УИД 74RS0032-01-2023-002322-78
Дело № 2-2333/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года г. Миасс, Челябинская область
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тороповой Л.В.,
при секретаре Борозенцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИП ФИО1), с учетом уточненного иска, о защите прав неопределенного круга потребителей, признании противоправными действия ИП ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в реализации парфюмерных товаров с незарегистрированными кодами за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года и с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года.
Обосновав исковые требования тем, что ИП ФИО1 зарегистрирована как участник оборота товаров в системы ГИС МТ (мониторинг) по товарной группе «парфюмерия», дата регистрации 09 февраля 2021 года ID участник НОМЕР. Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Незарегистрированные коды» из категории товаров «Духи и туалетная вода» за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года в отношении ответчика зарегистрировано 102 нарушения с незарегистрированными кодами, за период с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года - 332 нарушения с незарегистрированными кодами. Действиями ответчика нарушены требования действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. В адрес ответчика направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, возражений либо уведомлений об исполнении от ответчика не поступало.
В судебное заседание истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ИП ФИО1 участия в судебно заседание не принимала, просила о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 70).
Исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).
Пункт 3 части 2 этой же статьи предусматривает в качестве одной из целей названного Федерального закона обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу части 7 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЗ) обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе в целях охраны жизни и здоровья человека.
Обязательная маркировка парфюмерной продукции, в том числе духов и туалетной воды установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» с целью снижения оборота контрафактной продукции.
Судом установлено, что в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «06 особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», ч.2 ст.57, ст.ст. 74, 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-Ф3 «0 государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольного (надзорного мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований» от 20.10.2022 г. N 13/178, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области ФИО2, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО1 (ИНН НОМЕР).
В Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее ГИС МТ) ИП ФИО1 зарегистрирована как участник оборота товаров (далее УОТ) по товарной группе «Парфюмерия», дата регистрации в ФИО3 ID участника НОМЕР
В силу пп. Д п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019г. N 1957 «об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с 1 октября 2020 г. вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке парфюмерной продукции, а также о вводе парфюмерной продукции в оборот, ее обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.Средство идентификации парфюмерной продукции наносится в виде двухмерного штрихового кода в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация» на потребительскую упаковку набора товаров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, а также на потребительскую упаковку парфюмерной продукции, входящей в состав данного набора товаров, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.
Согласно пункту 67 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, участник, осуществляющий оптовую и розничную продажу обувных товаров, сканирует и распознает техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации обувных товаров.
В соответствий с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Формальное нанесение кода идентификации на товары не свидетельствует об исполнении обязанности по маркировке товаров средствами идентификации и влечет нарушение прав потребителей на своевременное получение достоверной информации о товаре, что не соответствует пункту 1 статьи 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Акта 13/172 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 21 октября 2022 года (Акта), Акта 13/113 от 04 апреля 2023 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений обязательных требований, установленных п.1,п.3 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019г. N 1957 «б утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды», 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 ( за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года – 102 нарушения с незарегистрированными кодами, с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года - 332 нарушения с незарегистрированными кодами) (л.д. 13-14, 21-22).
По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий в адрес ИІ ФИО1 были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (N°13/11-183-639 от 06.04.2023 г.). Возражений либо уведомлений об исполнении от ИІІ ФИО1 в адрес истца не поступало.
Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, на основе оценки доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий ответчика ИП ФИО1 по реализации парфюмерных товаров с незарегистрированными кодами за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года и с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года противоправными в отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ИП ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав неопределенного круга потребителей, удовлетворить.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в реализации парфюмерных товаров с незарегистрированными кодами за период с 01 января 2022 года по 30 сентября 2022 года и с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН НОМЕР, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Л.В. Торопова
Мотивированное решение суда составлено 07 сентября 2023 года.