ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2332/19 от 01.02.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2019-001930-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года Дело № 2-2332/2019

Абаканский городской суд Республики Хакасия в г. Абакане

В составе председательствующего судьи Моркеля А.С.,

При секретаре Чернецкой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Управлению Министерства внутренних дел России по г.Абакану, Министерству внутренних дел России о компенсации морального вреда,

с участием истца ФИО2

представителя ответчиков УМВД России по г.Абакану, МВД по РХ, МВД России ФИО1, действующей на основании доверенностей,

у с т а н о в и л:

ФИО10 обратился в Абаканский городской суд с исковым заявлением к МВД по РХ о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей ИВС по г.Абакану. Заявленные требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС УМВД по г.Абакану в ненадлежащих условиях унижающих человеческое достоинство. Заявитель указывает, что ему причинен моральный вред, физические и нравственные страдания, вследствие ненадлежащего содержания, выразившегося в лишении возможности реализации права на ежедневную прогулку, в самих камерах отсутствует горячее водоснабжение, санитарный узел ничем не огорожен от жилой зоны, отсутствовала система вентиляции, тусклое освещение, отсутствовали кровати, стояла одна сплошная нара для всех без разграничения спальных мест, пастельные принадлежности не выдавались. Все указанное причиняло истцу физические и нравственные страдания, которые выражены в унижении, оскорблении достоинства, переживаниях. В связи с указанным просит взыскать с МВД по РХ компенсацию морального вреда в размере /.../ руб..

В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, истец ФИО11 заявленные требования поддержал в полном объёме, по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Определениями суда от 22.03.2019г. и 11.04.2019г. в качестве соответчиков были привлечены УМВД России по г.Абакану, МВД России.

Представитель ответчиков УМВД России по г.Абакану, МВД по РХ, МВД России ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала ранее поданные возражения, в которых указала на то, что истцом не подтверждается наличие морально-нравственных страданий, не доказана причинно-следственная связь между указанными истцом нравственными страданиями и условиями содержания в ИВС. Кроме этого МВД по РХ не является финансовым органом и не наделено правом представлять интересы Российской Федерации, поскольку в силу ст.1064-1971 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет средств казны РФ. Обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ. Кроме того, указала, что ИВС УМВД России по г.Абакану был построен по типовому проекту в 1972 году, находился в полуподвальном помещении (цокольный этаж) и рассчитан на 66 мест. Количество камер, в которых размещались подозреваемые и обвиняемые -20, общая площадь данных камер составляла 363,4. Норма санитарной площади в камерах на одного человека составляла 5,5 кв.м. Помещение ИВС было оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией механического типа. В камерах естественная вентиляция, имелось холодное водоснабжение. Освещение в камерах искусственное, представлено светильниками, расположенными в нишах над дверными проёмами, но при этом в камерах имелись зарешеченные оконные отверстия. Побелка стен камер производилась дважды в год, влажная уборка ИВС проводилась еженедельно в выходные дни с использованием дезинфицирующих средств, в ИВС имелся переносной бактерицидный облучатель. Прогулочный дворик для прогулки подозреваемых и обвиняемых отсутствовал, поскольку на момент строительства не был предусмотрен. При этом право на ежедневную прогулку истец мог реализовать в ином месте. Отсутствие централизованной подачи питьевой воды и горячей воды, не отличается от условий жизни в сельской местности России.

Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснения истца и представителя ответчиков ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 7 названного Федерального закона, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Согласно ст. 17 названного Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

Положениями ст. 23 названного Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 указанного Закона).

Порядок содержания подозреваемых и обвиняемых лиц в ИВС органов внутренних дел регламентирован Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 №950.

Согласно пункту 42 указанных Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС (пункт 43).

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС) (п. 44).

В силу пункта 45 Правил Камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В Приложение №1 к Правилам указано, что дежурный по камере обязан производить уборку камерного санузла, а также мыть и дезинфицировать бачок для оправления естественных надобностей (при отсутствии санузла).

То есть, нормативные документы допускают отсутствие санузла.

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п.47).

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.48).

Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).

