ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2338/2022 от 07.07.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело

УИД RS0-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» июля 2022г.

Пятигорский городской судв составе:

председательствующего судьи: Беликова А.С.,

при секретаре: Печёрской А.А.

с участием:

прокурора: помощника прокурора

ФИО3,

представителя ответчика ГБУ СК «Дирекция особо ФИО2

охраняемых природных территорий СК»: (по доверенности),

представителя ответчика адвоката ФИО4

ФИО1: (по ордеру)

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского судагражданское дело по исковому заявлению прокурора к ФИО1, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственному бюджетному учреждению«Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании бездействий неправомерными, возложении обязанностей, взыскании ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, указав, что ими проведена проверка по поступившей ДД.ММ.ГГГГ. информации о вырубке лесных насаждений на особо охраняемой природной территории – памятнике природы краевого значения «Гора Юца».

На территории Предгорного муниципального округа расположена гора «Юца», которая постановлением бюрового комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ. «О мерах по охране природы в крае» объявлена памятником неживой природы.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ. -п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Юца».

В соответствии с выпиской из ЕГРН границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Юца» внесены в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ

В границах особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», расположены земельные участки с кадастровыми номерами и (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ), на которые распространяется режим особой охраны, предусмотренный для памятника природы краевого значения «Гора Юца».

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: , площадью 1 571 719 кв.м., отнесен к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.

Собственником указанного земельного участка является администрация Предгорного муниципального округа – государственная регистрация права от 09.11.2021г.

Земельный участок с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: , относящийся к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, в собственность, либо в аренду либо на ином вещном праве никому не предоставлен.

В ходе осуществленного ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой района совместно со специалистами ООО «Бюро Кадастра Предгорья», представителями управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа выезда на территорию памятника природы краевого значения «Гора Юца» установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: СК, , в границах колхоза им.Ленина – ФИО1, самовольно занял часть земельных участков с кадастровыми номерами (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ), непосредственно граничащими с его земельным участком.

В ходе выездной проверки установлено, что ФИО1 с целью ограждения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером возведен забор из сетки-рабицы, закрепленной на металлических столбах.

ФИО1 забором огорожена не только территория принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , но и территория прилегающих к нему земельных участков с кадастровыми номерами (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером

самовольно огороженной забором территории составила 7 439 кв.м., в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером – 6 002 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером – 1 437 кв.м. (согласно заключению кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 09.12.2021г.).

В ходе проверки также установлено, что ФИО1 самовольно занявшим не принадлежащие ему на установленном законом праве земельные участки с кадастровыми номерами (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ), грубо нарушаются требования земельного и природоохранного законодательства при их использовании, в пределах памятника природы краевого значения «Гора Юца».

В нарушение требований законодательства, ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ) произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы (верхнего слоя почвы), в том числе, при проведении работ с применением тяжелой техники – трактора по выкорчёвыванию лесных насаждений – кустарников боярышника, терна и шиповника.

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 09.12.2021г. территория производства земляных работ путем снятия грунта (верхнего слоя почвы) и уничтожения почвопокровных растений представляет собой несколько правильных многоугольников общей площадью 2 739 кв.м., расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ), из них: в границах земельного участка с кадастровым номером 842 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером (входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ) – 1 897 кв.м.

В границах земельного участка с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности администрации Предгорного муниципального округа, за пределами огороженной территории, уничтоженная древесно-кустарниковой растительность складирована в кучу, площадью 112 кв.м.

В границах земельного участка с кадастровым номером за пределами огороженной территории вдоль по периметру установленного забора местами на ширине от 3 до 5 м. вырублены деревья, молодая поросль, кустарники и уничтожены почвопокровные растения, то есть, сформирован прогон для скота, навалены в кучи деревья и кустарники. Территория, на которой сформирован прогон для скота, в границах земельного участка с кадастровым номером , составляет 407 кв.м.

Администрацией Предгорного муниципального округа ФИО1 разрешение на рубку (выкорчевывание) лесных (зеленых) насаждений не выдавалось.

