ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2335 от 09.06.2011 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2335 /11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, понуждении устранить допущенные нарушения прав и свобод,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 ( далее по тексту - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, понуждении устранить допущенные нарушения прав и свобод. Требования мотивировал следующим.

ФИО1 является собственником  многоквартирного дома по адресу , также проживает на правах члена семьи в  вышеуказанного дома. Обе квартиры обеспечиваются услугой отопления и горячего водоснабжения.

В состав общего имущества многоквартирного  входит автономная газовая котельная, которая обслуживает только один дом. С использованием данной котельной собственники МКД получают следующие коммунальные ресурсы: горячее водоснабжение, отопление.

Организацией, управляющей общим имуществом МКД 291а является Товарищество собственников жилья «Зеленый Дом».

Полагая, что ТСЖ «Зеленый Дом» () злоупотребляет своим доминирующим положением при предоставлении услуг горячего водоснабжения и отопления, оказываемых гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме по адресу , заявитель обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской республике.

При этом свои доводы мотивировал следующим.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила), ТСЖ является ресурсоснабжающей организацией по отношению к услугам горячего водоснабжения и отопления.

Длительное время (2007 — 2010 годы) ТСЖ предусмотренную нормативными актами обязательную ежегодную корректировку платы за данные коммунальные услуги не осуществляет, коммунальные тарифы на горячее водоснабжение и отопление, как ресурсоснабжающая организация, с органами местного самоуправления в нарушение п. 2 ст. 157 ЖК РФ, не согласовывает, размер платы за данные коммунальные услуги в составе финансового плана либо иного другого документа не обосновывает.

Согласно подпункта пункта 18 Правил, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Аналогично, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды), размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Дополнительно, п.30 Правил установлено, что расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.

Данные требования применительно к размеру платы за отопление и горячее водоснабжение со стороны ТСЖ не выполняются, а данный размер определялся произвольно без какого-либо экономического или иного обоснования, т.е. имеет место факт навязывания собственникам помещений МКД 291 «а» необоснованно завышенной цены на регулируемые коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Согласно пп. «а» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Данное требование со стороны ТСЖ также не выполнялось.

Согласно п.27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета. Данное требование со стороны ТСЖ также не выполнялось.

В силу п.3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
«О естественных монополиях», естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Он не имеет возможности отказаться от услуг горячего водоснабжения и отопления, поскольку в доме отсутствует техническая возможность получения теплоносителя со стороны других организаций.

Таким образом, ТСЖ оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отношении собственников МКД 291 «а» в условиях естественной монополии, так как спрос на эти услуги имеется только у ограниченного круга лиц, не зависит от изменения цены на этот товар и не может быть заменен в потреблении другими товарами в силу недоступности других участников рынка с аналогичным товаром (услугой). Сам факт наличия автономной газовой котельной о расчетными данными, заложенными в проект дома, должен был привести к более дешевому коммунальному ресурсу по себестоимости, нежели у других организации, предоставляющие аналогичные услуги, в связи с отсутствием затрат на транспортировку теплоносителя, минимизации тепловых потерь и оптимальной работы котельной в зависимости от температуры наружного воздуха.

Однако при простом подсчете, стоимость отопления в МКД 291 «а» оказывается значительно выше, чем, например, в ООО «Удмуртские коммунальные системы».

В силу п.2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 ЖК РФ (в т.ч. ГВС и отопление), рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Так постановлением Администрации г. Ижевска от 10 августа 2009 года № 746 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление», утверждены Рекомендации по расчету нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Также было рекомендовано организациям (в т.ч. и товариществам собственников жилья) представить значения нормативов, рассчитанные в соответствии с Рекомендациями, указанными в п. 2 постановления, на утверждение в Администрацию г. Ижевска с приложением обосновывающих документов.

ТСЖ «Зеленый дом» от выполнения данных рекомендаций уклонилось.

В МКД 291 «а» имеются нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности различным организациям. Услуги по отоплению и ГВС они также получают от ТСЖ.

Тариф на отопление для жилых и нежилых помещений установлен товариществом одинаковым.