Обращаясь в суд с требованиями о компенсации морального вреда, ФИО12 указывает о том, что ему причинены нравственные и физические страдания при ненадлежащем содержанием его в ИВС УВД г.Абакана в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям ИЦ МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО13ДД.ММ.ГГГГ. арестован по постановлению Абаканского городского суда РХ по <данные изъяты> УК РФ и осужден Абаканским городским судом РХ ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты> УК РФ. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.. ДД.ММ.ГГГГ. привлечен к уголовной ответственности ОД УВД п г.Абакану по <данные изъяты> УК РФ и осужден Абаканским городским судом РХ ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты> УК РФ Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.. ДД.ММ.ГГГГ.. арестован по постановлению Абаканского городского суда РХ по <данные изъяты> УК РФ и осужден Абаканским городским судом РХ ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты> УК РФ. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ.. арестован по постановлению Кызыльского городского суда РТ по <данные изъяты> УК РФ и осужден Кызыльским городским судом РТ ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты> УК РФ. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. арестован по постановлению Абаканского городского суда РХ по <данные изъяты> УК РФ и осужден Абаканским городским судом РХ ДД.ММ.ГГГГ. по ч<данные изъяты> РФ. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Книги учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания УМВД по г.Абакану за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в судебное заседание не представлены, поскольку согласно справки МВД по РХ, истекли регламентированные сроки хранения документации.

Между тем, в судебном заседании не оспаривался факт содержания ФИО2 оглы в ИВС г. Абакана в указанный им период.

Таким образом, факт содержания ФИО2 оглы в ИВС по г. Абакану в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Истец указывает на ненадлежащие условия содержания в ИВС, чем ему были причинены нравственные и физические страдания.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из смысла указанной нормы права следует, что ответственность по данной статье наступает, если вред причиняется противоправными действиями указанных в статье субъектов.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

К условиям возмещения вреда в соответствии с указанной статьёй следует отнести, прежде всего, наличие вреда. Вред может иметь как имущественный, так и неимущественный характер.

Необходимым условием возникновения оснований для компенсации морального вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, является нарушение личных неимущественных прав потерпевшего (ст. 151 ГК).

Вторым условием возмещения вреда, является причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями.

Третье условие - противоправность деяния причинителя вреда – в данной статье определено как "незаконные действия (бездействие)" государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Четвертым условием возмещения вреда, является наличие вины должностных лиц в причинении вреда.

По мнению суда, действия должностных лиц ИВС УМВД России по г. Абакану по отношению к ФИО2 оглы не были противоправными, их действиями физические и нравственные страдания истцу не причинены.

Согласно сведениям УМВД России по г.Абакану, ИВС УМВД России по г.Абакану был построен по типовому проекту в 1972 году, находился в полуподвальном помещении (цокольный этаж) и рассчитан на 66 мест. Количество камер, в которых размещались подозреваемые и обвиняемые -20, общая площадь данных камер составляла 363,4. Норма санитарной площади в камерах на одного человека составляла 4 кв.м. Помещение ИВС было оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией механического типа. В камерах естественная вентиляция. Прогулочные боксы для прогулки подозреваемых и обвиняемых, дезинфекционные камеры и санпропускники отсутствовали, поскольку на момент строительства не были предусмотрены. Дезинфекция камер и помещений ИВС УМВД России по г.Абакану проводилась ФГУП АДП «Санита», согласно графикам дважды в месяц. Влажная уборка камер ИВС с использованием дезинфицирующих средств проводилась еженедельно в выходные дни. В ИВС имелся переносной бактерицидный облучатель, санитарные узлы в камерах имелись, однако требованиям приватности санитарных узлов соответствовали не все камеры, в изоляторе имелось централизованное холодное водоснабжение. Индивидуальные спальные места на каждого лица, содержащегося в ИВС УМВД по г. Абакану не были предусмотрены, камеры были оборудованы деревянными настилами. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС обеспечивались средствами индивидуальной гигиены (туалетной бумагой. Мылом). В период содержания в ИВС спецконтингенту не запрещалось пользоваться личными постельными принадлежностями и постельным бельем.

По мнению суда, отсутствие прогулочного дворика, не свидетельствует о намеренном причинении администрацией истцу нравственных и физических страданий. Заключение и содержание под стражей неизбежно связано с созданием в отношении лица определенных ограничений и неудобств.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения доводы истца о ненадлежащих условиях содержания в ИВС, которые бы выходили за рамки ограничений, обусловленных содержанием истца под стражей и осуществлением в отношении истца уголовного преследования.

Кроме того, не доказана причинно-следственная связь между наступившими нравственными и физическими страданиями истца, морально-психологическим состоянием и условиями содержания в ИВС, а также вина ответчика в причинении истцу нравственных или физических страданий, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения иска ФИО14.

Поскольку определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела, а требования истца не подлежат удовлетворению, суд полагает необходимым взыскать с ФИО15 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме /.../ руб..

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО16 в удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Управлению Министерства внутренних дел России по г.Абакану, Министерству внутренних дел России о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей.

Взыскать с ФИО17 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме /.../ руб..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.С. Моркель

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года.