Дело № 2-2332/2022
УИД02RS0001-01-2022-006666-76
Категория 2.070
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Павиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.В.В к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по об оспаривании решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Р.В.В обратился в суд с иском к ГУ –Отделение ПФР по о признании решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировал тем, что решением ГУ-Управление пенсионного фонда Росси в Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ ему в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона. Назначенная пенсия выплачивалась вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ-Отделение пенсионного фона Росси по от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», на том основании, что спорные периоды трудовой деятельности не подлежат включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку истец работал в учреждении, которое относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Истец с указанным решением не согласен, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в », с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ «Отряд ГПС МЧС Росси по » пожарная часть № , выполняющих функции территориального органа управления Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайными ситуациям Российской Федерации. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) работодатель кодировал работу Р.В.В в спорный период как работу, предоставляющую право на досрочную страховую пенсию по старости (28-ПЖ). Учитывая, что общий стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, то у ответчика не имелось оснований для прекращения истцу выплаты пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Р.В.В в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель истца – адвокат ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители ответчика ОПФР по ФИО5, ФИО6 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, поддержали доводы, изложенные в возражение на исковое заявление согласно которому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости обладают лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. федеральной противопожарной службы. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ данной нормой не установлено. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарной службы субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. В соответствии с требованиями ФЗ №400-ФЗ и №27-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, как в рамках плановых контрольных мероприятий таки и при назначении пенсии вправе испрашивать у страхователя документы, содержащие юридически значимую информацию, проверять обоснованность выдачи указанных документов и достоверность содержащихся в нем сведений. Специалистом Клиентской службы в проведена документальная проверка сведений индивидуального (персонифицированного учета) представленных страхователем, в ходе которой установлено, что страхователем сданы недостоверные сведения в части неправомерного отражения кода особых условий труда работнику противопожарной службы субъекта РФ Р.В.В, поскольку финансирование ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в », и ГУ «Отряд ГПС МЧС Росси по » осуществлялось за счет бюджета Республики Алтай. Действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в противопожарной службе субъекта РФ, также как и в муниципальной, ведомственной, частной добровольной пожарной охране, не предусмотрено.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что УПФР в Республики Алтай с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости.
Решением ОПФР по № от ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии по старости Р.В.В прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 с. 1 ст. 25 Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ (утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию, обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проведения документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем на индивидуальном лицевом счете Р.В.В содержатся недостоверные сведения в части неправомерного отражения кода особых условий труда противопожарной службы субъекта РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ в ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в » с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС Росси по ».
В соответствии с пп. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подп. «л» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанным Списком должностей, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
Таким образом, законодателем прямо определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по указанному основанию. Такими лицами являются, в том числе водители Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ГУ МЧС России по в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подчинялось министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Финансирование ГУ МЧС России по осуществлялось в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами МЧС России.
Согласно постановлению Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ создано ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в ». Учредителем учреждения являлось Правительство Республики Алтай. Финансирование учреждения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось за счет бюджета Республики Алтай.
В соответствии с положением ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС Росси по » от ДД.ММ.ГГГГ учредителем отряда являлось Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Финансирование отряда ГПС МЧС Росси по в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ осуществлялось за счет средств республиканского бюджета и средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством РФ.
Согласно записям в трудовой книжке истца в части спорного периода, Р.В.В:
- ДД.ММ.ГГГГ принят водителем в Турочакскую пожарную часть 2го класса пожарного автомобиля. ОГПС МВД Республики Алтай переведен в подчинение МЧС России Республики Алтай с 01.01.202г. (Указ президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№). Министерство по делам ГОЧС Республики Алтай с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем слияния в ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в » (постановление Правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ№).
- ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС Росси по »;
- ДД.ММ.ГГГГ принят на должность водителя пожарного автомобиля пожарной части № в порядке перевода из ГУ РА «УГОЧС и ПБ в ». ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС Росси по » с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ГУ «1отряд федеральной противопожарной службы по ».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ и подпункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Положениями ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что, действительно, на территории Российской Федерации предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако, право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено только для лиц, занимающих определенные должности (в том числе должности спасателей) в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России как федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не относятся к числу лиц, занимающих должности в формированиях МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются.
Истец просит включить в специальный стаж период работы в качестве водителя в период в ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в » учредителем, которого являлось Правительство Республики Алтай, и в ГУ «Отряд ГПС МЧС Росси по » учредителем которого являлось Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Финансирование Отряда осуществлялось за счет средств республиканского бюджета и средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством РФ. Однако данные учреждения не относятся к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти.
Анализируя приведенные нормы закона, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, с которыми закон связывает право на включение спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по основанию пп. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не установлены, поскольку ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в » и ГУ «Отряд ГПС МЧС Росси по », где в спорные периоды работал истец, не относятся к числу аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование требований истец ссылался также на единство системы органов МЧС, указывал на единые требования к спасателям, единый характер работы.
Вместе с тем, трудовые правоотношения подлежат установлению на основании трудовых договоров, записей в трудовой книжке, из которых следует, что истец работал в спорный период в ГУ РА «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в » и ГУ «Отряд ГПС МЧС Росси по ».
Действительно органы и подразделения МЧС составляют единую систему, в которую входят подразделения федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня.
Однако право на досрочное назначение пенсии пенсионным законодательством связано с работой в подразделениях федерального уровня.
Единые требования, предъявляемые к спасателям, работающим в подразделениях разного уровня, также не порождают право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы истца о незаконности прекращения выплаты страховой пенсии, поскольку виновных действий истца по ее назначению не установлено несостоятельны.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).
Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении также отметил, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).
Каких либо исключительных обстоятельств, позволяющих сохранить Р.В.В назначенную пенсию не установлено. Неверное кодирование работодателем категории застрахованного лица не порождает у работника безусловного права на обращение в пенсионный орган за назначением пенсии. Право пенсионного органа на прекращение выплаты пенсии предусмотрено законом.
С учетом установленных обстоятельств суд не находит правовых оснований для признания решения ОПФР по Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы Р.В.В с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Р.В.В к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья Е.Ю.Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2022 года