ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2331/18 от 23.11.2018 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2331/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года р.п. Старая Майна

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Уланова А.В.

при секретаре Карпухиной М.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Т*А.Ю. к администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о предоставлении места в дошкольной образовательной организации

УСТАНОВИЛ

<...> обратился в суд в интересах Т*А.Ю. к администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о предоставлении места в дошкольной образовательной организации, в обосновании требований указал, что проведенной проверкой установлено, что Т*А.Ю., <...> г.р., зарегистрирован в Единой электронной очереди автоматизированной информационной системы «Е-услуги. Образование» (http://detsad.cit73.ru) с 15.06.2016 для получения места в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко».

По заявлению законного представителя несовершеннолетнего — Т*И.Г. в электронную регистрацию внесено дополнение в части добавления двух детских садов: МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Радуга» и МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Рябинка». После выпуска детей в мае 2018 года и высвобождения мест в дошкольных образовательных организациях малолетний Т*А.Ю. не был зачислен ни в один из вышеуказанных детских садов. По состоянию на 6.09.2018 г. он числится в очереди в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко» под номером 2, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Радуга» под номером 19 и в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Рябинка» под номером 19.

На момент очередного выпуска детей в мае 2019 года малолетнему Т*А.Ю. будет более 3-х лет. Однако в соответствии со ст.256 Трудового кодекса РФ женщине предоставляется отпуск по уходу за ребенком лишь до достижения им возраста трех лет. В этой связи Т*И.Г. была вынуждена обратиться в прокуратуру района за защитой прав своего малолетнего сына.

Таким образом, непредоставление Т*А.Ю. места в детском саду нарушает его конституционное право на образование, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Чердаклинский район» Ульяновской области полномочий, возложенных действующим законодательством.

Учитывая имеющиеся очереди в МДОУ района, достаточных мер по обеспечению местами в дошкольных организациях малолетних органом местного самоуправления не принимается. С учетом изложенного просят обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» предоставить Т*А.Ю., <...> г.р., место в одной дошкольной образовательной организации, указанной в Единой электронной очереди автоматизированной информационной системы «Е- услуги. Образование».

В судебном заседании пом. прокурора Захарова Л.В. исковые требования поддержала, в обосновании привела доводы, изложенные в иске.

Т*И.Г. поддержала доводы прокурора, дополнив, что на предложение Управления образования МО «Чердаклинский район» воспользоваться правом устроить ребенка в один и детских садов, в которых имеются свободные места, расположенные <...> (10 км. от р.п. Чердаклы) и <...> (12 км. от р.п. Чердаклы) она отказалась.

Представитель администрации МО «Чердаклинский район» в суд не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом, в предоставленном отзыве указывают, что Т*А.Ю., <...> года рождения, на момент обращения в суд прокуратуры Чердаклинского района Ульяновской области с исковыми требованиями о предоставлении места в дошкольной образовательной организации малолетнему Т*А.Ю., ему исполнилось 2 года 7 месяцев, а в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, как орган местного самоуправления, обязана обеспечить зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения в возрасте от трех лет; комплектование дошкольных учреждений осуществляется в автоматическом режиме в АИС «Е-услуги.Образование» Управлением образования муниципального образования «Чердаклинский район» в строгом соответствии с требованиями законодательства в порядке электронной очереди, в мае каждого года, а так же в течении года по мере освобождения мест в дошкольных образовательных организациях, в строгом соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки в Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», Положения о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, утвержденного приказом муниципального учреждения управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 21.09.2016 № 455, постановлением администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 23.03.2018 №191 «О закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, за конкретными территориями муниципального образования «Чердаклинский район»;

В настоящее время малолетний Т*А.Ю. стоит в электронной очереди в трех дошкольных образовательных организациях: в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко» под №13, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Рябинка» под №19, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Радуга» под №19,

Т*И.Г. (законным представителем малолетнего Т*А.Ю.) документов подтверждающих право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в учреждения дополнительного образования не предоставлено.

При таких обстоятельствах, предоставление места в дошкольной образовательной организации малолетнему Т*А.Ю., <...> года рождения, не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении и стоящего в общей очереди, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, имеющих аналогичное право и вставших в очередь ранее данного ребенка.

Представитель МУ Управления образования МО «Чердаклинский район» ФИО1 не согласившись с доводами истца, суду пояснила, что на территории МО «Чердаклинский район» ясельные группы в
дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, в том числе в
детских садах в р.п. Чердаклы.

В период автоматического комплектования в мае 2018 г. на 2018-2019
учебный год имелась разновозрастная группа в МДОУ Чердаклинском
детском саду №.... «Солнышко» для детей от 2-х до 4-х лет. В остальных трех
дошкольных образовательных организациях, расположенных в р.п.
Чердаклы, имелись группы для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 08.04.2014 года № 293 «Об утверждении
порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», Положения о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, реализующих основную образовательную программу дошкольного образовав приказом муниципального учреждения управления «Чердаклинский район» Ульяновской области от 21.09.2016 года №455,
постановлением администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской
области № 191 от 23.03.2018 года «О закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и
общего образования, за конкретными территориями муниципального
образования «Чердаклинский район», Административного регламента
предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на
учет детей, нуждающихся в предоставлении места в муниципальных
образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу дошкольного образования на территории муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области», утвержденного постановлением администрации муниципального образования«Чердаклинский район» Ульяновской области от 10 марта 2017 года №151,
комплектование дошкольных учреждений в автоматическом порядке в АИС
«Е-услуги. Образование.» производится после выпуска детей в мае каждого
года, то есть после высвобождении мест в дошкольных образовательных
организациях.