Проверкой также установлено, и подтверждается указанным заключением кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от ДД.ММ.ГГГГ., что в границах земельного участка с кадастровым номером существует овраг, по которому сезонно протекает ручеек-верховодка.

На момент выезда часть территории оврага, расположенная в пределах особо охраняемый природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», площадью 96 кв.м., засыпана снятым грунтом с уничтоженными почвопокровными растениями, захламлена остатками спиленных кустарников, их выкорчеванными корнями.

Таким образом, в действиях ФИО1 установлены следующие нарушения закона, допущенным им на особо охраняемой природной территории – памятнике природы краевого значения «Гора Юца»: самовольное занятие земельных участков; снятие плодородного слоя почвы; выкорчевывание, без наличия на то законных оснований, древесной растительности – кустарников; уничтожение почвопокровных растений; захламление древесной растительностью оврага, по которому стекает природный ручеек.

Указанные нарушения законодательства, совершенные на территории особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», привели к изменению почвенного покрова «Горы Юца», который на протяжении десятилетий формировался в условиях вертикальной поясности и сложного рельефа, а также к частичному уничтожению объектов растительного мира.

В ходе проведения проверки собранные прокуратурой материалы проверки прокуратуройнаправлены в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора, для установления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате снятия плодородного слоя почвы на особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа.

Из содержания расчета, следует, что сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате снятия плодородного слоя почвы на особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округана земельных участках с кадастровыми номерами составила 3 834 600 рублей.

Все перечисленные нарушения действующего законодательства, причинившие вред окружающей среде, стали возможны, в том числе, в результате бездействия Министерства природы и охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыв рамках осуществления полномочий в области регионального государственного надзора в сфере охраны и использования ООПТ краевого значения должно организовывать установку соответствующих информационных знаков и доводить соответствующую установленную законодательством информацию через средства массовой информации до природопользователей и населения.

Вместе с тем, министерством достаточные меры по информированию населения о границах (на местности) особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», путем установки необходимого количества информационных знаков и размещения информации в средствах массовой информации не приняты.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что незаконные действия ФИО1, выразившиеся в самовольном занятии территории памятника природы краевого значения «Гора Юца», проведении работ по снятию верхнего слоя почвы, вырубке зеленых насаждений, уничтожении почвопокровных растений, захламлении древесной растительностью оврага, по которому стекает природный ручеек, привело к нанесению ущерба окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Просил признать неправомерным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившиеся в не установке на местности в районе особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округадополнительных информационных знаков об особенностях режима использования и охраны, о недопустимости осуществления деятельности, способной привести к загрязнению подземных минеральных вод, нарушению биологического разнообразия и уничтожению компонентов природной среды на территории памятника природы, а также в не опубликовании указанной информации в средствах массовой информации.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность по установке на местности в районе особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округадополнительных информационных знаков об особенностях режима использования и охраны, о недопустимости осуществления деятельности, способной привести к загрязнению подземных минеральных вод, нарушению биологического разнообразия и уничтожению компонентов природной среды на территории памятника природы, а также опубликовать указанную информацию в средствах массовой информации.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, освободить самовольно занятые земельные участки – земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельный участок с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу:, МО Этокский сельсовет, фонд перераспределения к-за им. Ленина в районе горы Юца, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, провести работы по демонтажу забора (сетки-рабицы, закрепленной на металлических столбах), установленного на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельном участке с кадастровым номером , входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу:, МО Этокский сельсовет, фонд перераспределения к-за им. Ленина в районе горы Юца, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельного участка с кадастровым номером входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, , в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, , посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы, создания (высадки) лесных насаждений – кустарников терна, боярышника, шиповника, в количестве, предусмотренном в проекте рекультивации, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, в счет возмещения вреда государству, причиненного почвам вследствие нарушения земельного законодательства, сумму ущерба в размере 3 834 600 рублей, посредством уплаты денежных средств в бюджет Предгорного муниципального округа.

Определением Пятигорского городского судаот 01.06.2022г., по ходатайству представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, к участию в данном гражданском деле в качестве соответчика привлечено ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий».

