Дело № 2-232/2021
УИД: 42RS0005-01-2020-006186-78
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерацииг.Кемерово «29» января 2021 года
Заводский районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Агафонова Д.А.
при секретаре: Берстневой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе Сибирское таможенное управление Кемеровская таможня об оспаривании приказа о дисциплинарном взыскании, о взыскании заработной платы,
Установил:
ФИО1 обратился с иском к Кемеровской таможне об оспаривании приказа о дисциплинарном взыскании, о взыскании заработной платы.
Требования мотивирует тем, что майор таможенной службы ФИО1 проходит службу в Кемеровской таможне в должности <данные изъяты>. Контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истец является материально ответственным лицом за незакрепленное оружие боеприпасы и патроны Кемеровской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки вынесен приказ № о применении к истцу мер дисциплинарного воздействия в виде снижения размера ежемесячного денежного поощрения на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает данный приказ незаконным, поскольку он привлечен к ответственности за отсутствие ведомости наличия оружия и патронов, однако законом наличие данной ведомости не предусмотрено.
Истцу выплачивают ежемесячную премию меньше по размеру, чем другим сотрудникам, что ущемляет его права.
В период службы истцу не производятся выплаты за работу в ночное время.
С учетом уточнений просит признать незаконным и отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении размера ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач», с учетом изменений внесённых приказами Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-П», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№».
Взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 51061,25 руб., неустойку за задержку выплаты заработной платы в размере 1860,27 руб. и компенсацию морального вреда в размере 30000 руб. (л.д. 2-7, 85-86).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год, и Грозная Ж.Г., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год, заявленные требования не признали.
Суд, изучив письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Согласно ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями ст.37 Конституции Российской Федерации и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу ч.1 ст.37 и ч.1 и ч.2 ст.59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч.4 ст.32, п.«М» ст.71 и п.«Б» ч.1 ст.72, а так же п.«Д, Е» ч.1 ст.114, военная служба, служба органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, Таможенной службы, посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей.
Статьей 4 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено, что федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п.1 ст.10 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
В силу п.4 ст.10 этого же федерального закона правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с п.3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
К видам федеральной государственной службы относятся, в частности служба в таможенных органах, установленная Федеральным законом от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Как следует из ст.3 названного федерального закона, сотрудниками таможенных органов являются должностные лица этих органов - граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания.
В силу ч.7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Касательно сотрудников таможенных органов, поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение федеральной государственной службы соответствующего вида, общие правила применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не определены, на названных сотрудников действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется в соответствии с ч.7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.2, ч.3, ч.6, ч.13 ст.2 данного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч.18 ст.2 Федерального закона №283-ФЗ).
В соответствии с п.33 и п.13 Приказа Федеральной таможенной службы России от 07.04.2014 №649, Сотрудникам производятся поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц
По решению руководителя ФТС России размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе может быть установлен свыше 100 процентов должностного оклада в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников.
Порядок установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утвержден приказом ФТС России от 28.01.2013 №133.
За сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов на должности с меньшими окладами, сохраняются оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 №759 «О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации»
Решение о сохранении за сотрудником должностного оклада по ранее занимаемой должности при назначении его на должность с меньшим должностным окладом оформляется приказом таможенного органа на основании приказа ФТС России о реформировании таможенного органа.
Выплата сотруднику сохраненного должностного оклада производится до его назначения на другую должность либо до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада на основании решений Правительства Российской Федерации об установлении сотрудникам новых должностных окладов.
Установленные ежемесячные и дополнительные выплаты производятся указанным сотрудникам исходя из сохраненного должностного оклада.
При расчете денежного довольствия сотрудникам, за которыми сохранены оклады при назначении на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов, учитываются повышения (индексации) окладов денежного содержания, производимые в общеустановленном порядке в течение времени службы сотрудников в новых должностях.
В ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель имеет право: привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Согласно ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В п.53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст.1, ст.2, ст.15, ст.17, ст.18, ст.19, ст.54 и ст.55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч.5 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 14.01.2013 №20, утверждена Инструкция по обороту боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в таможенных органах Российской Федерации, действующая с 06.04.2020.
Согласно п.18 данной инструкции, учет незакрепленного оружия, боеприпасов и патронов (в зависимости от предназначения) ведется сотрудником подразделения ОДС и ТО (другого подразделения, в котором имеется закрепленное за сотрудниками оружие), назначенным приказом по таможенному органу материально ответственным лицом за незакрепленное оружие, боеприпасы и патроны таможенного органа (далее - материально ответственное лицо), по следующим формам: … опись оружия, боеприпасов и патронов (форма N 11) …
Приказом Федеральной таможенной службы России от 28.01.2013 №132 утвержден порядок выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам таможенных органов Российской Федерации., согласно п.7 которого начальник таможенного органа имеет право полностью или частично лишать сотрудников премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.
