ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2337/20 от 02.12.2020 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

У И Д 52RS0009-01-2020-003308-05

Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-2337/2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2020г. Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.

при секретаре Кудряшовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусова С.А. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа,

У С Т А Н О В И Л :

Брусов С.А. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, указывая, что 22.05.2019г. между ним и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор страхования (полис серии ) по программе «ПРЕСТИЖ». Объектом страхования является жилой дом, расположенный по адресу:

Нижегородская область, Арзамасский район, СДТ №24, участок №751. Объектом страхования являются: Конструктивные элементы жилого дома (страховая сумма - 3718011 руб.), внутренняя отделка и инженерное оборудование дома (страховая сумма - 545383 руб.), домашнее имущество (страховая сумма - 273000 руб.). Срок действия договора - с 22.05.2019г. по 21.05.2020г. 26.08.2019г. между ним и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор страхования (полис серии 1930 №0690697) по программе «ПРЕСТИЖ». Объектом страхования является внутренняя отделка и инженерное оборудование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (страховая сумма - 262686 руб.). Срок действия договора с 26.08.2019г. по 21.05.2020г. Согласно постановлению о признании его потерпевшим от 20.05.2020г., было возбужденоуголовное дело по факту поджога застрахованного имущества, расположенного по адресу: <адрес>. 23.04.2020г. он обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения. Согласно договорам страхования, страховая сумма составляет 4799080 руб. Всенеобходимые документы были предоставлены. На данное заявление какого - либо решения решения в установленный законом срок принято не было. 29.07.2020г. в адрес ответчика им была направлена претензия с почтовым идентификатором , в котором просил в установленный законом срок выплатить ему страховое возмещение по договорам страхования от 22.05.2019г. (полис серии ) по программе «Престиж»; от 26.08.2019г. (полис серии ) по программе «Престиж» в размере 4799080 руб., перечислив данные средства на расчетный счет, реквизиты которого приложены к данной претензии. Данную претензию ответчик получил 04.08.2020г., на которую ответчик никак не реагировал в установленный законом срок. 20.08.2020г. ответчик перечислил на его расчетный счет сумму страхового возмещения в размере 4799080 руб. Согласно представленным документам следует, что на поданную им от 29.07.2020г. претензию, которую ответчик получил 04.08.2020г., в 10-тидневный срок ответа не дал. Тем самым, срок неустойки исчисляется с 15.08.2020г. по 20.08.2020г. (дата исполнения денежного обязательства). С 15.08.2020г по 20.08.2020г. прошло 5 дней. Расчет выглядит следующим образом: 4799080 руб. (сумма страхового возмещения) х 3% х 5 дней = 719862 руб. Принимая во внимание обстоятельства дела, факт нарушения прав его (истца) со стороны страховой компании, с учета характера нарушения, считает, что взыскание со страховой компании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей является справедливым и обоснованным. С ответчика в его пользу также подлежит взысканию штраф. Просит взыскать в его пользу с ответчика неустойку согласно п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» с 15.05.2020г. по 20.08.2020г. в размере 719862 руб., компенсацию морального вреда - 5000 руб., штраф в силу п.6 ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей" от удовлетворенной судом требований.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Его представитель по доверенности Рожков Д.Н. иск поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Туманова Ю.Ю. иск не признала, указывая, что ответчиком перед истцом обязательства по договорам страхования имущества от 22.05.2019г. и 26.08.2019г. исполнены в полном объеме. Страховщик выплатил страхователю 100% страховой суммы по двум договорам страхования, признав наступление конструктивной гибели застрахованного имущества в результате пожара. Выплата страховщиком произведена без нарушения установленных Правил страхования №167 сроков: последний необходимый документ от страхователя (перечень, документов, предоставляемых страхователем, предусмотрен п.8.3.8.8 Правил страхования №167) поступил 27.07.2020г., вх. №520 (в частности, постановление о приостановлении yголовного дела), а выплаты произведены 20 и 21 августа 2020г., то есть на девятнадцатый и двадцатый дни, не считая выходные и праздничные дни (п.8.1.2 Правил страхования №167)). То есть, нарушений прав истца при рассмотрении его обращения в страховую организацию по факту пожара страховщиком не допущено, в связи с чем, требования о взыскании неустойки за просрочку страховой выплаты являются необоснованными.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Согласно ст.942 ГК РФ:

1. При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Согласно п.1 ст.947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.

Согласно ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

2. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.

В судебном заседании установлено следующее.

22.05.2019г. между Брусовым С.А. и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор добровольно­го страхования имущества по программе «Дом Престиж» (серия , срок действия с 22.05.2019г. по 21.05.2020г,, объект страхования - жилой дом по адресу: , который включает в себя: 1. конструктивные элементы жилого дома (страховая сумма - 3718011 руб.), внутренняя отделка и инженерное оборудование жилого дома (страховая сумма - 545383 руб.), домашнее имущество в жилом доме (страховая сумма - 273000 руб.), страховая премия по договору страхования - 46913 руб. 70 коп.)).