При таких обстоятельствах, величина норматива потребления тепловой энергии на отопление жилого дома или многоквартирного дома, не имеющего нежилых помещений (кроме нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома), либо в случае, когда расчет расхода тепловой энергии на отопление указанных нежилых помещений производится аналогично жилым помещениям, в случае отсутствия проектных и паспортных данных дома, определяется согласно таблицы 2 Рекомендаций.

Согласно таблице 2 Расчетное значение норматива в Гкал/кв.м. в месяц для МКД 291а (13 этажей) составляет 0,008 Гкал/кв.м. в месяц.

Региональной энергетической комиссией УР в отношении ООО «УКС» на 2010 год установлен тариф 566,52 руб./Гкал (без НДС) (Постановление РЭК УР от 26 ноября 2009 года № 14/21).

Несложный расчет показывает, что отопление 1 кв.м. в доме даже по тарифу ООО «УКС» должно обходится собственникам не дороже 0,008 х 566,52 = 4,53 рублей за кв.м. (без НДС в связи с применением в ТСЖ УСНО).

В данном случае потребителям предъявлен тариф на отопление — 16 рублей за кв.м., т.е. он завышен как минимум в 3,5 раза. А если учесть, что отсутствуют затраты на транспортировку и тепловые потери, то завышение тарифа является еще более значительным.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 147 «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. ТСЖ оказывает услуги по передаче тепловой энергии при отоплении и в горячей воде, следовательно является субъектом естественной монополии.

На основании части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из положений пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ТСЖ, при проведении расчета платы за отопление и горячее водоснабжение, самостоятельно, без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок размера платы за коммунальные услуги, а также бездействие ТСЖ, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение и отопление на 2007, 2008, 2009, 2010 годы и выполнения обязательной ежегодной корректировки платы за коммунальные услуги по фактически понесенным расходам, являются нарушением установленного законодательством Российской Федерации действующего порядка ценообразования, что не допускается в соответствие с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно статье 14.31 КоАП РФ злоупотребление доминирующим положением влечет административную ответственность в виде штрафа с юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение.

В связи с изложенным заявитель просил провести проверку по указанным фактам и в случае если будут выявлены нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме того, просил признать ТСЖ «Зеленый Дом» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдать ТСЖ «Зеленый Дом» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и прекращения ущемления прав граждан, проживающих в  в .

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской республике от  №  в возбуждении дела было отказано.

Заявитель в этой связи просил признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от  №  об отказе в возбуждении дела в отношении ТСЖ «Зеленый дом» по факту завышения данной организацией тарифов на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирном по .

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в обеспечении условий для осуществления права на жилище, предусмотренные п. 5 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В ходе судебного заседания заявитель ФИО1 поддержал свое заявление. При этом пояснил, что считает, что решение УФАС является незаконным по следующим основаниям.

Мотивируя свой отказ, Управление сослалось на неизвестные ему пояснения РЭК УР о том, что ТСЖ «Зеленый Дом» не является теплоснабжающей организацией, а является потребителем тепловой энергии.

Данный вывод прямо противоречит пояснениям представителя ТСЖ, согласно которым «  данный многоквартирный дом имеет собственную пристроенную котельную с целью выработки тепла для поддержания его жизнедеятельности. И тарифы на отопление и горячее водоснабжение в данном доме рассчитываются из расчета фактически понесенных в связи с этим расходов».

В силу п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила 307):

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Таким образом, ТСЖ, осуществляя производство и продажу коммунального ресурса собственникам МКД, одновременно является исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальной услуги «отопление» и «горячее водоснабжение». Деятельность по эксплуатации котельной (опасный производственный объект) подлежит лицензированию.

Начиная с сентября 2010 года ТСЖ эксплуатирует опасный производственный объект без лицензии, в выдаче которой было отказано.

В силу п.15. Правил 307 размер платы, в частности, за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пп.1, п.2. ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подлежат регулированию, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.

Таким образом, ТСЖ осуществляет свою деятельность в области услуг, ценообразование в которой подлежит регулированию, а следовательно, подлежащей контролю со стороны органов государственной власти.

