ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2338/18 от 30.11.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре: Нургалиевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2338/2018 по иску ФИО1 А,А, к УФПС ЯНАО – филиал ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП "Поста России", УФПС ЯНАО - филиал ФГУП "Поста России" о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 п. Харп, являлся отправителем и получателем корреспонденции. 20.07.2018 года в его адрес из суда ЯНАО было направлено письмо категории "заказное судебное", которое поступило в ОПС п. Харп 25.07.2018 года. В связи с тем, что ответчиком были нарушены контрольные сроки доставки корреспонденции на 2 дня. 03.08.2018 года из Пермского краевого суда было направлено письмо, которое поступило в ОПС п. Харп 14.08.2018 года. В связи с тем, что ответчиком были нарушены контрольные сроки доставки корреспонденции на 2 дня. Он обратился к ответчику с претензией о выплате ему компенсации морального вреда. Ответчик рассмотрев его претензию, признал факт нарушения контрольных сроков доставки корреспонденции, в удовлетворении его требования о взыскании компенсации морального вреда отказал, в связи с чем просил взыскать в качестве компенсации морального вреда 60 000 рублей.

В судебном заседании истец, принимавший участие посредствам системы ВКС, заявленные по иску требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, поскольку на представленных в суд конвертах нет указаний на то, что они адресованы истцу, на них указан адресат ФКУ ИК-18, в связи с чем считают, что им необоснованны предъявлены требований. Даже если бы указанные письма были адресованы ситцу, то контрольные сроки не нарушены, так как кроме контрольных сроков, должны учитываться еще сроки на выемку почтовой корреспонденции, которые составляют 1-3 дня.

Представитель государственного органа, уполномоченного давать заключение по делу управления Роспотребнадзора по ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя государственного органа. Также направил в адрес суда заключение по делу, в котором указал, что требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец воспользовался услугами почтовой связи. 20.07.2018 года в его адрес из суда ЯНАО было направлено письмо категории "заказное судебное", которое поступило в ОПС п. Харп 25.07.2018 года. 03.08.2018 года из Пермского краевого суда было направлено письмо, которое поступило в ОПС п. Харп 14.08.2018 года.

Заявляя свои требования, истец исходит из того, что является потребителем услуг почтовой связи, при этом ответчиком нарушены его права как потребителя в связи с нарушением срока доставки указанного почтового отправления. Основываясь на факте нарушения его прав как потребителя, истец со ссылкой на нормы действующего законодательства заявляет о компенсации морального вреда.

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причинённый личности, подлежит компенсации в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьёй 151 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Таким образом, условием удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда является установление факта нарушения прав потребителя.

Истец направил ответчику претензию от 29.08.2018 года, в ответе на которую от 25.09.2018 года исх.№3.6.11-10/172 ответчик указывает на то, что право на предъявление претензии имеет либо отправитель, либо получатель почтового отправления, истец ни является ни тем, ни тем лицом, поэтому он не имеет права на предъявление претензии. В этой же претензии ответчик указывает на нарушение контрольного срока по письму из г. Пермь на 2 дня.

Пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. № 234) установлено, что почтовые отправления делятся на простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа), принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем), принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" п.2,3,4 определено: Норматив частоты обмена письменной корреспонденцией между объектами почтовой связи устанавливается в соответствии с частотой доставки письменной корреспонденции на эти объекты почтовой связи. Норматив частоты перевозки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации, административными центрами муниципальных районов, иными поселениями - не реже 3 дней в неделю не менее 1 раза в день. Нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют: а) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; б) на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; в) на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день. П.6 данного Постановления Правительства РФ определено, что Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению; б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня; в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня; г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня. Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Согласно положений ст.91 УИК РФ получение и отправление писем, почтовых карточек и телеграмм осуществляется через администрацию исправительного учреждения. Указанная корреспонденция подвергается цензуре. В противном случае, конверты с письмами, не адресованный истцу, не были бы переданы администрацией учреждения ему, поэтому доводы стороны ответчика, что на конвертах отсутствует ссылка на то, что они адресованы истцу, являются не состоятельными.

Согласно приведенных выше контрольных сроков срок пересылки между г. Салехард - (административным центром субъекта РФ) и п. Аксарка (административным центром муниципального района на территории субъекта РФ) - 2 дня; между п. Аксарка (административным центром муниципального района на территории субъекта РФ) и п. Харп (поселением, расположенным на территории муниципального района) - 3 дня, то есть контрольный срок доставки между г. Салехард и п. Харп 5 дней, (без учета дня приема). В указанный срок также должны учитываться сроки частоты сборы и перевозки корреспонденции. Письмо из суда ЯНАО (г. Салехард) в п. Харп шло 5 дней, то есть контрольные сроки не нарушены.

Согласно приведенных выше контрольных сроков срок пересылки между г. Пермь - (административным центром субъекта РФ) и г. Салехард (административным центром субъекта РФ) - 4 дня; между г. Салехард (административным центром субъекта РФ) и п. Аксарка (административным центром муниципального района на территории субъекта РФ) - 2 дня; между п. Аксарка (административным центром муниципального района на территории субъекта РФ) и п. Харп (поселением, расположенным на территории муниципального района) - 3 дня, то есть контрольный срок доставки между г. Пермь и п. Харп 9 дней, (без учета дня приема). В указанный срок также должны учитываться сроки частоты сборы и перевозки корреспонденции. Письмо из Пермского краевого суда (г. Пермь) в п. Харп шло 11 дней, ( с учетом приведенных выше нормативов частоты сборы и перевозки корреспонденции, включая день приема по данному маршруту письмо должно было следовать не менее 12 дней), то есть контрольные сроки не нарушены.

При установленных судом обстоятельствах, в виду установления судом отсутствия нарушений сроков доставки корреспонденции, требования иска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 А,А, к УФПС ЯНАО – филиал ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

копия верна судья К.В. Лисиенков