В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 22.06.2016 N 5-КГ16- 73, исходя из действующих правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста (ребенку более 2-х лет); наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении, как пояснила Т*И.Г. прав на преимущественное предоставление места она не имеет. Наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, указанных в электронном заявлении Т*И.Г., отсутствуют. Группы, в той же возрастной категории, что и ребенок Т*, укомплектованы в этих ДОУ на 100%.

Таким образом, прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных санитарных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение (пункт 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13)), лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время ребенок Т* находится в очереди в разные ДОУ под номерами 12 и 14, а не №.....

То есть, реализация прав на получение ребенком Т*И.Г. дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, а также имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Заявление от Т*, при отсутствии мест в образовательной организации по месту жительства ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, не поступало.

В целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования Управлением образования Чердаклинского района Т*И.Г. были предложены два ДОУ, в которых имеются свободные места, расположенные <...> (10 км. от р.п. Чердаклы) и <...> (12 км. от р.п. Чердаклы). Каких-либо норм права, устанавливающих предельность расположения учреждения от места проживания, и соблюдение которых обязательно при предложении места в ДОУ, действующим законодательством не установлено. Поэтому были предложены учреждения, приближенные к месту проживания. Однако, Т*И.Г. в Управление образования Чердаклинского района для устройства ребенка в другую дошкольную образовательную организацию, помимо учреждения по месту жительства при отсутствии в нем свободных мест, не обратилась.

Свидетель Г*Г.Е. суду показала, что она является ответственным работником Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» по работе с программой АИС «Е-услуги. Образование». В начале июня 2018 года Т* в устной форме были предложены места в детских садах в удаленности 10-12 км. от места ее жительства. Она устно отказалась. В настоящее время все группы в тех детских садах которые выбрала Т* укомплектованы на 100 %. Дополнительные места выделить невозможно по СанПину, так как это повлечет нарушение норм ( площади не позволяют).

В соответствии с Указом Президента в мае 2019 года ребенку будет предоставлено место в детском учреждении так как ему на тот момент будет три года. Если сейчас Т* выберут иной детский сад (где имеются места) то их очередь автоматически аннулируется- ребенок будет считаться распределенным и чтобы попасть детский сад потом в р.п. Чердаклы им снова придется восстанавливаться в очереди. Учредителем их организации является Администрация, именно они занимаются вопросами сокращения очереди в детские сады. После очередного комплектования групп в детском саду проводится мониторинг по посещаемости и по нуждаемости- все сведения доводятся до руководителя. Без заявления родителей не могут снять ребенка с места.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Т*И.Г. является матерью Т*А.Ю., <...> г.р., который зарегистрирован в Единой электронной очереди автоматизированной информационной системы «Е-услуги. Образование» (http://detsad.cit73.ru) с 15.06.2016 для получения места в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко».

В настоящее время малолетний Т*А.Ю. стоит в электронной очереди в трех дошкольных образовательных организациях: в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко» под №13, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Рябинка» под №19, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Радуга» под №19.

На момент разрешения спора место в дошкольном образовательном учреждении Т*И.Г. не предоставлено.

Согласно статье 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования может начинаться по достижении ребенком возраста двух месяцев, по достижении указанного возраста и при наличии поданного в установленном порядке заявления родителей ребенок, проживающий на территории муниципального образования, имеет право на получение дошкольного образования в образовательных организациях, обязанность обеспечить реализацию которого лежит на соответствующем органе местного самоуправления.

Администрацией муниципального образования обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

В настоящее время малолетний Т*А.Ю. стоит в электронной очереди в трех дошкольных образовательных организациях: в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Солнышко» под №13, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Рябинка» под №19, в МДОУ Чердаклинский детский сад №.... «Радуга» под №19. Т*И.Г. (законным представителем малолетнего Т*А.Ю.) документов подтверждающих право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в учреждения дополнительного образования не предоставлено.

Места в детских дошкольных образовательных учреждениях, указанных в электронном заявлении Т*И.Г., отсутствуют. Группы в той же возрастной категории, что и ребенок Т*, укомплектованы в этих ДОУ на 100%.

Управлением образования Чердаклинского района Т*И.Г., для устройства ребенка, были предложены два ДОУ, в которых имеются свободные места, расположенные <...> (10 км. от р.п. Чердаклы) и <...> (12 км. от р.п. Чердаклы), однако та от данного предложения отказалась.

Таким образом, прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных санитарных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Т*А.Ю. к Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о предоставлении места в дошкольной образовательной организации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья