именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием прокурора г. Кизел Мясниковой Е.В.,
представителя главы Администрации Кизеловского городского поселения Ершовой Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Прокурора г. Кизел в интересах неопределенного круга лица- населения Кизеловского городского поселения, к главе Администрации Кизеловского городского поселения об обязании обеспечить искусственное освещение улиц Кизеловского городского поселения,
в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кизел обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц-населения Кизеловского городского поселения, к главе Администрации Кизеловского городского поселения о возложении на главу Администрации Кизеловского городского поселения обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить искусственное освещение улиц Кизеловского городского поселения в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время.
В судебном заседании Прокурор г. Кизел Мясникова Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивает, пояснила, что в ходе осуществления надзора по соблюдению прав граждан при обеспечении наружного освещения Кизеловского городского поселения установлено следующее. В соответствии со ст. 14 ч.1 п.21 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 от 06.10.2003 г. организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения поселения. Во исполнение указанной нормы закона главой администрации Кизеловского городского поселения был заключен договор на поставку электроэнергии, в том числе и для уличного освещения от 01.01.2010 года № 4000307 с ЗАО «КЭС-Мультиэнергетика», а также договор № 1 на исполнение работ по ремонту и содержанию сетей наружного освещения Кизеловского городского поселения. Согласно п. 1.1 Договора он заключается в целях организации исполнения работ по ремонту и содержанию сетей наружного освещения Кизеловского городского поселения, при этом ООО «Кизеловские электрические сети» принимает на себя обязательства по содержанию уличного освещения Кизеловского городского поселения. Согласно письма главы администрации Кизеловского городского поселения № 657 от 23.08.2009 г. на территории города установлен график наружного освещения - утреннее горение с 06.00, вечернее - с наступления темноты до 24.00 с 23.09.2009 года. Таким образом, в ночное время с 24.00 до 06.00 подача электроэнергии для наружного освещения Кизеловского городского поселения не предусмотрена. Установление и применение вышеуказанного режима освещения улиц противоречит действующему законодательству ст. ст. 7, 8 Градостроительного кодекса РФ, СниП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) и грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. Прокурор вынужден обратиться в суд в защиту прав и законных интересов населения Кизеловского городского поселения в соответствии со статьей 45 ГПК РФ.
Исполняющая обязанности главы Администрации Кизеловского городского поселения Опанасюк З.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщила, ходатайств не представила.
Представитель главы Администрации Кизеловского городского поселения Ершова Т.Н. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ст. 41 Устава Кизеловского городского поселения благоустройство территории поселения, в том числе, обеспечение наружного освещения территории поселения, является вопросом местного значения и функции по решению данного вопроса возлагаются на исполнительный орган поселения- на Администрацию Кизеловского городского поселения. В данном случае глава администрации Кизеловского городского поселения не может единолично нести обязанности по обеспечению искусственного освещения улиц Кизеловского городского поселения. Полномочия главы администрации отражены в ст. 37 Устава Кизеловского городского поселения. Таких полномочий у главы не имеется. В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размеров дефицита местных бюджетов, долговых обязательств муниципального образования. Формирование, установление, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательства РФ и ее субъектов. В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Одним из принципов бюджетного законодательства согласно ст. ст. 31,33 Бюджетного кодекса РФ является принцип самостоятельности и сбалансированности бюджета. Самостоятельность означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности означает, что объем, предусмотренных бюджетом расходов, должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, исполнении и утверждении бюджета уполномоченные органы должны исходить из минимума дефицита бюджета. В соответствии с Решением Думы Кизеловского городского поселения о бюджете на 2011 год доходы Кизеловского городского поселения составляют 25 392 500 рублей, расходы 2 641 000 рублей, то есть дефицит бюджета составляет 311 000 рублей. На уличное освещение в 2011 году в бюджет Кизеловского городского поселения заложено 1 674 100 рублей. Этой суммой, кроме освещения улиц, предусмотрен ремонт сетей наружного освещения на сумму 260 000 рублей, строительство подстанции на ул. Ю.Коммунаров на сумму 255 500 рублей, то есть, на уличное освещение заложено 1 158 600 рублей. Свободных средств в бюджете не имеется, присутствует его дефицит. Таким образом, прокуратура г. Кизел можно сказать вмешивается в бюджетный процесс Кизеловского городского поселения, чем нарушает принцип самостоятельности, утвержденный Бюджетным Кодексом РФ. Если иск будет удовлетворен, то возможности исполнить решение суда не будет либо придется снимать деньги с капитального ремонта жилья или дорог, что невозможно, так как данные полномочия необходимо осуществлять. Освещение улиц Кизеловского городского поселения производится на основании письма главы Администрации Кизеловского городского поселения от 23.09.2009 года.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч. 1 ст. 25 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском городском поселении, утвержденном Решением Думы Кизеловского городского поселения № 65 от 20.12.2007 года, глава Администрации Кизеловского городского поселения не позднее 15 ноября текущего года вносит в Думу Кизеловского городского поселения проект решения о бюджете Кизеловского городского поселения на очередной финансовый год с приложением документов и материалов.
Согласно ч. 1 ст. 37 Устава Кизеловского городского поселения, утвержденного Решением Думы Кизеловского городского поселения № 15 от 24.11.2005 года, глава администрации поселения: руководит деятельностью администрации поселения; подписывает от имени администрации поселения договоры и соглашения; представляет в Думу проекты решений о введении, изменении или отмене местных налогов и сборов, а также проекты других правовых актов, предусматривающих расходы из средств бюджета поселения, и дает по ним заключения.
В соответствии с п. 7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/кв. м или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения. Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п. 4.6.1); допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Судом установлено, что организация освещения улиц Кизеловского городского поселения осуществляется на основании договора электроснабжения на 2011-2012 года № 4307, заключенного с ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и муниципального контракта на выполнение работ по ремонту и содержанию сетей наружного освещения на территории Кизеловского городского поселения № 82 от 16.12.2010 года, договора на исполнение работ по ремонту и содержанию сетей наружного освещения Кизеловского городского поселения № 1 от 11.01.2011 года, заключенных с ООО «Кизеловские электрические сети».
Постановления Администрации об установлении количества часов горения ламп уличного освещения в рамках полномочий, предоставленных п.п.3,4, 21 пункта 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не принято. Однако, согласно письма главы Администрации Кизеловского городского поселения № 657 от 23.08.2009 года на территории города установлен график наружного освещения с 23.09.2009 года по настоящее время: утреннее горение с 06.00 часов, вечернее- с наступлением темноты до 24.00 часов. Таким образом, подача электроэнергии для наружного освещения улиц Кизеловского городского поселения с 24.00 часов до 06.00 часов не предусмотрена. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом ООО «Кизеловские электрические сети» на имя Прокурора г. Кизел, ответами и.о. главы Администрации Кизеловского городского поселения на имя Прокурора г. Кизел и не отрицались в судебном заседании представителем ответчика.
На основании изложенного, освещение в установленном режиме, полостью исключающее освещение города в ночное время, нарушает положения СНиП 23-05-95, регламентирующего требования к наружному освещению городских и сельских поселений, п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что поводом для установления такого режима является отсутствие денежных средств, поскольку отсутствие финансовой основы для исполнения возложенных законодательством функций не может служить основанием для освобождения от них.
Таким образом, суд удовлетворяет требования Прокурора г. Кизел, на главу Администрации Кизеловского городского поселения следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов населения Кизеловского городского поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства в разумный срок, по правилам ч. ст. 206 ГПК РФ: в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать главу Администрации Кизеловского городского поселения обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение улиц Кизеловского городского поселения в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Верно.Судья Т.В.Митракова
Секретарь Н.Ю.Ибрагимова