ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2337/2021 от 14.12.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Производство №2-2337/2021

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2021-002569-80)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Власенко О.А.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2 представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении включения периодов работы, назначении пенсии, учете справок,

третье лицо: Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Ялте Республики Крым №<номер> от 02.11.2020 и №<номер> от 29.12.2020 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 26.02.1988 по 30.05.2014 в Ялтинском ПЭС ПЭО <данные изъяты>»; обязать учесть данные о заработной плате на основании архивных справок для начисления пенсии №<номер> от 27.04.2020 и №<номер> от 25.96.2020, выданных Государственным унитарным предприятием Республики Крым <данные изъяты>», используя при этом данные по заработной плате по 31.03.1992 года в рублях СССР, с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года в купонах, с 12.11.1992 года по 31.12.1995 года в карбованцах, с 01.09.1996 в гривнах; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.05.2020 года.

Требования мотивированы тем, что 20 мая 2020 года истец обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 02 ноября 2020 года ГУ – Управление ПФ в г. Ялте постановило решение №<номер> об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием льготного стажа на соответствующих видах работ по Списку №<номер> лет 6 месяцев. Позднее, 29.12.2020 года ГУ – Управление ПФ в г. Ялте постановило еще одно решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости №<номер> в связи с отсутствием льготного стажа на соответствующих видах работ по Списку №<номер> – 12 лет 6 месяцев. Так, ответчиком не учтены следующие периоды работы: с 26.02.1988 по 30.05.2014 (документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня в должности электромонтера); 18.03.2015, 13.04.2015, 01.06.2015, 17.07.2015, 18.03.2016, 20.06.2016, 05.07.2016, 20.03.2017, 17.04.2017, 05.06.2017, 26.06.2017, 04.09.2017, 09.04.2018, 15.06.2018, 21.08.2018, 18.03.2019, 29.04.2019, 04.06.2019,17.06.2019,12.08.2019,18.03.2020, 20.04.2020 - (выходные дни в связи с празднованием региональных праздников, установленных в Республике Крым не предусмотрены Правилами № 516). Итого, по мнению ответчика стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 2 составил: 05 лет 11 месяце дней. Указанные решения ответчика истец находит незаконными по следующим основаниям. Ответчиком, в решении об отказе в установлении досрочной страховой пенсии указано, что по имеющимся документам не подтверждена постоянная занятость (полный рабочий день) на работах, предусмотренных Списком № 2, так, как имеются сведения о совмещении работы электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи с работой водителем и стропальщиком. В соответствии с трудовой книжкой, истец был трудоустроен в Ялтинском ПЭС ПЭО <данные изъяты> - 23.02.1988 принят электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП 3 разряда с доплатой 20% о тарифной ставки за совмещение профессии водителя; 04.01.1999 присвоен 5 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач с доплатой 10% за совмещение профессии водителя и доплатой за совмещение профессии электрослесаря по ремонту оборудования распредустройств; 28.02.2005 уволен в порядке перевода в Ялтинский высоковольтный РЭС; 01.03.2005 принят электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда с надбавками 4% за тяжелые условия труда, 10% за совмещение стропальщика, 10% за совмещение водителем; 01.01.2006 переведен на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы высоковольтных сетей структурного подразделения ОАО «Крымэнерго» Ялтинской городской электрической сети с доплатой 4% за тяжелые условия труда, 10% за совмещение профессии водителя и 5% за совмещение профессии стропальщика; 01.07.2013 переведен на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы воздушных линий высоковольтных сетей ЯГЭС с доплатой 8% за тяжелые и вредные условия труда, 5% за совмещение профессии стропальщика и 10% за совмещение профессии водителя; 30.05.2014 уволен в связи с переводом в филиал <данные изъяты>»; <дата> принят в порядке перевода из ПАО «ДТЭК <данные изъяты>» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи; <дата> трудовой договор с ПАО <данные изъяты>» расторгнут по инициативе сотрудника; <дата> принят на работу электромонтером воздушных линий электропередачи 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи <данные изъяты> где трудоустроен по настоящее время. При этом ответчиком были произведены две документальные проверки Государственного унитарного предприятия Республики Крым «<данные изъяты> по вопросу достоверности данных о стаже работы предоставленных для назначения пенсии. По результатам данных проверок были составлены акты проверок №<номер> и 1030. Согласно актам проверки, по предоставленным документам для проведения проверки факта нахождение ФИО1 в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет, 3-х лет, участия в выборных компаниях, участия в забастовках, работы в режиме неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, работы по совместительству, работы по смежной профессии, в командировках, на военных сборах, прогулов, простоев, выполнения государственных обязательств в качестве народного заседателя и других отвлечений от основной работы не установлено. В лицевых счетах по начислению заработной платы отражены сведения о количестве отработанных часов/дней ежемесячно, согласно нормам рабочего времени, о начислениях заработной платы, а также сведения об удержаниях, производилась доплата за вредные условия труда в размере 8% от должностного оклада. В связи с вышеизложенным, истец полагает, что предоставленными документами подтверждены периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости. Также ответчик не нашел оснований для учета справок о заработной плате №<номер> от <дата> и №<номер> от <дата>, поскольку в справках не указаны денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата. Вместе с тем, по мнению истца, данная справка должна быть учтена при расчете пенсии, поскольку сведения о денежных единицах, в которых осуществлялась выплата заработной платы в периоды его работы являются общедоступными и общеизвестными, сомнения не вызывают.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку не подтвержден факт выполнения истцом предусмотренной Списком №<номер> работы в течение всего рабочего дня, оспариваемые решения являются законными и обоснованными.

Третье лицо в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Информация о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1, <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом серии №<номер>.

20 мая 2020 года истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ялте Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ялте Республики Крым от 02 ноября 2020 года №<номер> истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку не были включены в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, поскольку не подтверждена работа в течение полного рабочего дня по обслуживания линий электропередачи высокого напряжения и контактной сети или воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте более 5 метров. Также не учтены спорные справки о заработной плате, поскольку в них отсутствует указание не денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ялте Республики Крым от <дата>№<номер> истцу повторно отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в специальный стаж не включены периоды работы с <дата> по <дата>, поскольку не подтверждена документально занятость в течение полного рабочего дня в должности электромонтера; <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>,<дата>,<дата>,<дата>, <дата> - (выходные дни в связи с празднованием региональных праздников, установленных в Республике Крым не предусмотрены Правилами № 516).

По тем же мотивам не учтены предоставленные архивные справки о заработной плате.

В части периодов трудовой деятельности, решение истцом оспаривается лишь в части период с <дата> по <дата>.

С <дата> на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно пп. 2 п. 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ (в редакции на дату обращения истца) страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата>№<номер> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №<номер> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список №<номер> производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от <дата>№<номер> «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <дата>.

До 01.01.1992 право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956, разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» имели монтеры и электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других» Списка № 2 от 1991 г. имеют «электромонтеры - линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети» (позиция №<номер>); а также «электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 м» (позиция №<номер>).

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №<номер> производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №<номер>, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №<номер> от 26 января 1991 г. №<номер>.

Таким образом, до <дата> Список №<номер>, утвержденный Постановлением СовМина С. от <дата>, не требовал подтверждения занятости полный рабочий день.

Следовательно, периоды работы истца до <дата> подлежат включению в специальный трудовой стаж.

Разрешая вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы с <дата> по <дата> (в пределах исковых требований), суд исходит из того, что в соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других» Списка №<номер> от 1991 г. правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются:

«электромонтеры - линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети» (позиция 2290000а-19829);

«электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 м» (позиция №<номер>)электросварщики ручной сварки.

Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от <дата>№<номер> «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от <дата>№<номер>, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с пп. 1 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата>№<номер>н, подтверждению подлежат периоды работ с вредными условиями труда.

Согласно п. 4 указанного Порядка, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Данное положение распространяется на случаи подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета (п. 13 Порядка).

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом дополнительного подтверждения периодов работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж, иными документами, в том числе первичными, не требуется.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Согласно данным трудовой книжки заявителя №<номер><дата> ФИО1 принят в Ялтинское ПЭС «<данные изъяты> электромонтером по ремонту ВЛЭП 3 разряда с совмещением профессии водителя в СВС.

<дата> присвоен 4-й разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.

<дата> присвоен 5-й разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.

<дата> уволен в связи с переводом в <данные изъяты>

<дата> принят переводом в Ялтинский высоковольтный <данные изъяты>» электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда СВС.

<дата> переведен в структурное подразделение ОАО <данные изъяты>» Ялтинская городская электрическая сеть электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы высоковольтных сетей с совмещением профессии водителя и стропальщика.

<дата> переведен электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы воздушных линий высоковольтных сетей ЯРЭС.

<дата> уволен в связи с переводом в филиал ПАО «ДТЭК «<данные изъяты>

<дата> принят в порядке перевода электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи СП «<данные изъяты>

<дата> трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

<дата> принят на работу электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи <данные изъяты>

Из трудовой книжки истца следует, что записи внесены полно, последовательно, указаны даты и номера соответствующих приказов, сведения о реорганизации и переименовании работодателя.

