ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2337 от 18.07.2011 Серпуховского городского суда (Московская область)

                                                                                    Серпуховский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Серпуховский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-2337/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года

город Серпухов

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,

с участием:

прокурора Кобозевой О.А.,

истцов Шаковца А.Г., Семенова А.В.,

представителя ответчика ФГУП «Туровский» - Ковтун В.Н.,

представителя третьего лица ТУ ФАУГИ в МО – Архангельского О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Шаковца А.Г. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе,

по иску Семенова А.В. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе,

установил:

Определением Серпуховского городского суда Московской области от 14.07.2011 года гражданские дела по иску Шаковца А.Г. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе и по иску Семенова А.В. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе, объединены в одно производство, гражданскому делу присвоен №2-2337/2011.

Истец Шаковец А.Г. обратился в суд с иском о признании приказа  от  об увольнении его с должности  ФГУП «Туровский» незаконным и необоснованным и восстановлении на работе с . Свои требования мотивирует тем, что на основании Приказа  от  и заключенного с Федеральным государственным унитарным предприятием «Туровский» Трудовым договором от  он являлся  Федерального государственного унитарного предприятия «Туровский» и приступил к исполнению обязанностей с . Приказом Минсельхоза РФ  на должность директора ФГУП «Туровский» был временно, с , назначен Л. В дальнейшем Л. был признан победителем конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский», проведенного Министерством сельского хозяйства  и в настоящее время занимает должность директора ФГУП «Туровский».  директор ФГУП «Туровский» Л. издал Приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности», согласно которому с  сокращаются следующие должности:  - 3 штатные единицы, главный инженер - 1 штатная единица, главный агроном - 1 штатная единица, агроном - 1 штатная единица.  истцу под роспись был вручен Приказ об увольнении  от  Считает своё увольнение незаконным, поскольку приказ  от  издан незаконно и с превышением полномочий руководителя, так как со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Однако такого разрешения от ТУ ФАУГИ в МО на сокращение численности работников предприятия получено не было, в связи с чем Приказ -к «Об изменении организационной структуры и штатной численности» издан Директором ФГУП «Туровский» с превышением полномочий, предоставленных руководителю государственного предприятия, включенного в прогнозный план приватизации, и является незаконным. Истец Шаковец А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Истец Семенов А.В. также обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении его с должности  ФГУП «Туровский» незаконным и необоснованным и восстановлении на работе. Свои требования мотивирует тем, что на основании заключенного с Федеральным государственным унитарным предприятием «Туровский» Трудовым договором от  и приказом  от  он являлся  Федерального государственного унитарного предприятия «Туровский» и приступил к исполнению обязанностей с . Приказом Минсельхоза РФ  на должность директора ФГУП «Туровский» был временно, с , назначен Л. В дальнейшем Л. был признан победителем конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский», проведенного Министерством сельского хозяйства  и в настоящее время занимает должность директора ФГУП «Туровский».  директор ФГУП «Туровский» Л. издал Приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности», согласно которому с  сокращаются следующие должности:  - 3 штатные единицы, главный инженер - 1 штатная единица, главный агроном - 1 штатная единица, агроном - 1 штатная единица.  ему под роспись было вручено Уведомление об увольнении в связи с сокращением штата от  . Считает увольнение незаконным так как приказ  от  издан незаконно и с превышением полномочий руководителя. С момента включения ФГУП «Туровский» в прогнозный план приватизации на 2011 - 2013 г., сокращение численности работников указанного унитарного предприятия не допускается в силу прямого указания закона без согласия собственника. Поскольку местом нахождения имущества ФГУП «Туровский» является Московская область, то разрешение на сокращение численности работников предприятия принимается Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ ФАУГИ в МО). Однако такого разрешения от ТУ ФАУГИ в МО на сокращение численности работников предприятия получено не было, в связи с чем Приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности» издан Директором ФГУП «Туровский» с превышением полномочий, предоставленных руководителю государственного предприятия, включенного в прогнозный план приватизации, и является незаконным. Истец Семенов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Туровский» - Ковтун В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Шаковца А.Г. и Семенова А.В., просил в иске отказать по следующим основаниям. В обосновании своих требований истцы указывают на то, что они были уволены с занимаемой должности незаконно, поскольку приказ ФГУП «Туровский»  от  о сокращении был издан с превышением полномочий. По мнению истцов, ФГУП «Туровский» должно было согласовать такое сокращение с собственником имущества федерального государственного унитарного предприятия. В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия. Собственником ФГУП «Туровский» является Российская Федерация, в лице учредителей Правительства РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Министерство сельского хозяйства РФ. Однако, в соответствии с п.1.4. Устава ФГУП «Туровский», Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства РФ. Абзацем 2 п.1 ст.2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что от имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Актом, определяющим статус Минсельхоза России, является Положение «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450. В соответствии с п.5.4. названного Положения, Минсельхоз России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Министерству. Помимо Положения о Минсельхозе, пределы полномочий Минсельхоза России также установлены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». В соответствии с п.1.1. названного Постановления, Минсельхоз России в отношении ФГУП «Туровский», в том числе осуществляет: б) назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним; в) мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия; г) согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменения и прекращения трудового договора с ним. Указанные полномочия Минсельхоз России осуществляет самостоятельно и без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Таким образом, самостоятельно (без согласования с Росимуществом) решает кадровые вопросы, в том числе, и вопросы по согласованию сокращения численности работников унитарного предприятия, со дня утверждения прогнозного плата (программы) приватизации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий. В п.5.6. данного Постановления указано, что Росимущество направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, предложение о прекращении в соответствии с законодательством РФ трудового договора с руководителем. Таким образом, кадровые вопросы Росимущество в неподведомственных ему унитарных предприятиях не решает. Разрешение на сокращение численности работников предприятия принимается Минсельхозом.  ФГУП «Туровский» обратилось в Минсельхоз с разрешением на проведение организационных мероприятий по сокращению штатов предприятия, в ходе которых планировалось сократить следующие единицы:  (3 единицы), главного инженера (1 единица), главного агронома (1 единица) и агронома (1 единица).  Минсельхоз уведомил ФГУП «Туровский», что не возражает против проведения указанных мероприятий по сокращению штатной численности сотрудников предприятия.  директор ФГУП «Туровский» Л. издал приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности», согласно которого с  сокращаются следующие должности:  (3 штатные единицы), главный инженер (1 штатная единица), главный агроном (1 штатная единица) и агроном (1 штатная единица). Поскольку среди сокращаемых должностей были заняты две должности , остальные вакантны, то с указанным приказом под роспись были ознакомлены оба истца. Шаковец А.Г.  под роспись получил уведомление об увольнении с  в связи с сокращением штата. Семенов А.В.  под роспись получил уведомление об увольнении с  в связи с сокращением штата.  ФГУП «Туровский» известил Серпуховский центр занятости населения о высвобождаемых работниках.  Шаковец А.Г. был уволен и ему под роспись был вручен приказ . , согласно приказа , Семенов А.В. был уволен, однако последний на рабочем месте отсутствовал.  по адресу места жительства Семенову было направлено заказное письмо с приказом о его увольнении. Считает, что доводы истцов о их незаконном увольнении необоснованны, так как приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности» и приказ  об увольнении Шаковца А.Г. и приказ  об увольнении Семенова А.В. изданы в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого,  в день увольнения Шаковца А.Г., последнему был вручен дубликат трудовой книжки (о чем имеется расписка), а также начислены причитающиеся ему денежные средства (заработная плата за май, июнь 2011 года, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие). Указанные денежные средства Шаковец получить отказался, о чем был составлен соответствующий акт.  причитающиеся Шаковцу А.Г. денежные средства были депонированы в банке.  по месту жительства Шаковца А.Г. были направлены телеграммы, с информацией о депонировании причитающихся последнему денежных средств и просьбой сообщить дату его прибытия на предприятие для получения указанных денежных средств. На предприятии оригиналы приказа о приеме на работу Шаковца А.Г. и Семенова А.В., трудовой договор с ними, их должностные обязанности отсутствуют, так как предыдущее руководство какую-либо документацию не передавало, что зафиксировано актом об отказе передачи дел и документов ФГУП «Туровский». В копии приказа о приеме Шаковца А.Г. на работу указана сумма должностного оклада в месяц в размере , однако, в копии трудового договора указана сумма . Ежемесячные начисления заработной платы Шаковцу А.Г. произведены из расчета оклада в размере . При этом, Шаковцу А.Г. ежемесячно выплачивалась заработная плата из расчета оклада в размере 7000 рублей и последний каких-либо претензий не имел, требований не высказывал. Кроме того, Семенову А.В. были начислены причитающиеся ему денежные средства (компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие). Указанные денежные средства, в связи с отсутствием последнего на рабочем месте были депонированы в банке. Необходимо отметить, что Семенов А.В. с  (момента назначения Л. директором ФГУП «Туровский») на рабочем месте находился один раз, о чем свидетельствуют табели учета рабочего времени, при этом за отработанное время ему были выплачены денежные средства. Документы о приеме на работу Семенов А.В. на предприятие не представлял (л.д.48-51, 134-136).

Представитель третьего лица ТУ ФАУГИ в МО – Архангельский О.Г. в судебном заседании исковые требования Шаковца А.Г. и Семенова А.В. поддержал, пояснил, что увольнение обоих истцов совершено с грубым нарушением требований законодательства. Статьей 21 ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы. В Уставе ФГУП «Туровский» (п. 5.4) указано, что взаимоотношения работников и Директора Предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором. В соответствии с п.4 ст.71 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. В соответствии с ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия. Распоряжением Правительства РФ от 24.03.2011 №513-р «О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 -2013 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 № 2102-р» внесены изменения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011 -2013 года, согласно которым ФГУП «Туровский» включено в прогнозный план приватизации. В соответствии с п. 1 главы 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (Приложение № 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. В соответствии с п. 5 главы 2 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества. Нормами законодательства прямо установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является органом государственной власти, осуществляющим права собственника в отношении имущества федерального государственного предприятия, в том числе включенного в прогнозный план приватизации, и осуществляет все полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Поскольку местом нахождения имущества ФГУП «Туровский» является Московская область, то полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ ФАУГИ в МО). Следовательно, при сокращении численности работников, ФГУП «Туровский» необходимо было получить согласие ТУ ФАУГИ в МО для осуществления такого сокращения. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не давало своего согласия на сокращение численности работников ФГУП «Туровский». В свою очередь Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» не содержит полномочий Минсельхоза РФ по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия, включенного в прогнозный план приватизации. Кроме того, приказы об увольнении истцов подписаны ненадлежащим лицом, а именно и.о. директора К. Уставом ФГУП «Туровский» предусмотрены должности заместителей директора, в то время как должность исполняющего обязанности директора не предусмотрена, что так же указывает на незаконность приказа об увольнении истцов (л.д.191-193).

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указано, что исковые требования Семенова А.В. и Шаковца А.Г. считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. По мнению истцов, увольнение их с должности  ФГУП «Туровский» незаконно, поскольку на сокращение численности работников, оформленное приказом ФГУП «Туровский» от   «Об изменении организационной структуры и штатной численности», не было получено согласие собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия. Однако, данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам. Согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия. Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях (п. 1 Положения). Пунктом 5.4 Положения установлено, что Минсельхоз России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 100-р «Об отнесении федеральных государственных унитарных предприятий к ведению Минсельхоза России» ФГУП «Туровский» отнесено к ведению Минсельхоза России. Таким образом, в силу норм действующего законодательства Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за ФГУП «Туровский». Следовательно, согласие на сокращение численности работников ФГУП «Туровский» в соответствии п.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» должен давать Минсельхоз России. На обращение ФГУП «Туровский» от   по вопросу согласования сокращения численности работников предприятия МинсельхозРоссии письмом от   уведомил ФГУП «Туровский» о том, что не возражает против проведения мероприятий по сокращению штатной численности сотрудников предприятия. Таким образом, требование п.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не было нарушено ФГУП «Туровский», сокращение численности работников предприятия проведено в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Доводы истцов о том, что разрешение на сокращение численности работников унитарного предприятия, включенного в прогнозный план приватизации, принимается Росимуществом и его территориальными органами не основан на нормах права и не подтверждается ссылками на положения нормативных правовых актов, закрепляющих данные полномочия за Росимуществом. Оснований для удовлетворения требований Истцов о признании незаконным увольнения их с должности заместителя директора ФГУП «Туровский» и восстановлении на работе не имеется (л.д.91-93, 184-186).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что иски подлежат удовлетворению, поскольку имело место нарушение закона при увольнении истцов, суд считает иски подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела видно, что Шаковец А.Г. работал с  по  в должности  ФГУП «Туровский» (л.д.7).  между ФГУП «Туровский» и Шаковцом А.Г. был заключен трудовой договор (л.д.8-11).

На основании приказа  от  Шаковец А.Г. был уволен в связи с сокращением штата работников организации по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, на основании приказа о проведении организационно-штатных мероприятий от   (л.д.23). Данный приказ подписан и.о. директора К. (л.д.23-оборот).

В деле имеется уведомление от   об увольнении в связи с сокращением штата на имя Шаковца А.Г., из которого усматривается, что в связи с проведением мероприятий по сокращению штата работников в соответствии с приказом от   занимаемая им должность сокращается с , приказ подписан директором ФГУП «Туровский» Л. (л.д.22).

Из материалов дела видно, что Семенов А.В. работал по  в должности  ФГУП «Туровский».

На основании приказа  от  Семенов А.В. был уволен в связи с сокращением штата работников организации по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, на основании приказа о проведении организационно-штатных мероприятий от   (л.д.143). Данный приказ подписан и.о. директора ФГУП «Туровский» К. (л.д.143-оборот).

В деле имеется уведомление от   об увольнении в связи с сокращением штата на имя Семенова А.В., из которого усматривается, что в связи с проведением мероприятий по сокращению штата работников в соответствии с приказом от   занимаемая им должность сокращается с , приказ подписан директором ФГУП «Туровский» Л. (л.д.131).

 директором ФГУП «Туровский» Л. в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Департамент земельной политики имущественных отношений и госсобственности было направлено письмо о проведении ФГУП «Туровский» оргмероприятий, в частности планируется приведение штатного расписания предприятия в соответствии с характером текущей деятельности и сократить излишние штатные единицы, а именно , главного инженера, главного агронома и агронома. Распоряжением Правительства РФ №2102-р от 18.05.2011 г. ФГУП «Туровский» включено в прогнозный план приватизации на 2011-2113 гг. В соответствии со ст.14 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с момента включение в прогнозный план приватизации предприятия не вправе без согласия собственника имущества сократить численность работников. В связи с этим просят дать согласие на проведение сокращения штатов ФГУП «Туровский» согласно проекта штатного расписания (л.д.52).

 Минсельхозом России на письмо ФГУП «Туровский» был дан ответ, в котором указано, что Депземполитика Минсельхоза России не возражает против проведения указанных мероприятий по сокращению штатной численности сотрудников ФГУП «Туровский» (в количестве 3 единиц) в порядке, установленном законодательством РФ (л.д.54).

 ФГУП «Туровский» издал приказ  «Об изменении организационной структуры и штатной численности», из которого усматривается, что в связи с сокращением объеме работ, уменьшением фонда заработной платы и проведением мероприятий по совершенствованию организационной структуры организации, с  сокращаются следующие должности:  – 3 штатные единицы; главный инженер – 1 штатная единица; главный агроном – 1 штатная единица; агроном – 1 штатная единица (л.д.55).

Согласно приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 31.05.2010 г. №54-кп на должность директора федерального государственного унитарного предприятия «Туровский» был назначен Л. (л.д.12). В материалы дела представлена копия протокола заседания комиссии Минсельхоза России по проведению конкурса на заместителя должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия от  , из которого усматривается, что победителем конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский» признан Л. (л.д.13-21).

В материалы дела представлены: копия устава ФГУП «Туровский» (л.д.26-45).

Согласно п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы.

В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия.

Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Согласно Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях (п. 1 Положения). Пунктом 5.4 Положения установлено, что Минсельхоз России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 100-р «Об отнесении федеральных государственных унитарных предприятий к ведению Минсельхоза России» ФГУП «Туровский» отнесено к ведению Минсельхоза России.

Таким образом, в силу норм действующего законодательства Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за ФГУП «Туровский», т.е. согласие на сокращение численности работников ФГУП «Туровский» в соответствии п.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» должен давать Минсельхоз России.

В силу статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии с ч.2 ч.1 ст.81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Расторжение трудового договора по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ возможно при условии, что работник не имел преимущественного права на оставление на работе (ст.179 ТК РФ).

В соответствии со статьи 394 Трудового Кодекса РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Оценив доказательства по делу суд считает, что увольнение истцов Шаковца А.Г. и Семенова А.В. произведено с нарушением действующего законодательства, поскольку на момент их увольнения не имелось согласия Министерства сельского хозяйства РФ на сокращение двух должностей  предприятия и приказ об увольнении работников был издан неуполномоченным на то лицом. Как видно из материалов дела, директор ФГУП «Туровский» Л. обратился в Минсельхоз за разрешением сократить 4 должности, в ответ на его обращение ему сообщено, что он может сократить 3 должности, однако не указано какие. Судом установлено, что приказы об увольнении истцов подписаны ненадлежащим лицом, а именно и.о.директора К., должность которого не позволяла руководителю предприятия возлагать на него исполнение обязанностей директора. Как видно из материалов дела Уставом ФГУП «Туровский» предусмотрены должности , которые и должны в силу своих должностных обязанностей руководить предприятием при отсутствии его директора, в то время как должность исполняющего обязанности директора Уставом не предусмотрена.

Таким образом, требования истцов Шаковца А.Г. и Семенова А.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шаковца А.Г. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе, УДОВЛЕТВОРИТЬ: восстановить Шаковца А.Г. в должности  ФГУП «Туровский» с . Решение о восстановлении Шаковца А.Г. на работе в указанной должности подлежит немедленному исполнению.

Исковое заявление Семенова А.В. к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе, УДОВЛЕТВОРИТЬ: восстановить Семенова А.В. в должности  ФГУП «Туровский» с . Решение о восстановлении Семенова А.В. на работе в указанной должности подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с ФГУП «Туровский» в местный бюджет государственную пошлину в сумме .

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий Коляда В.А.

Справка

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 сентября 2011 года:

Решение Серпуховского городского суда Московской области от 18 июля 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым Шаковцу А.Г. в исковых требованиях к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе в должности  – отказать.

Семенову А.В. в исковых требованиях к ФГУП «Туровский» о восстановлении на работе в должности  – отказать.

Судья Серпуховского городского суда

Московской области Коляда В.А.