ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-232/2021 от 07.12.2021 Глазуновского районного суда (Орловская область)

Гражданское дело №2-232/2021

УИД 57RS0003-01-2021-000339-03

Категория 2.209

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года пгт. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,

с участием помощника прокурора Глазуновского района Орловской области Чувашева А.Г.,

при секретаре судебного заседания Тамарковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глазуновского района Орловской области о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Глазуновского района Орловской области Тапехина М.В., в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявление к администрации Глазуновского района Орловской области о понуждении к совершению действий. В обоснование указав, что прокуратурой Глазуновского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации школьных маршрутов и соблюдения прав несовершеннолетних на доступное образование. Постановлением администрации Глазуновского района от <адрес><№> утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Глазуновского района, в который включены автомобильные дороги: <адрес>; <адрес>; <адрес> установлено, что в нарушение п.п. 5.2, 5.3.1, 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 обочина автомобильной дороги, не отделенная от проезжей части дороги бортовым камнем, занижена более чем на <данные изъяты> см (с резким перепадом высотных отметок) относительно кромки проезжей части. Обочина местами занижена до <данные изъяты> см. В нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 50597- 2017 предельные размеры отдельных просадок, выбоин превышают по длине <данные изъяты> см, по глубине <данные изъяты> см и более, также присутствуют дефекты в виде разрушения края проезжей части, имеются места полного разрушения асфальтобетонного покрытия. В нарушение требований п. 4.6.1.1. ГОСТР Р 52766 — 2007 на участке автодороги в границах населенного пункта <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение. По результатам проведенного <ДД.ММ.ГГГГ> ОГИБДД ОМВД России <адрес> обследования участков автомобильных дорог местного значения по <адрес> установлены нарушения нормативных требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 50597- 2017 предельные размеры отдельных просадок, выбоин превышают по длине <данные изъяты> см, по глубине <данные изъяты> см и более, также присутствуют дефекты в виде разрушения края проезжей части, имеются места полного разрушения асфальтобетонного покрытия. В нарушение п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильной дороге отсутствует металлическое дорожное ограждение в районе мостового сооружения. В нарушение требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766 — 2007 на участках автодорог в границах населенных пунктов отсутствует стационарное электрическое освещение. По результатам проведенного <ДД.ММ.ГГГГ> ОГИБДД ОМВД России <адрес> обследования автомобильной дороги местного значения по <адрес> установлено, что в нарушение п. 6.3. ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная проектом организации дорожного движения. Проверкой установлено, что <адрес> проживают <данные изъяты> детей, из них <данные изъяты> - дети школьного возраста, обучающиеся в МБОУ <данные изъяты>, расположенной <адрес> на расстоянии <данные изъяты> км от <адрес>. Транспортное сообщение между <адрес> и <адрес> осуществляется по автомобильной дороге местного значения по <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, которая не соответствует нормативным требованиям, в связи с чем школьный маршрут до образовательного учреждения и обратно не организован, транспортное обслуживание обучающихся не осуществляется. Дети вынуждены добираться до образовательного учреждения и обратно к месту жительства самостоятельно пешком или личным транспортом родителей. Аналогичные нарушения прав несовершеннолетних на доступность образовательных организаций выявлены при проверке организации транспортного обслуживания учащихся МБОУ <данные изъяты>, проживающих в <адрес> сельского поселения. В <адрес> проживает ребенок школьного возраста, который обучается в МБОУ <данные изъяты>. При этом администрацией района организован школьный маршрут <адрес> без заезда школьного автобуса в <адрес>. Учащийся, проживающий в <адрес>, ежедневно добирается от места жительства до остановки школьного автобуса по указанному маршруту самостоятельно пешком. Между тем, фактическое расстояние от места жительства ребенка до остановки школьного автобуса составляет <данные изъяты> км, что не соответствует требованиям СП 2.4.3648-20. В свою очередь, организация школьного маршрута <адрес> - МБОУ <данные изъяты> возможна по автомобильным дорогам по <адрес>, которые не в полной мере соответствуют нормативным требованиям. В целях устранения нарушений законодательства и прав несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций прокуратурой района в адрес главы администрации Глазуновского района ранее внесены представления, администрация района по постановлению суда привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, однако реальные меры к их устранению в разумные сроки не приняты, до настоящего времени автомобильные дороги местного значения не приведены в соответствие с нормативными требованиями, обеспечивающими безопасность пассажирских перевозок, школьные маршруты не организованы. Просит суд обязать администрацию Глазуновского района Орловской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по приведению автомобильных дорог местного значения: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТР Р 52766 - 2007, ГОСТ Р 52289-2004, и организовать транспортное обслуживание учащихся образовательных организаций, проживающих <адрес> и <адрес>, до места учебы и обратно.

<ДД.ММ.ГГГГ> прокурором Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., заявленные исковые требования уточнены (увеличены). Просит суд обязать администрацию Глазуновского района Орловской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по приведению автомобильных дорог местного значения: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТР Р 52766 - 2007, ГОСТ Р 52289-2004, и организовать транспортное обслуживание учащихся образовательных организаций, проживающих в <адрес> и <адрес>, до места учебы и обратно.

В судебном заседании помощник прокурора Глазуновского района Орловской области Чувашев А.Г. уточненные (увеличенные) требования поддержал в полном объеме, и просил суд их удовлетворить.

В судебное заседании представитель ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Кураков Н.А., действующий по доверенности не явился, от него поступило письменное заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме. Ч.3 ст. 173 ГПК РФ ему разъяснена и понятна.

Выслушав доводы помощника прокурора Глазуновского района Орловской области Чувашева А.Г., изучив мнение представителя ответчика Куракова Н.А., признавшего исковые требования в полном объеме, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статьям 2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в который в силу п.п. 5, 7 включены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), ГОСТ Р 52289-2019 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1, п.4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Согласно ч.ч. «а, в» пп. 1, ч. «ф» п. 3, ч.ч. «а, б, в, г, д» пп. 2 п. 5 раздела 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденному приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, при ремонте проводятся следующие работы:

по земляному полотну и системе водоотвода: ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; укрепление обочин;

по дорожным одеждам: восстановление дорожных одежд в местах ремонта
земляного полотна; укладка выравнивающего (в том числе с использованием
фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и
сцепных свойств покрытия; полная замена слоев дорожного покрытия,
восстановление изношенных покрытий, в том числе методами
термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и
неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование
материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий; ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя; замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах.

В судебном заседании установлено, что согласно приказа <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Администрации Глазуновского района об организации льготного подвоза обучающихся <ДД.ММ.ГГГГ> учебном году осуществлять подвоз обучающихся к месту учебы и обратно на автобусах МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты> (л.д.<№>).

Постановлением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных на территории Глазуновского района в новой редакции согласно приложения (л.д.<№>).

ОГИБДД ОМВД России <адрес> проведены обследования автомобильных дорог местного значения <адрес>; <адрес>; <адрес> выявлены нарушения не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004 (л.д. <№>).

В судебном заседании установлено, что в <адрес> проживают <данные изъяты> детей, из них <данные изъяты> - дети школьного возраста, обучающиеся в МБОУ <данные изъяты>, расположенной в <адрес> на расстоянии <данные изъяты> км от <адрес>. Транспортное сообщение между <адрес> и <адрес> осуществляется по автомобильной дороге местного значения по <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, которая не соответствует нормативным требованиям, в связи с чем школьный маршрут до образовательного учреждения и обратно не организован, транспортное обслуживание обучающихся не осуществляется. Дети вынуждены добираться до образовательного учреждения и обратно к месту жительства самостоятельно пешком или личным транспортом родителей. Аналогичные нарушения прав несовершеннолетних на доступность образовательных организаций выявлены при проверке организации транспортного обслуживания учащихся МБОУ <данные изъяты>, проживающих в <адрес>. В <адрес> проживает ребенок школьного возраста, который обучается в МБОУ <данные изъяты>. При этом администрацией района организован школьный маршрут <адрес> без заезда школьного автобуса в <адрес>. Учащийся, проживающий в <адрес>, ежедневно добирается от места жительства до остановки школьного автобуса по указанному маршруту самостоятельно пешком. Между тем, фактическое расстояние от места жительства ребенка до остановки школьного автобуса составляет <данные изъяты> км, что не соответствует требованиям СП 2.4.3648-20. В свою очередь, организация школьного маршрута <адрес> - МБОУ <данные изъяты> возможна по автомобильным дорогам по <адрес>, которые не в полной мере соответствуют нормативным требованиям. Прокуратурой Глазуновского района Орловской области в адрес главы администрации Глазуновского района внесены представления (л.д. <№>).

Постановлением мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от <ДД.ММ.ГГГГ> администрация Глазуновского района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (<№>).

Реальные меры администрации Глазуновского района Орловской области к устранению вышеуказанных нарушений в разумные сроки не приняты, до настоящего времени автомобильные дороги местного значения не приведены в соответствие с нормативными требованиями, обеспечивающими безопасность пассажирских перевозок, школьные маршруты не организованы.

Таким образом, в настоящее время грубо нарушаются права неопределенного круга лиц, выраженное в не обеспечении безопасности дорожного движения и невыполнении ремонта автомобильных дорог местного значения, по которым проходят маршруты следования школьных автобусов, нарушает права и законные интересы граждан на безопасность дорожного движения, создало препятствия для безопасного движения школьных автобусов, угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

С учетом исследованных доказательств суд считает, что исковые требования являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 39, ч.3 ст. 173 ГПК Р Ф ответчик вправе признать иск и при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание исковых требований представителем ответчика, так как признание исковых требований не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

принять признание иска представителем ответчика администрации Глазуновского района Орловской области.

Исковое заявление прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глазуновского района Орловской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Глазуновского района Орловской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по приведению автомобильных дорог местного значения <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, и организовать транспортное обслуживание учащихся образовательных организаций, проживающих в <адрес> и <адрес>, до места учебы и обратно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 09 декабря 2021 года.

Председательствующий Ю.Т. Сухов