Согласно предоставленным работодателем ФИО1 (<данные изъяты>») архивным справкам, а также соответствующим копиям приказов ФИО1, <дата> г.р., действительно работал в <данные изъяты>

Так, приказом от 26.02.1988 №<номер>-к принят ФИО1 с <дата> электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП 3 разряда в СВС с оплатой 67 коп/час и доплатой 20% от тарифной ставки за совмещение профессии водителя за фактические отработанное время.

Приказом от 04.01.1999 №<номер>-к присвоен ФИО1 (так в документе) с <дата> 5 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач, доплата 10% за совмещение профессии водителя, доплата 11.00 грн за совмещение профессии электрослесаря по ремонту оборудования распредустройств.

Приказом от 28.02.2005 №<номер>-к уволен ФИО1 <дата> в порядке перевода в Ялтинский высоковольтный РЭС, по ст. 36 п. 5 КЗоТ Украины.

Приказом от 01.03.2005 №<номер>-к принят ФИО1 в порядке перевода с <дата> электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда с должностным окладом 620 грн., с надбавками: 4% за тяж. и вредн. уел. труда, 10% за совм. стропальщика, 10% за совмещ. водителем.

Приказом от 29.07.2005 №<номер>-к, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 01.08.2005 года произведена расстановка персонала отделов и служб <данные изъяты> с 1 августа 2005 г.: Служба высоковольтных сетей: электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда ФИО1, должностной оклад 800 грн., доплата 4% за тяж. и вредн. уел. труда, 5% за совм. стропальщика, 10% за совмещ. водителем.

Приказом от 30.12.2005 №<номер>-к переведен ФИО1 с <дата> на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы высоковольтных сетей структурного подразделения ОАО <данные изъяты> Ялтинской городской электрической сети с должностным окла<адрес> грн. в месяц, доплатой 4% за тяжелые и вредные условия труда, 10% за совмещение профессии водителя и 5% за совмещение профессии стропальщика.

Приказом от <дата>№<номер>-к, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 01 апреля 2011 года произведена расстановка персонала СП «<данные изъяты> с <дата>: Служба высоковольтных сетей: электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда ФИО1, должн. оклад 2490 (так в документе), 8% за тяж. и вред. усл. тр., 5% за совм. стропальщ., 10% за совм. водителя.

Приказом от 30.09.2011 №<номер>-к, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на <дата> произведена расстановка персонала СП <данные изъяты>» с <дата>: Служба высоковольтных сетей: электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда ФИО1, должн. оклад 2610, 8% за тяж. и вред, усл.тр., 5% за совм. стропалыц., 10% за совм. водителя.

Приказом от 30.12.2011 №<номер>-к, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 01.01.2012г. произведена расстановкуа персонала СП «<данные изъяты> с <дата>: Служба высоковольтных сетей: электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда ФИО1, должн. оклад 2770 (так в документе), 8% за тяж. и вред. усл. тр., 5% за совм. стропальщ., 10% за совм. водителя.

Приказом от 28.11.2012 №<номер>-к/а, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на <дата> произведена расстановка персонала ПАО «<данные изъяты>»: <данные изъяты>: Служба высоковольтных сетей: электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда ФИО1, должн. оклад 2910 (так в документе), доплата 8% за тяж. и вред. усл. тр., 5% за совм. стропальщ., 10% за совм. водителя.

Приказом от 01.02.2013 №<номер>-к согласно утвержденному штатному расписанию на 1 февраля 2013 года осуществлена расстановка персонала ПАО «ДТЭК <данные изъяты>»: Структурное подразделение «<данные изъяты> Служба высоковольтных сетей: Электромонтер по ремонту воздушных 5 ФИО4, должност. оклад 3110, 8% за вредные условия труда, 5% за сумм. стропальщ., 10% по совм. водителя.

Приказ от 01.07.2013 №<номер>-к ФИО1 с 01.07.2013 переведен на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда службы воздушных линий высоковольтных сетей <данные изъяты> с должностным окладом 3110 грн. в месяц и доплатой 8% должностного оклада за тяжелые и вредные условия труда, доплатой в размере 5% должностного оклада за совмещение профессии стропальщика и доплатой в размере 10% должностного оклада за совмещение профессии водителя.

Приказом от 29.05.2014 №<номер>-к уволен ФИО1 <дата> в связи с переводом в филиал ПАО <данные изъяты> п. 5 ст. 36 КЗоТ Украины.

Приказом от 01.06.2014 №<номер>-к принят ФИО1 с <дата> в порядке перевода из ПАО <данные изъяты> электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи с окладом согл. штат, распис. в руб.

