ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-233 от 09.08.2011 Троицкого районного суда (Челябинская область)

                                                                                    Троицкий районный суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Троицкий районный суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-233/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Троицк 9 августа 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Казанцевой Н.Н.

при секретаре Лобановой О.Г.

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Общественному Совету по наградам Челябинской области о признании решения Совета незаконным и об обязании повторно рассмотреть вопрос о награждении,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала следующее.

Законом Челябинской области от 25.01.2007 года № 95-ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» (далее по тексту решения - Закон Челябинской области о знаке «Материнская слава») была учреждена областная награда - знак отличия Челябинской области «Материнская слава» (далее по тексту решения - знак «Материнская слава») трех степеней.

Награжденным знаком «Материнская слава Ш степени» выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 50000 руб.

Она является многодетной матерью, у неё пятеро детей, она постоянно проживает на территории Челябинской области, а поэтому она имеет право на награждение знаком «Материнская слава Ш степени».

22.06.2011 г. ей стало известно, что Общественным Советом по наградам Челябинской области (далее по тексту решения - Общественный Совет по наградам) её кандидатура на награждение знаком «Материнская слава» отклонена.

Она не согласна с решением Общественного Совета по наградам, поскольку её кандидатура была отклонена, как она считает необоснованно, поскольку основанием для награждения знаком «Материнская слава Ш степени» согласно Закону Челябинской области являются: постоянное проживание на территории Челябинской области и наличие у лица пятерых детей.

С учетом этого она имеет право на награждение этим знаком.

Общественный Совет, отклоняя её кандидатуру на награждение знаком «Материнская слава» в своем решении не указал, по какой причине её кандидатура отклонена, она считает, что оснований для отказа у Общественного Совета по наградам не было.

ФИО1 считает, что решением Общественного Совета по наградам нарушается её право на награждение её знаком «Материнская слава», а поэтому просит суд признать решение Общественного Совета по наградам Челябинской области от 31.05.2011 года в части отклонения ходатайства о награждении её ФИО1 знаком «Материнская слава Ш степени» незаконным и обязать Общественный Совет по наградам Челябинской области повторно рассмотреть ходатайство администрации Троицкого муниципального района о награждении её знаком отличия «Материнская слава Ш степени».

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.95).

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие ФИО1

Интересы ФИО1 в суде представляла адвокат Башарова Г.П., действующая на основании ордера от 18.07.2011 г. (л.д.31).

Башарова Г.П. в судебном заседании поддержала требования ФИО1 и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Общественного Совета по наградам и Министерства социальных отношений Челябинской области - ФИО2, действующая по доверенностям( л.д.99,100,101) иск ФИО1 не признала. Считает, что он не подлежит удовлетворению, поскольку награждение граждан знаком «Материнская слава» не обязанность, а право Челябинской области и поэтому Общественный Совет по наградам может отклонить кандидатуру, претендующую на награждение этим знаком без указания причин отказа.

По мнению ФИО2 решение Общественного Совета по наградам об отклонении кандидатуры на награждение знаком «Материнская слава» может быть не мотивировано, так как ни где в действующих нормативных правовых актах Челябинской области не сказано, что такое решение должно быть мотивировано.

Представитель Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление, в котором руководитель третьего лица просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления, против иска ФИО1 не возражает.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав представителя ФИО1 - адвоката Башарову Г.П., представителя Общественного Совета по наградам и Министерства социальных отношений в Челябинской области - ФИО2, исследовав материалы дела, находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Челябинской области от 25.01.2007 г. № 95-ЗО учрежден знак отличия Челябинской области «Материнская слава» трех степеней.

Этим знаком награждаются многодетные матери, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Челябинской области, имеющие пять о более детей.

Многодетным матерям, награжденным знаком отличия «Материнская слава, выплачивается единовременное денежное вознаграждение.

В целях реализации указанного выше Закона Челябинской области принято постановление Губернатора Челябинской области от 09.04.2007 г. № 117 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «Материнская слава», которым организация работы по представлению многодетных матерей к награждению знаком отличия Челябинской области Материнская слава» возложена на глав муниципальных образований Челябинской области.

Этим же постановлением Губернатора на Министерство социальных отношений Челябинской области возложены полномочия по организации работы по приему ходатайств о награждении знаком «Материнская слава» и передаче их в Общественный Совет по наградам для рассмотрения, а также обязанность по подготовке проектов постановлений Губернатора Челябинской области о награждении этим знаком и выплате единовременного денежного вознаграждения после получения заключения Общественного Совета по наградам.

Кроме этого, постановлением Губернатора Челябинской области от 09.04.2007 г. № 117 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «Материнская слава» утверждена форма ходатайства о награждении знаком «Материнская слава» и перечень документов, которые должны быть приложены к ходатайству.

Судом установлено, что других нормативно правовых актов, регламентирующих порядок награждения граждан знаком отличия «Материнская слава», кроме выше указанных в Челябинской области не принято.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 27.07.2010 г. № 199 «Об общественном совете по наградам в Челябинской области» Общественный Совет по наградам является постоянно действующим консультативным органом, структурой, действующей на общественных началах и выполняющей свои функции в исполнительном органе государственной власти Челябинской области, уполномоченной принимать решения, порождающие права для физических лиц.

Учитывая указанное выше решение Общественного Совета, если оно нарушает права граждан, может быть обжаловано в суд.

Судом при рассмотрении дела было установлено, что процедура подготовки ходатайства на награждение ФИО1 знаком отличия «Материнская слава», сбор и количество необходимых документов для представления в Общественный Совет по наградам соответствует порядку подготовки ходатайств и сбору документов, установленному Законом Челябинской области от 25.01.2007 г. № 95-ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава», постановлению Губернатора Челябинской области от 09.04.2007 г. № 117 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава», что подтверждается пакетом документов, представленных администрацией Троицкого муниципального района в Общественный Совет по наградам (л.д.47-80).

Ходатайство о награждении ФИО1 с приложенными к нему документами Министерством социальных отношений на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05.05.2011 г. было передано в общественный Совет по наградам.

31.05.2011г. Общественный Совет по наградам, рассмотрев ходатайство о награждении ФИО1 знаком отличия «Материнская слава» кандидатуру её отклонил, не указав причины отклонения (л.д. 19-22, 41-44).

Законом Челябинской области от 25.01.2007 г. № 95-ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» учрежден знак отличия Челябинской области «Материнская слава».

Знак отличия «Материнская слава» утвержден, как это указано в ст.1 вышеуказанного закона в целях повышения авторитета материнства, общественного признания и уважения материнского труда и является формой поощрения многодетных матерей за добросовестное выполнение обязанностей по воспитанию детей и вклад в укрепление семейных традиций.

Основаниями к награждению знаком отличия «Материнская слава» являются наличие гражданства Российской Федерации, постоянное проживание на территории Челябинской области и наличие определенного количества детей, в частности для награждения знаком отличия «Материнская слава Ш степени» необходимо, чтобы лицо, претендующее на награждение этим знаком, имело пять детей.

Исходя из целей утверждения знака отличия «Материнская слава» и перечня документов, необходимых для представления к награждению этим знаком, необходимо также, чтобы претендент на награждение положительно характеризовался, добросовестно относился к выполнению своих обязанностей, а поэтому требуется представление документов, свидетельствующих о том, что дети, воспитанные им положительно характеризовались, являлись примерными семьянинами, вели положительный образ жизни.

Как установлено судом, ФИО1 постоянно проживает на территории Челябинской области, является матерью пятерых детей, она положительно характеризуется, добросовестно относилась к выполнению своих родительских обязанностей, дети её также положительно характеризуются, а поэтому суд считает, что решение Общественного Совета, отклонившего её кандидатуру на награждение знаком отличия «Материнская слава» без указания причин отклонения нарушает право ФИО1 на награждение её знаком отличия «Материнская слава» и не может быть признано законным, поскольку оно не соответствует нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок награждения граждан Челябинской области этим знаком.

Доводы представителя Общественного Совета и Министерства социальных отношений Челябинской области о том, что Общественный Совет по своему усмотрению принимает решение о награждении граждан той или иной наградой, так как это право, а не обязанность Челябинской области, суд считает необоснованными. Поскольку принятие решения по усмотрению возможно только тогда, когда нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и основания награждения граждан какими-либо наградами, этому органу предоставляется свободный выбор кандидатов на награждение и их критерии отбора.

Положения ст.2 Закона Челябинской области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» и положения постановления Губернатора Челябинской области «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» четко указываю критерии отбора кандидатов на награждение знаком отличия «Материнская слава» и не предоставляют органу, уполномоченному принимать решения о награждении по своему усмотрению.

Суд считает, что Общественный Совет по наградам, принимая решения о награждении знаком отличия «Материнская слава» по своему усмотрению без указания причин отказа нарушает принципы награждения наградами Челябинской области, установленные ст. 3 Закона Челябинской области «О наградах Челябинской области» в числе которых указаны такие принципы, как единство требований и равенство условий, определенных порядком награждения наградами и запрет какой либо дискриминации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, места жительства, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Доводы представителя Общественного Совета и Министерства социальных отношений Челябинской области о том, что Общественный Совет по наградам может без указания причин отказать в удовлетворении ходатайства о награждении, суд считает также необоснованным.

Решение, содержащее властное волеизъявление и порождающее правовые последствия для конкретных граждан должно содержать мотивы, по которым это решение принимается, чтобы каждый, в отношении которого это решение принято, имел возможность проверить его законность.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Общественного Совета по наградам Челябинской области от 31.05.2011 года в части отклонения ходатайства о награждении ФИО1 знаком отличия Челябинской области «Материнская слава Ш степени» незаконным.

Обязать Общественный Совет по наградам Челябинской области повторно рассмотреть ходатайство администрации Троицкого муниципального района о награждении ФИО1 знаком отличия «Материнская слава Ш степени».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Н. Казанцева