26.08.2019г. между Брусовым С.А. и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор добровольного страхования имущества по программе «Дом Престиж» (серия , срок действия с 26.08.2019г. по 25.08.2020г., объект страхования - внутренняя отделка и инженерное оборудование жилого дома по адресу: Нижегородская область, Арзамасский район, садоводство 24, участок 751, страховая сумма по договору страхования - 262686 руб., страховая премия по договору стра­хования - 3125 руб. 96 коп.)).

Страховая премия истцом ответчику выплачена в полном объеме, что подтверждается квитанциями от 21.05.2019г., 23 и 26.08.2019г.

Договоры страхования заключены на основании Правил добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владель­цев) имущества (типовые (единые)) N167 в редакции, действующей на момент заключения дого­вора страхования, являющихся неотъемлемой частью договоров страхова­ния.

31.03.2020г. истец обратился к страховщику по телефону «горячей линии» с заявлением о наступлении события, имеющего признаки страхового случая - пожара.

21.04.2020г. в соответствии с установленным Правилами страхования №167 порядком, был ор­ганизован выезд эксперта страховщика на осмотр, в результате чего составлен и подписан представителем страховщика и страхователем без замечаний двусторонний акт осмотра, в котором отражены все повреждения, полученные застрахованным имуществом в результате пожара.

23.04.2020г. истец по электронной почте предоставил страховщику копии документов: заявление о наступлении события, паспорт, договоры страхования, реквизиты для выплаты.

29.04.2020г. ответчиком истцу направлено уведомление о необходимости предоставления оригиналов документов, в том числе постановления о возбуждении/отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с п.8.3.8.8.4 Правил страхования №167.

28.05.2020г. истцом представлены оригиналы документов, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела от 20.05.2020г.

В соответствии с п. 8.2.9 Правил страхования №167 страховщик имеет право запрашивать документы и заключения, связанные с наступлением заявленного события и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, у организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ, а также проводить самостоятельные проверки с привлекать специалистов по своему усмотрению, если обстоятельства, причина события, размер причиненного ущерба не вызывают сомнения.

29.05.2020г. ответчиком направлено истцу уведомление об увеличении срока рассмотрения документов в связи с необходимостью проведения проверки согласно п. 8.2.9 Правил страхования.

Согласно заявлению представителя ответчика, страховщиком проведена проверка деятельности агента, заключившего от имени страховщика договоры страхования с истцом, запрошены и получены предстраховые фото объектов страхования, проведены опросы; также страховщиком истребованы из правоохранительных органов материалы возбужденного уголовного дела (в том числе с целью уточнения ФИО причинителя вреда для предъявления к ему требований о возмещении убытков в порядке суброгации).

27.07.2020г. ответчиком от истца поступило постановление о приостановлении уголовного дела.

04.08.2020г. истцом ответчику предъявлена претензия о выплате страхового возмещения, что подтверждается квитанцией и почтовым идентификатором.

Изучив представленные истцом документы, а также результаты проведенной проверки, страховщиком было принято решение о признании заявленного события страховым случаем и страховой выплате, о чем 20.08.2020г. истцу направлено уведомление.

20.08.2020г. страховщиком произведена истцу выплата в размере 4536394 руб. по договору страхования серия , что подтверждается платежным поручением №690.

21.08.2020г. страховщиком произведена истцу выплата в размере 262686 руб. по договору страхования серии , что подтверждается платежным поручением №519.

09.09.2020г. истец обратился к Финансовому уполномоченному АНО «СОДФУ» с обращением о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, которое оставлено без рассмотрения в связи с наличием недостатков.

Согласно п.8.1.2 Правил страхования №167, после получения всех документов от страхователя (Выгодоприобретателя), указанных в п. 8.3.8.8 настоящих Правил, необходимых для решения вопроса о возможности признания или непризнания события, имеющего признаки страхового случая, страховым случаем или отказе в страховой выплате, в 20-дневный срок, если иное не предусмотрено договором страхования, не считая выходных и праздничных дней, принять решение о признании или непризнании события, имеющего признаки страхового случая, страховым случаем и о страховой выплате или об отказе в страховой выплате, а также произвести страховую выплату в случае принятия решения о признании события, имеющего признаки страхового случая, страховым случаемили письменно уведомить страхователя (Выгодоприобретателя) о принятом решении о страховой выплате, в случае принятия соответствующего решения.

Как указывалось выше, 21.04.2020г. в соответствии с установленным Правилами страхования №167 порядком, ответчиком был ор­ганизован выезд эксперта страховщика на осмотр, в результате чего составлен и подписан представителем страховщика и страхователем без замечаний двусторонний акт осмотра, в котором отражены все повреждения, полученные застрахованным имуществом в результате пожара; 23.04.2020г. истец по электронной почте предоставил страховщику сканы документов: заявление о наступлении события, паспорт, договоры страхования, реквизиты для выплаты; 29.04.2020г. ответчиком истцу направлено уведомление о необходимости предоставления оригиналов документов, в том числе постановления о возбуждении/отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с п.8.3.8.8.4 Правил страхования №167; 28.05.2020г. истцом представлены оригиналы документов, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела от 20.05.2020г., то есть все необходимые документы, на основании которых возможно принять решение о выплате или отказе в выплате страхового возмещения.