Как указано в обжалуемом решении Управления, с 01 апреля 2006 года порядок расчетов тарифов устанавливается «Структурой обязательных платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома и оплаты коммунальных услуг», утвержденной решением общего собрания участников ТСЖ «Зеленый Дом» от 17 февраля 2006 года.

От проверки законности и обоснованности указанной выше структуры Управление уклонилось.

Между тем, во-первых, данная структура входит в противоречие с Правилами 307, во-вторых, в действительности данная структура в ТСЖ не применяется начиная с 2007 года, поскольку из объяснения представителя ТСЖ, собственникам устанавливается два фиксированных тарифа — зимний и летний (это подтверждается приведенными выше тарифами на ГВС и отопление), в-третьих, Управление никак не реагирует на то, что тарифы на отопление и горячее водоснабжение утверждаются на общем собрании членов ТСЖ (это следует из объяснения представителя ТСЖ), хотя в силу ст. 145 и 157 ЖК РФ установление данных тарифов не входит в компетенцию органов управления ТСЖ, в-четвертых, Управление уклонилось от проверки обоснованности регулируемых тарифов как применительно к структуре, на которую ссылается ТСЖ, так и применительно к правилам, установленных нормативными актами РФ, в-пятых, элементарная арифметика показывает, что даже в соответствие с таблицами, представленных Управлению со стороны ТСЖ (которые, на взгляд заявителя, не имеют под собой реальных (подтвержденных документально) затрат), тарифы являются завышенными. Так, согласно представленных ТСЖ данных, в 2008 году суммарно оказано услуг по отоплению на сумму 1 223 000 рублей.

Учитывая, что отапливаемая площадь МКД, согласно технического паспорта, составляет 11573,5 кв.м. среднегодовой тариф на отопление составил — 8,80 руб./кв.м.

Однако собственникам было начислено в 2008 году по среднегодовому тарифу 10,5 руб./кв.м.

Аналогичная картина по 2009 и 2010 году.

В этой связи, довод ТСЖ о том, что «  в силу превышения затрат ТСЖ «Зеленый Дом» на оказание коммунальных услуг по отоплению над выставленным жильцам дома корректировка произведена не была» прямо противоречит представленными ими же данными.

При этом, расходы ТСЖ, включаемые в тариф на отопление и ГВС, прямо противоречат нормам и правилам, установленным нормативными актами РФ, и фактически являются произвольными.

Довод Управления о том, что решение о размере тарифов на отопление и ГВС утвержден общим собранием собственников жилья, не основан на фактах, поскольку подобных решений (собственников жилья) не существует в природе, а все решения на этот счет приняты именно общим собранием членов товарищества с нарушением компетенции.

При таких обстоятельствах, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской республике от  №  об отказе в возбуждении дела является незаконными, препятствует осуществлению гражданином его прав и свобод в части государственного контроля над ценообразованием в организации коммунального комплекса, осуществляющей свою деятельность в режиме естественной монополии.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской республике были нарушены права и свободы гражданина, которое выразилось в бездействии государственного органа в обеспечении условий для осуществления права на жилище, предусмотренные п.5 ст.2 Жилищного Кодекса РФ.

Так, Управление отказывает в проверке не по факту отсутствия нарушений со стороны ТСЖ, а по причине того, что не считает ТСЖ субъектом естественной монополии, что противоречит фактическим обстоятельствам.

При этом не имеет значения, относится ли ТСЖ к теплоснабжающей организации, так как управление полномочно проверять субъекта естественной монополии только в отношении ценообразования.

ТСЖ не отрицает, что самостоятельно и, самое главное, произвольно устанавливает цену на услугу «отопление» и «горячее водоснабжение» через свои органы (собрание, правление). Поскольку услуги не перепродаются, а производятся ТСЖ самостоятельно, то именно ТСЖ формирует цену на эти услуги и его деятельность в области ценообразования подлежит контролю со стороны Управления Федеральной антимонопольной службы.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - ФИО2, действующий на основании доверенности, просил заявление ФИО1 оставить без удовлетворения, при этом пояснил, что в соответствии с ч.1 ст. 135 ЖК РФ под товариществом собственников жилья понимается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. ТСЖ вправе заключать договоры управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и иные договоры в интересах членов товарищества, устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений, выполнять работы для собственников, предоставлять им услуги, пользоваться иными правами (ст. 137 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ «Зеленый дом» осуществляет управление своим многоквартирным домом. В соответствии со ст. 2 ФЗ №190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Имея на балансе собственную котельную и отапливая многоквартирный дом, собственники жилья выделяют денежные средства для содержания данной котельной.

