К делу 2-2338/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
г-к Анапа Краснодарский край 15 августа 2013 года
Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.
при секретаре Колесниченко С.Н.
рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора ООО «Санаторий «Парус» к администрации МО г-к Анапа о признании незаконными бездействий, обязании подготовить и утвердить проект постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ООО «Санаторий «Парус» обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город-курорт Анапа выразившееся в не подготовке проекта постановления главе администрации в порядке п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки», определенным в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, как не соответствующее требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Санаторий «Парус» в порядке п. 3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» путём подготовки и утверждения проекта постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки» определенным в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, без проведения публичных слушаний.
Свои требования мотивирует тем, что ООО «Санаторий «Парус» 21 декабря 2012 года обратилось в Администрацию МО город-курорт Анапа с заявлением, изменить вид разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с «для размещения гостиничного комплекса» на другой вид разрешенного использования - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки».
17 июля 2013 года заказным письмом за № 17.07.2527 Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Анапа отказало обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с «для размещения гостиничного комплекса» на другой вид разрешенного использования - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки».
Указанный отказ мотивирован администрацией тем, что «изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, происходит в соответствии с проектом планировки территории».
Общество полагает, что бездействие ответчика противоречит имеющимся у ООО «Санаторий «Парус» документам, также законодательству в следствии чего нарушают законные права и интересы заявителя по следующим основаниям:
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов.
Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, общество приходит к выводу о том, что в границах жилых зон закон не запрещает размещение объектов, связанных с проживанием граждан, к каковым могут относиться, в том числе жилые дома.
Ссылка управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Анапа в своем отказе на то, что для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на индивидуальное жилищное строительство необходимо подготовить и утвердить проект планировки территории несостоятельна ввиду следующего.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относятся исключительно к вопросам местного значения городского округа.
Из изложенного следует, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, а также проектов планировки территории является обязанностью органов местного самоуправления городского округа.
Как следует из предоставленных доказательств в материалы дела, по заявлению ООО «Санаторий «Парус» на основании Постановления администрации МО г-к Анапа от 13.12.2011года за №3589 разрешено подготовить документы по планировке территории. Общество надлежащим образом подготовило проект планировки, что подтверждается заключённым с ООО «А-поект» договором №37-27.02-12 от 14.03.2012г. на выполнение проекта планировки для ООО «Санаторий «Парус» на земельный участок с кадастровым номером №.
28 июня 2012года в газете «Анапское Черноморье» было официально опубликовано Заключение о результатах публичных слушаний от 20 июня 2012 года, которым рекомендовано главе муниципального образования город-курорт Анапа принять решение об утверждении проекта планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
03 июля 2012 года Постановлением администрации МО г.-к. Анапа за №1862 был утвержден проект планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Уклонение Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от действий, которые она обязана провести в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», нарушает права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации МО г-к Анапа по доверенности Карелова Д.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Свои выводы суд мотивирует тем, что 21 декабря 2012 года Общество обратилось в Администрацию МО город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с «для размещения гостиничного комплекса» на другой вид разрешенного использования - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки» на основании Постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 03 июля 2012 за №1862.
17 июля 2013 года заказным письмом Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Анапа отказало обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с «для размещения гостиничного комплекса» на другой вид разрешенного использования - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки».
Указанный отказ мотивирован тем, что «изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, происходит в соответствии с проектом планировки территории».
Как следует из материалов дела, ООО «Санаторий «Парус» на основании договора уступки прав аренды земельного участка от 17 ноября 2008 года принадлежит на праве долгосрочной аренды земельный участок площадью 1 0843 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - размещение гостиничного комплекса, расположенный по адресу: г. №.
Право аренды общества на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается отметкой о государственной регистрации договора аренды от 17 ноября 2008 года № 23-23-26/009/2009-213.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, целевое назначение земельных участков определяется исходя из принадлежности земельных участков к той или иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.д.). Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Принадлежащий обществу на праве аренды земельный участок площадью 1 0843 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - размещение гостиничного комплекса, что позволяет сделать вывод о том, что изменение данного вида разрешенного использования на испрашиваемый - для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, не будет противоречить его территориальной зоне.
Ссылка управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Анапа в своем отказе на то, что для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на индивидуальное жилищное строительство необходимо подготовить и утвердить проект планировки территории, несостоятельна ввиду следующего.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. При этом, согласно статье 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Статьей 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Из смысла статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, либо договор о развитии застроенной территории. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.
Как следует из материалов дела, по заявлению ООО «Санаторий «Парус» на основании Постановления администрации МО г-к Анапа от 13.12.2011года за №3589 разрешено подготовить документы по планировке территории. Общество надлежащим образом подготовило проект планировки, что подтверждается заключённым с ООО «А-поект» договором №37-27.02-12 от 14.03.2012г. на выполнение проекта планировки для ООО «Санаторий «Парус» на земельный участок с кадастровым номером №.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24 мая 2012 года № 1398 « О назначении публичных слушаний проекта постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа «Об утверждении проекта планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> заключения о результатах публичных слушаний от 20 июня 2012 года, рекомендовано главе муниципального образования город-курорт Анапа принять решение об утверждении проекта планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>
28 июня 2012года в газете «Анапское Черноморье» было официально опубликовано Заключение о результатах публичных слушаний от 20 июня 2012 года, которым рекомендовано главе муниципального образования город-курорт Анапа принять решение об утверждении проекта планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
03 июля 2012 года Постановлением администрации МО г.-к. Анапа за №1862 был утвержден проект планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
03 июля 2012 г. администрация муниципального образования город-курорт Анапа вынесено Постановление №1862 «Об утверждении проекта планировки, включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>». При этом администрация муниципального образования город-курорт Анапа не приняла решение (Постановление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки», согласно утверждённого проекта планировки территории включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>».
Суд полагает, что Администрацией МО г-к Анапа совершено бездействие по не выполнению возложенных на неё действующим законодательством полномочий, выразившееся в бездействии по не вынесению решения (Постановления) об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки», согласно утверждённого проекта планировки территории включающей земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», что нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем ООО «Санаторий «Парус» обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно статьям 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
В данном случае заявитель представил обоснованные доказательства несоответствия бездействия органа местного самоуправления положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и нарушения прав и законных интересов общества в сфере гражданско-правовых отношений.
В ст. 258 ГПК РФ предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежит исполнению не позднее чем в течении месяца со дня получения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город-курорт Анапа выразившееся в не подготовке проекта постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки», определенным в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в течение месяца после вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить проект постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с существующего - «размещение гостиничного комплекса», на другой - «для малоэтажной многоквартирной жилой застройки» определенным в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, без проведения публичных слушаний.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.М. Ковальчук