Дело № 2-2338/2015 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июня 2015 Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Гаркуши О.М., при секретаре - Грищенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Севастополя интересах неопределенного круга лиц к Правительству города Севастополя о признании бездействия органа государственной исполнительной власти незаконным, - УСТАНОВИЛ: 20.05.2015 года Прокурор города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим. Прокуратурой города Севастополя проведена проверка соблюдения органами исполнительной власти города законодательства в сфере защиты социальных прав детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - дети-сироты), в ходе которых выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Указывает, что Законодательным собранием города Севастополя 09.02.2015г. принят Закона №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» (далее- Закона г.Севастополя №112-ЗС). Согласно положениям данного закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте, бесплатным проездом один раз в год по месту жительства, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, имею право на единоразовую выплату, однако проверкой установлено, что до настоящего времени Правительством Севастополя не приняты нормативно- правовые акты, которые позволяют в полной мере реализовать указанные положения Закона г.Севастополя №112-ЗС. В связи с вышеизложенным просит признать незаконным бездействие Правительства Севастополя по не разработке и не утверждению Порядка обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси). Обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать указанный порядок и ввести его в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения. В судебном заседании представитель истца, в связи с частичной разработкой необходимых Порядков, уменьшила исковые требования, поддержав их в части понуждения к разработке Порядка проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Представитель ответчика иск не признал, просил суд принять во внимание, что все подзаконные нормативные акты, необходимые для реализации Закона Севастополя №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» уже Правительством приняты, в полном объеме, а разработки специального Порядка проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) не требуется, поскольку данный порядок определен в Порядке компенсации затрат, связанных с льготным проездом отдельных категорий граждан, организациями городского наземного электротранспорта в городе Севастополе от 6.02.2015 г., в связи с чем просил в иске отказать. Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Согласно ст. 4 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ №159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В соответствии со ст. 5 З №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????�????????????�????????????�?j�??????????????????�??????????�????????????????????????h��???????????????��????????��???????????��??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??$????�?�???$????�?�???$????�?�?? ?$????�?�???$????�?�?§?$????�?�?s ?$????�?�?s?$????�?�?���????????????? ?????????????�?????????%???? ????$???????%????????$???????%???? ????$???????%??????$???????%??�?�?�?������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??$????�?�???$????�?�?? ?$????�?�???$????�?�???$????�?�?¶?$????�?�???$????�?�???$????�?�???$????�?�?�����������?�?????????????%?�????$??$???????%?�????? В соответствии со ст. 4 п.2 пп.2 Закона города Севастополя от 09.02.2015г. №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» установлено, что Правительство Севастополя принимает нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает их исполнение и осуществляет контроль за исполнением указанных актов. Согласно ст. 7 Закона города Севастополя №112-ЗС дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Севастополя, и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Севастополя. Понятие нормативного правового акта дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретных сторон правоотношения, возникающего по поводу применения нормативного правового акта. Неопределенность круга лиц означает отсутствие в нормативном правовом акте указания о некоем лице или лицах, на регулирование общественных отношений которых он направлен. Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о разработке необходимых норм в Порядке компенсации затрат электротранспорта, поскольку, по мнению суда, водный и пригородный транспорт не имеют отношения к электротранспорту, а кроме того, данные доводы не обоснованны еще и потому, что в силу п.13п.п.9 Постановления Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 204-ПП "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности в Правительстве Севастополя" при передаче проектов Законов в Законодательное собрание, Правительство обязано подавать перечь актов, имеющих нормативный характер, принятие которых необходимо в целях реализации нового закона. С учетом того, что на данный момент Правительством города Севастополя не приняты меры к принятию и утверждения порядка, который бы обеспечивал бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Севастополя детей сирот, что не дает возможность в полной мере реализовать действие ст. 7 Закона города Севастополя №112-ЗС, суд считает, что исковые требования Прокурора г.Севастополя подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, потому расходы принимаются на счет бюджета города Севастополя. На основании ст. 4, 5, 6, Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ №159-ФЗ), ст. 4 п.2 пп.2, ст. 7 Закона города Севастополя от 09.02.2015г. №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л : Исковые требования - удовлетворить. Обязать Правительство города Севастополя в течение месяца со дня вступления в законную силу разработать и утвердить Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте (кроме такси), ввести его в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 05.06.2015. Судья – (подпись) Согласно оригиналу: Судья Ленинского районного суда города Севастополя О.М.Гаркуша |