Действительно, в соответствии с п. 8.2.9 Правил страхования №167, страховщик имеет право запрашивать документы и заключения, связанные с наступлением заявленного события и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, у организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ, а также проводить самостоятельные проверки с привлекать специалистов по своему усмотрению, если обстоятельства, причина события, размер причиненного ущерба не вызывают сомнения.

29.05.2020г. страховщиком направлено уведомление истцу об увеличении срока рассмотрения документов в связи с необходимостью проведения проверки согласно п. 8.2.9 Правил страхования.

Между тем, увеличение срока рассмотрения заявления страхователя о страховой выплате, предусмотренного п.8.1.2 Правил, при обстоятельствах, указанных в п.8.2.9 Правил, Правилами страхования №167 не предусмотрено.

Доводы представителя ответчика о том, что страхователем - истцом лишь 27.07.2020г. поступило постановление о приостановлении уголовного дела и в течение 20 дней после этого принято решение о выплате страхового возмещения, не могут быть приняты во внимание, так как согласно п.8.3.8.8.2 страхователь (выгодоприобретатель) при пожаре предоставляет страховщику постановление о возбуждении уголовного дела либо постановление о приостановлении производства по уголовному делу...

Как указывалось выше, истцом ответчику постановление о возбуждении уголовного дела было предоставлено 28.05.2020г.

Истцом ответчику предъявлена претензия 04.08.2020г., в 10-тидневный срок ответчиком она не рассмотрена и ответ не дан.

Вытекающая из законодательства о защите прав потребителей неустойка за нарушение сроков оказания услуги применима к ситуации невыплаты потребителю страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества, но подлежит исчислению не от размера невыплаченного страхового возмещения, а от цены оказания услуги - страховой премии. При этом сумма подлежащей взысканию неустойки не может быть больше размера страховой премии.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N20 "О применении Судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан", отношения по добровольному страхованию имущества граждан регулируются нормами главы 48 "Страхование" ГК РФ, Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.

На договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 Постановления N 20).

Специальными законами, регулирующими правоотношения по договору добровольного страхования имущества граждан (глава 48 "Страхование" ГК РФ и Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), ответственность страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения не предусмотрена.

Пунктом 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность за нарушение сроков оказания услуги потребителю в виде уплаты неустойки, начисляемой за каждый день просрочки в размере 3% цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа.

При этом абз.4 п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что сумма неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Цена страховой услуги определяется размером страховой премии (п. 13 Постановления N 20).

Исходя из приведенных выше правовых норм и разъяснений неустойка за нарушение сроков выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества подлежит исчислению от цены оказания услуги - страховой премии.

При этом сумма подлежащей взысканию неустойки не может быть больше размера страховой премии.

Страховая премия по договорам страхования от 22.05.2019г. и 26.08.2019г. составила 50039 руб. 66 коп. (соответственно 46913 руб. 70 коп. и 3125 руб. 96 коп.)).

Следовательно, размер неустойки исчисляется с 15.08.2020г. по 20.08.2020г. (дата исполнения денежного обязательства) и составляет 7505 руб. 95 коп. (50039 руб. 66 коп. х 3% х 5 дней).

Оснований для уменьшения размера неустойки, предусмотренных ст.333 ГК РФ, не имеется.

При изложенных обстоятельствах, судья находит взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере 7505 руб. 95 коп.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.151,1101п2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 45 Постановления Пленума от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Нарушение ответчиком прав истца на получение неустойки в связи с несвоевременной выплатой страхового возмещения является основанием для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда, поскольку действующее законодательство в области защиты прав потребителей освобождает потребителя от необходимости доказывания факта своих физических и нравственных страданий.

Учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика, отсутствие неблагоприятных последствий для истца, исходя из принципа разумности и справедливости, судья находит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Как указывалось выше, ответчик добровольно не удовлетворил требования истца о выплате неустойки и он вынужден был обратиться в суд.

Размер штрафа с ответчика в пользу истца составляет 4252 руб. 98 коп. (7505 руб. 95 коп. + 1000 руб. = 8505 руб. 95 коп. : 2).

Оснований для уменьшения размера штрафа, предусмотренных ст.333 ГК РФ, не имеется.

При изложенных обстоятельствах, судья находит взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 4252 руб. 98 коп.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ судья также находит взыскать с ответчика госпошлину в местный бюджет в размере 700 руб.

Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Брусова С.А. удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Брусова С.А. неустойку в размере 7505 руб. 95 коп., компенсацию морального вреда - 1000 руб. и штраф - 4252 руб. 98 коп.

В остальной части (о взыскании неустойки - 712356 руб. 05 коп., компенсации морального вреда - 4000 руб. и штрафа) отказать.

Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» госпошлину в местный бюджет в размере 700 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья /Газимагомедов Б.Г./

***

***

***

***