Таким образом, осуществляется не продажа тепловой энергии третьим лицам, а внутреннее её потребление для собственных нужд.

Представитель ТСЖ « Зеленый дом» - Зволинская Н.П., действующая на основании Устава, ФИО3, действующий на основании доверенности, просили заявление ФИО4 оставить без удовлетворения, при этом ФИО3, пояснил, что в качестве довода, послужившего основанием для отказа в возбуждении дела по факту нарушения антимонопольного законодательства в решении УФАС указано то, что ТСЖ «Зеленый Дом» является потребителем тепловой энергии и не является теплоснабжающей организацией в связи с чем, ТСЖ «Зеленый Дом» не является субъектом монополии и не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства. По мнению заявителя со ссылкой на статью 3 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, ТСЖ «Зеленый Дом» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к услугам горячего водоснабжения и отопления.

Однако, данный вывод заявителя является ошибочным и основан на неправильном применении положений Порядка. ТСЖ «Зеленый Дом» в силу прямого указания упомянутого Порядка, является исполнителем коммунальных услуг (Решением Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 года N ГКПИЮ-1401 пункт 3 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, определяющей используемое в настоящих Правилах понятие "исполнитель" и позволяющей признавать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг).

Исполнитель не только предоставляет коммунальные услуги, а в том числе, производит самостоятельно либо приобретает коммунальные ресурсы. В свою очередь ресурсоснабжающая организация осуществляет исключительно продажу коммунальных ресурсов. Однако, ТСЖ «Зеленый Дом» не продает коммунальные ресурсы.

В силу пунктов 18, 30 Правил размер платы за отопление и горячее водоснабжение применительно к случаю образуют расходы товарищества на производство указанных тепловых ресурсов, то есть собственникам помещений в многоквартирном доме товарищество обязано поставлять тепловую энергию и горячую воду по себестоимости (не по рыночной стоимости, не по экономически обоснованным утвержденным тарифам) - без какой-либо материальной выгоды. Если придерживаться позиции заявителя, то надлежит руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 3 данного закона, общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, а также обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. То есть законодатель прямо предусмотрел, что деятельность теплоснабжающей организации является предпринимательской, то есть направлена на извлечение прибыли подразумевает получение разумной доходности, с учетом которой осуществляется регулирование цен (тарифов) на коммунальный ресурс. ТСЖ в свою очередь, являясь некоммерческой организацией и в силу прямого указания Порядка может получать доход от оказания коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе от оказания коммунальных услуг - отопление и горячее водоснабжение. Таким образом, УФАС Российской Федерации по УР обоснованно установило, что ТСЖ «Зеленый Дом» не является ресурсоснабжающей организацией, и в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело с согласия сторон рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

В письменном отзыве, представленном до судебного заседания, указал, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим органи­зациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном ос­новании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе

теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение по­требителей тепловой энергии. ТСЖ «Зеленый дом» не является теплоснабжающей организацией, а является потребителем тепловой энергии. Поэтому ТСЖ не представляло документов для утверждения тарифов на тепловую энергию и горячую воду в РЭК УР, а последняя не утверждала эти тарифы для ТСЖ.

Основным поставщиком услуг по теплоснабжению и горячему водо­снабжению в 2008-2011 годах по г. Ижевску является ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ООО «УКС»). Кроме того, РЭК УР были утверждены для ООО «УКС» тарифы на отпуск тепловой энергии на 2008 год — постановлением от 6 декабря 2007 года № 15/9 в разме­ре 564,60 рублей /Гкал. (без НДС), на 2009 год - постановлением от 30 декабря 2008 года № 19/89 в раз­мере 704,57 рублей /Гкал. (без НДС), на 2010 год - постановлением от 26 ноября 2009 года № 15/9 в разме­ре 820,50 рублей/Гкал (без НДС).

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в су­дебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представлен­ными и исследованными доказательствами.

Суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, понуждении устранить допущенные нарушения прав и свобод, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Из разъяснения, содержащегося в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту – постановление №10) следует, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 постановления №10 - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

Таким образом, для признания судом незаконным решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, необходимо наличие следующих условий  : незаконность решения, действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина  , либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела наличие данных условий не нашло своего подтверждения.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147 - ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

К правоотношениям по передаче тепловой энергии применяются положения (правила), предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, а именно нормы 539-548 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Соответственно, если говорить о том, что ТСЖ является субъектом естественной монополии, оказывающее услуги по передаче тепловой энергии, то ТСЖ должно быть энергоснабжающей организацией.

Правила учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19 сентября 1996 года, Минстроем РФ 26 сентября 1996 года, устанавливают, что энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и тепловой энергией.

Коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).

Часть 1 статьи 135 ЖК РФ гласит, что ТСЖ является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг собственникам МКД.

Следовательно, ТСЖ не является субъектом естественной монополии.

Кроме того, обстоятельствами подтверждающими, что ТСЖ не является субъектом естественной монополии, является то обстоятельство, что котельная и внутридомовые инженерные системы, расположенные в МКД, являются общей долевой собственностью собственников помещений МКД, и используются для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме. Иных потребителей тепловой энергии, имеющих надлежащее технологическое присоединение к котельной МКД, не имеется.

Следовательно, по мнению суда, ТСЖ не осуществляет передачу тепловой энергии, а использует коммунальный ресурс в целях удовлетворения нужд собственников помещений МКД, то есть собственных нужд.

Исходя из вышеизложенного, учитывая положение статьи 4 Закона о естественных монополиях, ТСЖ «Зеленый дом» не является субъектом естественной монополии.

Довод заявителя ФИО1 о том, что антимонопольный орган не истребовал всю информацию, запрошенную у ТСЖ «Зеленый дом», не состоятелен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3.21 приказа ФАС РФ от 25 декабря 2007 года N 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации», при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов, антимонопольный орган:

- определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело;

-устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению;

- определяет достаточность материалов для возбуждения дела;

- определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;

- решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

Согласно пункту 3.24 указанного приказа ФАС России, в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих и некоммерческих организаций (их должностных лиц), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или организаций (их должностных лиц), физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении, материалах.

Пункт 3.27 приказа ФАС России, гласит, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении дела, антимонопольный орган направляет заявителю мотивированный отказ (пункт 3.33 приказа ФАС РФ от 25 декабря 2007 года N447).

Как установлено в ходе судебного заседания, антимонопольный орган исследовал документы и сведения, полученные в ходе рассмотрения заявления, при этом направлял повторные запросы и в адрес ТСЖ и в адрес РЭК УР), после чего, не   установив в действиях ТСЖ « Зеленый дом» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в адрес заявителя направил мотивированный ответ об отказе в возбуждении дела.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики, об отказе в возбуждении дела за нарушение антимонопольного законодательства в отношении ТСЖ « Зеленый Дом», является законным и обоснованным.

Как установлено в ходе судебного заседания, на рассмотрении в Октябрьском районном суде г.Ижевска, находится иск ФИО1 к ТСЖ «Зеленый Дом», где он фактически оспаривает действия ТСЖ «Зеленый Дом» по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение, а также бездействие ТСЖ, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение и отопление за период с 2007-2010 годы и выполнения обязательной ежегодной корректировки платы за коммунальные услуги по фактически понесенным расходам. То есть имеет место спор о праве, который в настоящее время не разрешен судом.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель ФИО1 не представил доказательства незаконности решения и бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, а также доказательств нарушения его прав и свобод вынесением данного решения.

В связи с чем суд полагает, что заявление ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, понуждении устранить допущенные нарушения прав и свобод, не основано на законе, следовательно удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, понуждении устранить допущенные нарушения прав и свобод, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 01.07.2011 года.

Председательствующий судья О.П.Карпова