ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2332/2022 от 05.08.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-2332/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием

помощника прокурора Ленинского района города Севастополя,

представителя ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Департамента общественной безопасности города Севастополя – ФИО2, действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Зоткине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, Департамент общественной безопасности города Севастополя о понуждении совершить определенные действия,

установил:

прокуратура Ленинского района города Севастополя обратилась в суд с иском интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя о понуждении совершить определенные действия, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, по результатам которой установлено, что защитные сооружения гражданской обороны города Севастополя № 99039 (по адресу пом. IV-1 - IV-10); № 99052 (по адресу , пом. I-1 - I-6); 99057 (по адресу , пом. IV-1 - IV-11); № 99055 (по адресу , пом. 1-10); № 99068 по адресу пом. I-1-1-9, находятся в состоянии, исключающем готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокуратура Ленинского района города Севастополя просила суд обязать Департамент в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу, привести указанные сооружения в соответствие с требованиями.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 22.07.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент общественной безопасности города Севастополя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Севастополя в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного разбирательства извещено судом. Доказательств уважительности причин неявки представителя не представило, ходатайств об отложении не заявляло. При таких обстоятельства, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Помощник прокурора Ленинского района города Севастополя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что надлежащее содержание объектов гражданской обороны возложено на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО1, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснила суду, что в настоящее время проводится работа по передаче объектов гражданской обороны в управление ГУП «Центр эффективного использования собственности города», однако соответствующее распоряжение Департаментом не издано, обратила внимание на то, что решение о проведении проверки вынесено в отношении ГУП, а не Департамента.

Представитель третьего лица Департамента общественной безопасности города Севастополя – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала на необходимость надлежащего содержания объектов гражданской обороны, представила суду паспорт объектов, а также акты инвентаризации, просила суд предоставить более длительный срок исполнения решения суда, поскольку процедура выделения бюджетных денежных средств носит длительный характер.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Согласно Распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 1049 от 12.02.2020 в имущественную казну города Севастополя включены следующие защитные сооружения № 99039 (по адресу пом. IV-1 - IV-10); № 99052 (по адресу , пом. I-1 - I-6); 99057 (по адресу , пом. IV-1 - IV-11); № 99055 (по адресу , пом. 1-10); № 99068 (по адресу пом. I-1 - I-9 в городе Севастополе) (л.д. 22).

В материалы дела представлены паспорта защитных сооружений гражданской обороны № 99039, 99057, 99052, 99055, 99068, составленные в сентябре 2018г.

Полномочия собственника в отношении расположенного на территории города Севастополя федерального имущества, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, по поводу которых возник спор, осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (п. 4.2 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 883-ПП от 22.09.2016).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, по результатам которой установлено, что защитные сооружения гражданской обороны города Севастополя № 99039 (по адресу пом. IV-1 - IV-10); № 99052 (по адресу , пом. I-1 - I-6); 99057 (по адресу , пом. IV-1 - IV-11); № 99055 (по адресу , пом. 1-10); № 99068 по адресу пом. I-1-1-9, находятся в состоянии, исключающем готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (л.д. 16-19). В подтверждение ненадлежащего содержания объектов гражданской обороны города Севастополя представлены фотоматериалы объектов (л.д. 32-35, 41-44, 49-56, 61-65, 70).

Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.

Согласно пункту 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Как следует из представленных Департаментом общественной безопасности города Севастополя в материалы дела актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. № 99068, 99057, 99055, 99052, 99039, утвержденных 29.10.2018, Комиссией было проверено наличие и оценена готовность к использованию по предназначению защитных сооружений, по результатам оценки сделан вывод о не готовности объектов. Сооружения не обеспечены противопожарным имуществом, средствами индивидуальной защиты, приборами, медицинским имуществом, инвентарем и имуществом для организации питания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о ненадлежащем содержании указанных защитных сооружений с момента проведения проверки Комиссией (2018 год) до настоящего времени.

Суд, установив, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в ненадлежащем состоянии, на момент рассмотрения спора в суде, относятся к имуществу казны города Севастополя, за организациями в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 не закреплены, а бездействие Департамента относительно обеспечения постоянной готовности сооружений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, нарушает права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что именно Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в силу приведенного выше правового регулирования обязан содержать сооружения в надлежащем состоянии, в связи с чем заявленные прокурором Ленинского района города Севастополя требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявленный прокурором Ленинского района города Севастополя 6-месячный срок исполнения судебного акта с момента вступления в законную силу, суд полагает достаточным, поскольку длительное бездействие ответчика с 2018 года привело к необходимости обращения в суд с соответствующим иском.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, Департамент общественной безопасности города Севастополя о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести в соответствие защитные сооружения: № 99039 (по адресу пом. IV-1 - IV-10); № 99052 (по адресу , пом. I-1 - I-6); 99057 (по адресу , пом. IV-1 - IV-11); № 99055 (по адресу , пом. 1-10); № 99068 по адресу пом. I-1 - I-9 в городе Севастополе, путем обеспечения защитных сооружений гражданской обороны: сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения. Паспортами и обязательными приложениями к ним. Обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. Указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа. Аварийными баками с запасом воды. Опечатать помещения санузлов. Оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием. Обеспечить противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель - 1 шт. на каждые 300 кв.м. пола сооружения, ящик с песком - 1 шт. на каждые 300 кв.м. пола сооружения). Защитно-герметические двери окрасить синтетическими красками в серый цвет. Ставни окрасить синтетическими красками в серый цвет. На защитно-герметических дверях указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.). На ставне указать порядковой номер (номер заноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень № 1, и т.д.). Привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства защитных сооружений гражданской обороны. Оснастить оборудованием систем вентиляции.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2022 года.

Судья: С.Ф. Эрзиханова