Приказом от 30.01.2015 №<номер>-к прекращено действие трудового договора ФИО1 <дата> по инициативе работника, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В личной карточке уволенного (ф. Т-2) ФИО1 данные об отпусках без содержания не значатся.

Аналогичные обстоятельства были установлены и указаны в акте от 27 октября 2020 года №<номер> о результате документальной проверки Государственного унитарного предприятия Республики Крым <данные изъяты>» по вопросу достоверности данных о стаже, заработной плате, предоставленных для назначения пенсии ФИО1

Из указанного следует, что доплата за совместительство не превышала суммарно 15%, по основной же должности электромонтера не имелось фактов уменьшения рабочего времени в связи со совмещением. Следовательно, ФИО5 был трудоустроен как на полную ставку электромонтера, так и дополнительно им получалась надбавка за совмещение по должностям водителя и стропальщика. При этом из представленных копий протоколов проведения исследований метеорологических факторов, карт условий труда, протоколов исследования трудности и напряженности труда, соответствующих перечней рабочих мест с вредными и опасными факторами следует, что характер условий труда ФИО1 относится к вредным и опасным (с установлением различных групп), с связи с чем ФИО5 были установлены соответствующие надбавки.

Также в акте №<номер> указано, что в лицевых счетах по начислению заработной платы за проверяемый период ФИО1 отражены сведения о количестве отработанных часов/дней ежемесячно, согласно нормам рабочего времени, о начислениях заработной платы, а также сведения об удержаниях, значится: ФИО1, 1988-2005 годы - должность - эл. монтер, совмещение по профессии (профессия не указана); 2006-2014 (по февраль) годы - должность - не указана, совмещение по профессии (профессия не указана); 2014 (с марта)-2014 (по май) год - должность - не указана совмещение по профессии водитель, стропальщик; 2014 (с июня)-2015 годы - должность - не указана совмещение по профессии водитель.

В ходе проведения проверки отклонений данных по заработной плате по справке №<номер> от <дата> не установлено. Справка выдана в соответствии с лицевыми счетами по начислению заработной платы.

По предоставленным документам для проведения проверки факта нахождения ФИО1 в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет, 3-х лет, участия в выборных компаниях, участия в забастовках, работы в режиме неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, работы по совместительству, работы по смежной профессии, в командировках, на военных сборах, прогулов, простоев, выполнения государственных обязательств в качестве народного заседателя и других отвлечений от основной работы не установлено.

Других сведений о наличии периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, не выявлено.

В соответствии со справкой уточняющей особый характер работ или условия труда от 24 марта 2020 года №301-125 ГУП РК <данные изъяты>» указано, что должность истца – «электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда», в которой истец трудоустроен с 01 февраля 2015 года относится к списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости <данные изъяты>

При этом характер деятельности истца, как следует из материалов дела, не изменялся.

При указанных выше обстоятельствах, суд не может согласиться с принятыми решениями Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым от 02 ноября 2020 года №<номер> и от 29 декабря 2020 года №<номер> об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем они подлежат признанию незаконными и отмене, а на ответчика надлежит возложить обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы ФИО1, <дата> года рождения: с <дата> по <дата>, и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с учётом установленных судом обстоятельств в соответствии с его заявлением <дата>№<номер>.

В части учета архивных справок о заработной плате, суд исходит из следующего.

<дата> за №<номер><дата> за №<номер> Государственным унитарным предприятием Республики Крым «<данные изъяты> истцу выданы архивные справки о трудовой деятельности ФИО1, стаже и заработной плате за периоды 1988-2015 годы.

Из указанных справок следует, что денежные единицы в лицевых счетах по заработной плате не указаны, суммы заработной платы начислялись и выплачивались в денежных единицах, действовавших в момент начисления.

В карточках лицевых счетов за 1988-2015 года значится только 1 работник «ФИО1».

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.08.1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» справка о заработной плате для назначения пенсии по старости должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями. К установленным требованиям относятся: указание фамилии, имени, отчества; указание наименования денежной единицы в которой исчислялась заработная плата; основание выдачи справки (лицевые, счета, платежные ведомости и др.).

При этом оформление справки о заработной плате в соответствии с установленными требованиями является обязанностью работодателя и отсутствие в справке наименования денежной единицы, в которой исчислялась заработная плата, является виной работодателя.

В силу ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства, а для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а так же на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения. При этом исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за период работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами нотариальных конторах, а так же консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке (п.11).