Из материалов дела следует и установлено судом, что майор таможенной службы ФИО1 проходит службу в Кемеровской таможне в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании контракта № (л.д. 8-9).
В соответствии со ст.3-4 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов, а так же в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Таким образом, в Таможенных органах исполняют трудовые е и должностные обязанности: сотрудники таможенных органов, федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов и работники таможенных органов. Истец относится к категории должностных лиц таможенных органов. Также контрактом о службе в таможенных органах для истца определен режим служебного времени и времени отдыха с учетом графика дежурств с возможностью выхода в ночное время. Таким образом, привлечение ответчика к работе в ночное время обусловлено контрактом.
В соответствии с графиками дежурств (сменности) ООДСиТО за 2019 и 2020 года, ответчик работал в ночное время, что не оспаривалось стороной ответчика (л.д. 12-15).
Согласно п.5 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, истцу установлено денежное довольствие состоящее из:
В соответствии с приказом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу установлена надбавка к должностному окладу за особые условия службы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38% от должностного оклада. Данная надбавка компенсирует занятость истца в ночное время в рамках смешанного режима рабочего времени.
В то же время положения отраслевого соглашения на 2020-2022 годы не применимо по отношению к истцу, поскольку распространяет свое действие на иную категорию работников (гражданских служащих и работников). Доплата за работу в ночное время для сотрудников таможенных органов к коим относится истец, данным соглашением не предусмотрена.
Приказом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации оборота оружия, боеприпасов и патронов в Кемеровской таможне в ДД.ММ.ГГГГ», утвержден план мероприятий по организации оборота оружия и боеприпасов на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утвержден график проверок, проводимых начальником таможни.
Приказом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№«Об организации оборота оружия, боеприпасов и патронов в Кемеровской таможне в ДД.ММ.ГГГГ» истец назначен материально ответственным лицом за незакрепленное оружие, боеприпасы и патроны.
ДД.ММ.ГГГГ начальником таможни проведена проверка организации оборота оружия, боеприпасов и патронов в Кемеровской таможне в рамках которой у истца затребована ведомость наличия оружия и боеприпасов, ДД.ММ.ГГГГ проверка продолжена в отсутствие истца, поскольку проверка выпадала на его внеслужебное время. При проведении проверки в сейфах обнаружено 28 учебных патрона калибра 5,45/39, отсутствовавших в описи сейфа.
Судом установлено, что истцу вменялись нарушения пп.7 п.18 Инструкции по обороту боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в таможенных органах Российской Федерации, а именно не включение учебных боеприпасов в опись оружия, боеприпасов и патронов (Форма №).
Указанные обстоятельства, фактически в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривались. Также не оспаривались и при дачи объяснений ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп.«Е» п.2 приказа Федеральной таможенной службы от 10.06.2005 №533 «О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач», руководителям таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России приказано принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера ежемесячного денежного поощрения (но не более размеров, указанных в п.1 настоящего Приказа) до истечения периода, на который оно установлено, в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности. Изменение размера ежемесячного денежного поощрения оформлять приказом таможенного органа (учреждения, находящегося в ведении ФТС России) с указанием конкретных причин;
При этом согласно п.7 порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, начальник таможенного органа имеет право полностью или частично лишать сотрудников премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.
Приказом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу изменен размер ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности задач со 100% до 5% на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве причины указано упущение по службе, выразившееся в некачественном исполнении требований п.18 Инструкции по обороту боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему (л.д. 10-11).
Таким образом, приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесен в соответствии в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации, а так же подзаконными актами. Оснований считать данный приказ незаконным не имеется, процессуальных нарушений суд не усматривает. Факта привлечения истца к дисциплинарной ответственности судом не установлено.
Также истец ссылался на выплату ему пониженной премии по отношению к другим сотрудникам. В данном случае речь идет о единовременной поощрительной выплате за безупречное исполнение должностных обязанностей, выплачиваемой в порядке п.13 и п.33 Приказа Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так на основании приказа Кемеровской Таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ и п.13 Приложения № истцу выплачена единовременная поощрительная выплата в сумме 2000 руб. Порядок назначения и определения размера данной выплаты подразумевает оценку вклада каждого сотрудника на основании субъективного мнения руководителя, что подразумевает возможность определения её размера персонально для каждого сотрудника. Оснований полагать, что размер указанной выплаты был обусловлен личным неприязненным отношением руководителя организации к истцу, не имеется.
Поскольку судом не установлено факта нарушения трудовых прав истца, оснований для взыскании компенсации морального вреда суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Федеральной таможенной службе Сибирское таможенное управление Кемеровская таможня об оспаривании приказа о дисциплинарном взыскании, о взыскании заработной платы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (Подпись) Д.А. Агафонов
В окончательной форме решение составлено 04.02.2021
Копия верна: