Дело № 2-2332/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Круковской А.В.,
при секретаре судебного заседания Войновой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Воркуте Республики Коми 21 октября 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Мегафон» о признании действий, бездействий незаконными, взыскании убытков,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконными действия, бездействия столичного филиала ОАО «Мегафон» по письменной жалобе от *** по ограничению права на получение информации любым законным способом, затрагивающей его права и обязанности, выразившиеся в непредставлении информации с *** по настоящее время, взыскании с ответчика в его пользу причиненных убытков в виде понесенных расходов на почтовые услуги в размере ***. ***..
Определением Воркутинского городского суда РК от *** к производству принято уточненное исковое заявление ФИО1, в котором он просил признать незаконными действия, бездействия ответчика по ограничению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина на получение им информации любым законным способом, выражающихся в не свободном получении информации любым законным способом, нарушении порядка, установленного Федеральным законом N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 3 пунктом 1), статьей 5 частью 1, статьей 8 частью 8 по передаче, получению информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение установленной Законом «О защите прав потребителей», необходимой и достоверной информации об услугах связи, определяемой Законом «О связи», затрагивающей его права и обязанности, нарушении порядка установленного Федеральным законом *** «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» статьями: 12, 10 части 1 пунктов: 1,3,4 повлекших не обеспечение своевременное рассмотрение обращения; не принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, выразившейся в не предоставлении письменного ответа и неполучении письменного ответа по существу поставленных в письменной жалобе от *** вопросов, повлекших нарушение и неисполнение распоряжения №*** Генерального директора ОАО «Мегафон» «Условия оказания услуг связи «Мегафон», которые применяются с *** при заключении Договора от *** «Об оказании услуг связи Мегафон» раздела 5 статьи 12 пункта 12.1 подпункта а) «Прав абонента», статьи 15 пункта 15.7 «Обязанностей оператора по предоставлению дополнительной информации, связанной с оказанием услуг, статьи 21 пункта 12.1 по порядку предъявления претензий и рассмотрению оператором в срок, не превышающий *** календарных дней с даты регистрации претензии с *** по настоящее время по порядку предъявления претензий и рассмотрению оператором в срок не превышающий *** календарных дней с даты регистрации претензии с *** по настоящее время, взыскании причиненных убытков в виде понесенных расходов на почтовые услуги в размере *** рубль *** копеек.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, так как претензия ФИО1 была рассмотрена и направлена истцу в сроки, установленные Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №328 от 25.05.2005 года.
Определением Воркутинского городского суда РК от *** по делу произведена замена ненадлежащего ответчика столичного филиала ОАО «Мегафон» надлежащим ОАО «Мегафон».
Определением Воркутинского городского суда РК от *** к производству принято уточненное исковое заявление ФИО1, в котором истец просил признать незаконными действия, бездействия столичного филиала открытого акционерного общества «Мегафон» по ограничению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина на получение информации любым законным способом, нарушении установленного законом порядка по передаче, получению информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, информации об услугах, на просвещение, ненадлежащим образом исполнение обязательств возложенных Законом «О связи», Распоряжением от *** за №*** Генерального директора ОАО «Мегафон» «Условия оказания услуг связи «Мегафон» которые применяются с *** установленных статьей 15 пунктами 15.2, 15.7 являющихся неотъемлемой частью условий Договора от *** по предоставлению необходимой, достоверной, дополнительной информации связанной с оказанием Услуг и иные сведения, связанные с Услугами Оператора повлекшим: ограничение права определяемого статьей 12 пункта а) выражающегося в не предоставлении, неполучении необходимой информации об оказываемых услугах по письменной претензии от ***; неполучении по не зависящим от воли и сознания обстоятельствам подготовленного *** за исходящим *** ответа направленного *** заказным письмом за *** с *** по ***; основания для обращения в установленном законом, Распоряжением, Договором порядке за зашитой нарушенного права в суд ***; достаточные основания для наступления ответственности в соответствии со статьей 19 пункта 19.1 подпункта д) Распоряжения, Договора за ненадлежащее исполнение обязательств по Договору за непредставление, несвоевременное представление информации связанной с оказанием Услуг Абоненту мобильного номера *** тарифного плана «...» ФИО1, взыскать со столичного филиала открытого акционерного общества «Мегафон» в пользу ФИО1 причиненные убытки в виде понесенных расходов на почтовые услуги в размере *** рубль *** копеек.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи определяет Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».
Пунктом 1 ст.44 Федерального закона «О связи» предусмотрено, что на территории Российской Федерации оказываются услуги связи операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с п. 14 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 328 услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров.
В силу подп. 32 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Частью 1 ст.46 данного Закона предусмотрено, что оператор обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
На основании п. п. 10 - 13 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 328, оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи. В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги. Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: а) выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи; б) выдает информацию абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи; в) осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.
Перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Оператор связи самостоятельно определяет перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг.
Пунктом 25 данных Правил определены обязанности оператора связи, к которым отнесены: а) оказание абоненту тех услуг подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, а также предоставление абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии; б) предоставление необходимой для заключения и исполнения договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами; в) предоставление абонентам в своей сети подвижной связи соединения, осуществляемые для предоставления доступа к услугам своих информационно-справочных служб на тех же условиях, что и для предоставления доступа к услугам иных информационно-справочных служб; г) устранение в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи; д) извещение не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи об этом абонентов через средства массовой информации; е) возобновление оказания услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи (в случае приостановления оказания услуг подвижной связи).
Пунктом 26 данных Правил предусмотрена обязанность оператора связи по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи.
Пунктом 27 указанных Правил определены права абонента, к которым отнесены: а) получение необходимой и достоверной информации об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи; б) требование перерасчета абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества; в) отказ от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором; г) получение по письменному заявлению детализации счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
В соответствии с п.п. "б" п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 328, оператор связи обязан предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Мегафон» является юридическим лицом, по адресу: *** расположен Столичный филиал открытого акционерного общества «Мегафон».
Из устава ОАО «Мегафон» следует, что общество является юридическим лицом, основной целью его деятельности является извлечение прибыли путем оказания услуг связи и осуществления иной хозяйственной деятельности. Основными видами деятельности общества являются: предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи в различных диапазонах, предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи, предоставление в аренду каналов связи, предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи, предоставление услуг связи для целей кабельного вещания, предоставление услуг связи по передаче данных и др..
Судом установлено, что *** между истцом и ответчиком был заключен договор об оказании услуг связи, в рамках которого истцу был выделен абонентский номер *** с установлением тарифного плана «...» в сети подвижной связи «Мегафон».
В соответствии со ст.12 Условий оказания услуг связи «Мегафон», утвержденных распоряжением Генерального директора ОАО «Мегафон» №*** от *** г., являющегося неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи, абонент вправе, в том числе, получать необходимую и достоверную информацию об операторе, режиме его работы, оказываемых услугах, получать по письменному заявлению и за отдельную плату детализацию счета по всем видам услуг связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
Статьей 15 Условий оказания услуг связи «Мегафон» определены обязанности оператора, среди которых указано, что он обязан предоставлять необходимую для заключения и исполнения Договора информацию, оказывать бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги, по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию.
В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию (п. 4 ст. 55). Претензии предъявляются в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба (п. 6 ст. 55).
Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме (п. 7 ст. 55).
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (п. 9 ст. 55 Закона).
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 25.05.2005 года N 328 (ред. от 6.10.2011 года) «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» настоящие Правила регулируют отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования (далее - услуги подвижной связи).
Абонент вправе обжаловать решения и действия (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием услуг подвижной связи (п. 49).
Рассмотрение жалобы абонента осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 51).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг подвижной связи абонент до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Пунктом 55 Правил оказания услуг подвижной связи претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.
О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ему абоненту.
В случае, если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.
Согласно пункту 6 статьи 68 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 61 Правил оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, только если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Статьей 19 Условий оказания услуг связи «Мегафон» также предусмотрена ответственность оператора за непредставление, неполное или несвоевременное предоставление информации, связанной с оказанием услуг. Оператор освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине абонента. Оператор не несет ответственности за неполучение абонентом уведомлений, сообщений иной любой корреспонденции оператора в случае несоблюдения абонентом условий подпункта 5 пункта 13.1 настоящих условий.
В соответствии с п.п.5 п.13.1 Условий оказания услуг связи «Мегафон» абонент обязан, в том числе, сообщать оператору об изменениях персональных данных (фамилии, наименования юридического лица, места жительства (места нахождения).
Из представленных суду документов усматривается, что *** ФИО1 в адрес ОАО «Мегафон» была направлена жалоба по оказанию услуг подвижной связи, которая поступила в адрес ОАО «Мегафон» *** и была зарегистрирована *** за № ***, что подтверждается копией почтовой квитанции, штампом входящей корреспонденции ответчика и письмом Воркутинского почтамта УФПС Республики Коми - филиал ФГУП «Почта России» от *** года.
В указанной жалобе ФИО1 просил ответчика направить в его адрес заверенную в установленном законом порядке детализацию счета указанного им номера телефона за период со *** по ***, подтвердить либо опровергнуть путем письменного ответа указанные им обстоятельства попыток совершения звонков а также направления СМС-сообщений, указать причины невозможности соединения его *** с указанными им номерами абонентов, изложить в письменном ответе подтверждение активирования им *** указанного номера путем СМС - сообщения, указать правильно ли им исчислен срок окончания Договора *** и является ли он пользователем номера указанного им телефона в настоящее время, если нет, то возможно ли продление срока Договора в настоящее время по восстановлению номера телефона и какие действия необходимо совершить.
*** ФИО1 был дан письменный ответ на его обращение от *** по поставленным вопросам, который был направлен в адрес заявителя *** заказным письмом, что подтверждается реестром заказных почтовых отправлений от ОАО «Мегафон» филиал «Столичный» и почтовой квитанцией. В приложении к ответу на обращение указаны направляемые истцу документы: договор об оказании услуг связи и детализация вызовов по его абонентскому номеру за период с *** по *** года. Полнота информации в ответе на поставленные ФИО1 в обращении от *** вопросы им не оспаривалась, исходя из заявленных истцом требований, он считает, что его права нарушены ответчиком, в связи с длительным неполучением от него ответа по его обращению.
В судебном заседании было установлено, что заказное письмо, направленное ответчиком в адрес истца им получено не было.
Как следует из ответа Воркутинского почтамта УФПС Республики Коми - филиал ФГУП «Почта России» от *** года, по данным общероссийской автоматизированной системы учета и прохождения регистрируемых почтовых отправлений заказное письмо №***, направленное ответчиком *** в адрес ФИО1 *** поступило в отделение почтовой связи «Воркута» доставлялось по адресу и возвращено отправителю *** по причине истечения срока хранения, получено отправителем *** года.
Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что претензия ФИО1 ответчиком была рассмотрена в порядке, установленном Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 328, на неё дан письменный ответ в установленный законодательством срок по существу поставленных вопросов, нарушений требований закона при этом не допущено.
Доводы ФИО1 о неполучении ответа не свидетельствует о его отсутствии либо о его ненаправлении. Отправление ответчиком ответа на претензию на имя истца по указанному им адресу, по месту его жительства подтверждается представленными суду документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В свою очередь, в ходе судебного разбирательства доказательств неполучения письма по вине ответчика, истец суду не представил. Получение либо неполучение ответа истцом зависит сугубо от его волеизъявления, не получение отправления относится к рискам последнего, и не свидетельствует о том, что ответ не был подготовлен ответчиком и направлен в его адрес в установленном порядке. Обязанность повторного направления ответа на претензию абонента законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушение прав истца неполучением ответа на жалобу не имело места, поскольку оно не было обусловлено действиями либо бездействиями ответчика, истец сам не обеспечил получение почтовой корреспонденции по адресу своего места жительства.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о признании незаконными действия, бездействия ответчика по ограничению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина на получение информации любым законным способом, нарушении установленного законом порядка по передаче, получению информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, информации об услугах, на просвещение, ненадлежащим образом исполнение обязательств возложенных Законом «О связи», Распоряжением от *** за №*** Генерального директора ОАО «Мегафон» «Условия оказания услуг связи «Мегафон» которые применяются с *** установленных статьей 15 пунктами 15.2, 15.7 являющихся неотъемлемой частью условий Договора от *** по предоставлению необходимой, достоверной, дополнительной информации связанной с оказанием Услуг и иные сведения, связанные с Услугами Оператора повлекшим: ограничение права определяемого статьей 12 пункта а) выражающегося в не предоставлении, неполучении необходимой информации об оказываемых услугах по письменной претензии от ***; неполучении по не зависящим от воли и сознания обстоятельствам подготовленного *** за исходящим *** ответа направленного *** заказным письмом за *** с *** по ***; основания для обращения в установленном законом, Распоряжением, Договором порядке за зашитой нарушенного права в суд ***; достаточные основания для наступления ответственности в соответствии со статьей 19 пункта 19.1 подпункта д) Распоряжения, Договора за ненадлежащее исполнение обязательств по Договору за непредставление, несвоевременное представление информации связанной с оказанием Услуг абоненту мобильного номера *** тарифного плана «...» являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению исковые требования истца о взыскании с ответчика в его пользу причиненных убытков в виде понесенных расходов на почтовые услуги в размере *** рубль *** копеек, поскольку являются производными от основных исковых требований, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действия, бездействия ответчика по ограничению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина на получение информации любым законным способом, нарушении установленного законом порядка по передаче, получению информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, информации об услугах, на просвещение, ненадлежащим образом исполнение обязательств возложенных Законом «О связи», Распоряжением от *** за №*** Генерального директора ОАО «Мегафон» «Условия оказания услуг связи «Мегафон» которые применяются с *** установленных статьей 15 пунктами 15.2, 15.7 являющихся неотъемлемой частью условий Договора от *** по предоставлению необходимой, достоверной, дополнительной информации связанной с оказанием Услуг и иные сведения, связанные с Услугами Оператора повлекшим: ограничение права определяемого статьей 12 пункта а) выражающегося в не предоставлении, неполучении необходимой информации об оказываемых услугах по письменной претензии от ***; неполучении по не зависящим от воли и сознания обстоятельствам подготовленного *** за исходящим *** ответа направленного *** заказным письмом за *** с *** по ***; основания для обращения в установленном законом, Распоряжением, Договором порядке за зашитой нарушенного права в суд ***; достаточные основания для наступления ответственности в соответствии со статьей 19 пункта 19.1 подпункта д) Распоряжения, Договора за ненадлежащее исполнение обязательств по Договору за непредставление, несвоевременное представление информации связанной с оказанием Услуг абоненту мобильного номера *** тарифного плана «...», взыскании причиненных убытков в виде понесенных расходов на почтовые услуги в размере *** рубль *** копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 24.10.2013 года.
Судья А.В. Круковская