Согласно пункту 10 данного Указания, в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств – участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В приложении №1 к указанию №1-1-У дана Информация о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, указаны компетентные органы иностранных государств, передавших эту информацию для выполнения ст. 6 Соглашения.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховной Рады Украины «О введении в обращение на территории республики купонов многоразового использования» от 09 сентября 1991 года №<номер>-XII введены на территории Украины купоны многоразового использования для расчетов населения за товары с розничной торговой сети с 1 января 1992 года. Установлено, что купоны с начала их введения используются населением для покупки в торговой сети продовольственных товаров, а со временем и промышленных товаров, а также могут зачисляться на специальные текущие счета во вклады.

В силу Постановления Кабинета Министров и Национального Банка Украины «О мерах в связи с введением в оборот купоном многоразового использования» от 29 декабря 1991 года следует, что рубли СССР будут с 10 января 1991 года заменяться купонами многоразового использования.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 04 апреля 1992 года №<номер> «О расширении введения в обращение купонов многоразового использования» установлено, что с 1 апреля 1992 года все денежные выплаты населению Украины, включая заработную плату, пенсии, стипендии, компенсации, помощь, плату за сданную сельхозпродукцию и другие виды денежных выплат, осуществляемых в купонам многоразового использования на полную сумму этих выплат. По желанию граждан до 30 процентов этих выплат могут производиться в рублях.

Согласно Указу Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» от <дата>№<номер> следует, что начиная с 23-00 часов 12 ноября 1992 года прекращается функционирование рубля в денежном обороте на территории Украины. Установлено, что единственным средством платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обороте выступает купон Национального банка Украины.

17 ноября 1992 года между Центральным Банком России и Национальным Банком Украины подписано Соглашение «Об организации межбанковских расчетов в связи с введением украинского карбованца» от 17.11.1992 года, этим же соглашением установлен плавающий курс карбованца.

Из пункта 1 Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 Л.Д. Кучмы «О денежной реформе на Украине» следует, что со 2 сентября в Украине проведена денежная реформа, в обращение введена гривна и ее сотая часть копейка. Украинские карбованцы подлежат обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну (пункт 3). Со <дата> по <дата> на территории Украина функционируют в наличном обращении гривна, а также украинский карбованец, который постепенно изымается из обращения. Начиная с 24 часов 16 сентября 1996, функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекращается. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.

Для использования в работе Пенсионным Фондом Российской Федерации в нижестоящие подразделения было направлено письмо от 31 марта 2005 года №<номер> «Об изменении наименования и нарицательной стоимости денежных единиц государств – бывших республик СССР, к которому было приложено письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций Центрального банка Российской Федерации от 14 марта 2005 года №<номер>, в котором указано, что в Украине со 02 сентября 1996 года в обращение введена денежная единица украинская «гривна». Украинские «карбованцы» обменивались на «гривны» в соотношении 100000:1.

Следовательно, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, в период до апреля 1992 года денежной единицей Украины являлся рубль СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октября 1992 года - купоны (карбованцы) Украины, а с ноября 1992 года по августа 1996 года – карбованцы Украины, с сентября 1996 года – гривны Украины, соответственно именно в этих валютах осуществлялась выплата заработной платы в период их действия, в иных валютах начисление и выплата заработной платы являлось невозможным.

Указанные сведения являются общедоступными, а потому должны были быть учтены ответчиком при рассмотрении обращения истца, чего сделано не было по необоснованным причинам.

При таком положении, надлежит обязать ответчика при назначении пенсии ФИО1, <дата> года рождения, принять к зачету архивные справки от <дата>№<номер> и от <дата>№<номер>, выданные Государственным унитарным предприятием Республики Крым <данные изъяты> из расчета выплаты заработной платы за период до апреля 1992 года в денежной единице – рубль СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в денежной единице – купоны (карбованцы) Украины, с ноября 1992 года по август 1996 года в денежной единице – карбованцы Украины, с сентября 1996 года в денежной единице – гривны Украины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении включения периодов работы, назначении пенсии, учете справок – удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым от 02 ноября 2020 года №<номер> и от 29 декабря 2020 года №<номер> об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы ФИО1, <дата> года рождения: с <дата> по <дата>, и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с учётом установленных судом обстоятельств в соответствии с его заявлением 20 мая 2020 года №<номер>.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым при назначении пенсии ФИО1, <дата> года рождения, принять к зачету архивные справки от 27 апреля 2020 года №<номер> и от 25 июня 2020 года №<номер>, выданные Государственным унитарным предприятием Республики Крым <данные изъяты>», из расчета выплаты заработной платы за период до апреля 1992 года в денежной единице – рубль СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в денежной единице – купоны (карбованцы) Украины, с ноября 1992 года по август 1996 года в денежной единице – карбованцы Украины, с сентября 1996 года в денежной единице – гривны Украины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 21 декабря 2021 года