Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 90 (ч.ч.1-3) Закона РФ « Об исполнительном производстве», постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу положений названных норм, о возможности применения которых к возникшим правоотношениям, указано в ст. 441 ФЗ «Об исполнительном производстве», обжалованию и восстановлению подлежат только те действия (бездействие), решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суду не представлено доказательств возникновения указанных выше обстоятельств, обязывающих суд восстановить нарушенное право взыскателей.
В соответствии со ст. ст. 3 и 4 Закона « Об исполнительном производстве», полномочия службы судебных приставов, судебных приставов-исполнителей порядок ее организации и деятельности определяются настоящим Федеральным законом, федеральным законом о судебных приставах, иными федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона « Об исполнительном производстве», если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
Судом установлено, что исполнительный лист о взыскании денежных средств в пользу заявителей поступил в Управление федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 02.09.2010года, в тот же день было подготовлено сопроводительное письмо о передаче исполнительного листа в Октябрьский РОСП, что подтверждается датой проставленной на сопроводительном письме и датой внесения записи в журнал передачи почтовой корреспонденции в Октбрьский РОСП ( вх.978)( л.д.18). Исполнительный лист был получен представителем Октябрького РОСП 07.09.2010года, что свидетельствует о соблюдении предусмотренных ч.4 ст. 30 Федерального Закона РФ « Об исполнительном производстве сроков передачи исполнительных документов от Главного судебного пристава субъекта Российской Федерации в соответствующее подразделение судебных приставов.
Одновременно, суд учитывает, что законодатель не устанавливает какого-либо определенного порядка передачи в районные отделы службы судебных приставов-исполнителей исполнительных документов поступивших в Областные управления федеральной службы судебных приставов, что не позволяет суду признать неправомерным сложившийся в Управление федеральной службы судебных приставов по Саратовской области порядок передачи исполнительных документов представителям районных отделов службы судебных приставов-исполнителей.
Судом установлено, что исполнительный лист в Октябрьский РОСП поступил 07.09.2010года. Исполнительное производство с учетом внесенных в него исправлений, возбуждено 10.09.2010года, т.е. в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, что соответствует требованиям ч. 8 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации « Об исполнительном производстве.
В силу ст. 30 ч. 17 названного Закона, копия постановления о возбуждении исполнительного производства, направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
Как следует из пояснений представителей службы судебных приставов-исполнителей и книги исходящей корреспонденции постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.09.2010г. было направлено в адрес должника и взыскателей 13.09.2010года.
Однако разрыв в дате вынесения постановления и дате его направления взыскателям, не может свидетельствовать о нарушении сроков направления постановления, предусмотренных ч. 17 ст. 30 названного закона, учитывая, что 11.09.2010г. и 12.09.2010г. выпадают на выходные дни. Согласно ст. 15 ч. 2 Закона, в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Доводы заявителей о том, что постановления об исполнительном производстве они не получили, постановления направлены по адресу по которому они не проживают, не могут свидетельствовать о противоправности действий( бездействия) должностных лиц службы судебных приставов-исполнителей и нарушении прав и законных интересов взыскателей, учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела взыскателям были вручены копии постановлений о возбуждении исполнительного производства и постановления о внесении в них описки.
В силу положений, закрепленных в ст.ст. 254 -256 ГК РФ, обжалованию подлежат только те действия (бездействие), решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Доказательств того, что обжалуемыми действием (бездействием) должностных лиц службы судебных приставов- исполнителей, нарушены права и свободы заявителей; созданы препятствия к осуществлению ими их прав и свобод; на заявителей незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности, суду представлено не было.
Суд, не может согласиться с доводами заявителей о том, что нарушение сроков вручения им постановления о возбуждении исполнительного производства нарушило их право на своевременное исполнение решения мирового судьи, при этом суд учитывает, что в силу положений, закрепленных в ст. 36ч.1 Федерального Закона « Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Срок исполнения законодатель не связывает с моментом вручения постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателям. Что касается срока обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, то в силу положений, закрепленных в ст. 122 Федерального Закона « Об исполнительном производстве», лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Следовательно, срок обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства начинает течь с даты вручения взыскателям в ходе рассмотрения настоящего дела постановления об исполнительном производстве.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: