вступления в законную силу новых региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Новый размер субсидии для ФИО3 с 01 января 2019 года составил <данные изъяты> в месяц, расчет произведен по формуле: (3203,00*1 + (<данные изъяты> - 33,0)*52)(РС)- 22,0%*<данные изъяты> Управление социальной защиты населения применяет для расчета субсидий утвержденные субъектом РФ размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и не имеет полномочий их корректировать. Уровень совокупных платежей граждан должен учитываться в размере утвержденных региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктами 22.1 - 22.2 Правил. Таким образом, при перерасчёте субсидии истцу управление действовало в соответствии вышеуказанных нормативно-правовых актов, ошибки при расчёте размера субсидии допущены не были. Считают, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Правительство Амурской области.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленных отзывов на иск, следует, что расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам производится в строгом соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 159 ЖК РФ размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которыми определен порядок определения размера субсидии. Согласно порядку определения размера субсидии, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 21 Правил). Из приведенных правовых норм следует, что правовое регулирование по установлению размеров региональных стандартов находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий», утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Правительство области, утверждая нормативный правовой акт, которым утвержден стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Амурской области, и определяя порядок расчета субсидий, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем. Принятое постановление Правительства области № 500 требованиям действующего федерального законодательства не противоречит и в установленном законодательством порядке никем не оспорено и не отменено. Таким образом, при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО3 ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району применяло региональный стандарт, установленный постановлением Правительства № 500. Кроме того, установление региональных стандартов в зависимости от вида обслуживающей организации действующим законодательством не предусмотрено. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав представителей ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника – в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 159 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, пунктом 20 Правил предусмотрено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п. 21 Правил, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 22(1) Правил предусмотрено, что региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от: а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода; б) совокупной платы граждан за коммунальные услуги по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, горячему и (или) холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования, определяемой с использованием установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячую и (или) холодную воду, водоотведение и нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг; в) минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле, где: С1 - размер субсидии (в рублях); ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях); n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил; МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.
Статьей 1 Закона Амурской области от 02.05.2006 года № 171-ОЗ «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Амурской области», на территории области действуют следующие региональные стандарты, применяемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента (ст. 4 Закона).
Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установлен в следующих размерах: 18 кв.м общей площади жилья – на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м – на семью из двух человек (21 кв. м на одного члена семьи); 33 кв.м – на одиноко проживающего человека (ст. 5 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанного Закона Амурской области, Правительство области в пределах своей компетенции устанавливает размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи от <Дата обезличена>, ФИО3 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, одна.
27 августа 2018 года ФИО3 обратилась в ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Распоряжением ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району от 27 августа 2018 года <Номер обезличен> ФИО3 была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> в месяц).
Расчет субсидии был произведен на основании постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года № 789 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий». Общий доход заявителя был учтён в виде пенсии в размере <данные изъяты>. Размер пенсии истца также подтвержден справкой ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея Амурской области от 18 февраля 2019 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий» в соответствии со статьей 159 ЖК РФ, Законом Амурской области от 2 мая 2006 года № 171-ОЗ утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением жилых домов с печным отоплением); региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (для домов с печным отоплением).
Указанным постановлением Правительства Амурской области для города Зея региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, для одиноко проживающего гражданина, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт, утвержден в размере - 3203 руб./чел. в месяц, стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилого помещения - 52 рубля. Постановление вступило в силу с 1 января 2019 года.
В соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
26 декабря 2018 года ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району во исполнение постановления Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 принято распоряжение <Номер обезличен>С/10 о перерасчете ФИО3 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2019 года по 28 февраля 2019 года. Согласно измененным региональным стандартам размер предоставляемой субсидии для ФИО3 составил <данные изъяты> в месяц.
Размер субсидии был рассчитан по установленной формуле - (3203,00*1 + (<данные изъяты> - 33,0)*52)(РС)- 22,0%*<данные изъяты> = <данные изъяты>., где 3203,0 - стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, руб./чел. в месяц в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 для одиноко проживающего гражданина, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт; 1-число граждан в семье; <данные изъяты> - общая площадь жилого помещения, м2; 33 - размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, м2; 52 - стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1м2 общей площади жилого помещения, руб. в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 для одиноко проживающего гражданина, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт; 22,0% - размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; <данные изъяты> - совокупный доход семьи.
Из представленной справки ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району, ФИО3 были предоставлены меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в декабре 2018 года в размере <данные изъяты>, в январе 2018 года в размере <данные изъяты>.
Таким образом, при перерасчёте субсидии истцу с 1 января 2019 года ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району действовало в рамках утвержденных субъектом Российской Федерации нормативно-правовых актов, которыми были установлены региональные стандарты.
В расчёте размера субсидии истцу также был применен размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи – 22%, что следует из примененной формулы, по которой был произведен расчёт. Ошибок при расчёте размера субсидии истцу не допущено.
Постановление Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 является действующим нормативным правовым актом, принятым в пределах компетенции органа государственной власти субъекта РФ, никем не оспорено и не отменено, в связи с чем, подлежит применению.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца не имеется.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении нарушенного права на получение субсидии с учетом фактических платежей за жилищно-коммунальные услуги, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий А.А. Плешков