В судебном заседании помощник прокурора – ФИО3, пояснил, что исковые требования прокурора к ФИО1, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий», заявленные по данному гражданскому делу, полностью поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме. Также пояснил, что ходатайство о назначении по данному гражданскому делу какой-либо судебной экспертизы заявлять не будут, поскольку считают, что все факты ими доказаны. На какой стадии в настоящее время находится уголовное дело, возбужденное в отношении ФИО1, ему не известно.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий», действующий на основании доверенности – ФИО2, пояснил, что исковые требования прокурора , заявленные по данному гражданскому делу к ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий», ответчик не признает и возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в представленных им письменных возражениях, в которых указал, что с требованиями прокуратуры, не согласны. Считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению в части признания неправомерным бездействия Министерства и Дирекции и возложения обязанности на министерство установить дополнительные информационные знаки по следующим основаниям.

Нормами действующего законодательства порядок обозначения на местности с помощью аншлагов и информационных щитов границ, особо охраняемых природных территорий, в том числе памятников природы, не урегулирован, сроки размещения и количество таких знаков по границам не установлены ни одним действующим нормативным документом. Тем не менее, на границах памятника природы краевого значения «Гора Юца» с 2016 года имеется два предупреждающих аншлага, установленных с южной и северной сторон села Юца. В настоящее время на основных подъездных дорогах к горе установлены еще два аншлага, в течении июля будут установлены 3 дополнительных аншлага с южной и восточной стороны горы.

Министерством были направлены письма о передаче памятника природы гора «Юца» под охрану правообладателям земельных участков.

Сотрудники Дирекции оказывают помощь Министерству в подписании охранных обязательств правообладателями указанных земельных участков.

Министерство и ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» проводят регулярную просветительскую работу в рамках установленных полномочий и выделяемых лимитов финансирования. Просветительская работа включает в себя совместное участие в издании брошюр, буклетов, альбомов, сувенирной продукции и другого, содержащих информацию о целях создания, местах нахождения, направлениях работы ООПТ краевого значения.

В 2019 году издан альбом «Заповедное Ставрополье». Специалисты Дирекции совместно с егерями проводят занятия и экскурсии с учениками школ и молодежью, на которых рассказывают о важности сохранения заповедных уголков Ставрополья, бережного отношения к родной природе и сохранении ее заповедных уголков для потомков.

Сотрудники Министерства и Дирекции принимают постоянное участие в телеэфирах, посвященных вопросам экологии, охране окружающей среды, организации и функционирования ООПТ в, размещении информации об ООПТ на медиа- и интернет-ресурсах. С целью информирования, на сайте министерства по вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий размещено: в 2020 году – 20 публикаций, в 2021 году – 30 публикаций, за текущий период 2022 года – 5 публикаций. По вопросам охраны и развития сети ООПТ в крае руководящим составом Министерства и Дирекции в 2020 году было записано три интервью на телеканалах Россия 24 и Свое ТВ, в 2021 – четыре интервью на каналах Россия 24, СТВ, Свое ТВ.

В 2021 году первым заместителем председателя, курирующим деятельность Министерства, в газете «Ставропольская правда» было опубликовано подробное интервью по вопросам охраны ООПТ. На официальных сайтах министерства и дирекции представлена полная информация обо всех заказниках и памятниках природы, в том числе о памятнике природы краевого значения «Гора Юца», его границах и режиме особой охраны. С целью информирования населения о границах и режиме особо охраняемых природных территорий разработаны бесплатные мобильные приложения «Природные территории» и «Природа 26», которые представляет общую информацию о заказниках и памятниках природы, установленных на ООПТ ограничениях, а также визуально отражают границы ООПТ и информацию о местоположении пользователя по отношению к ООПТ.

Таким образом, доказательства бездействия Министерства и Дирекции в исковом заявлении не обоснованы, отсутствуют конкретные примеры проявления фактов бездействия со стороны Министерства и Дирекции. В рамках возложенных полномочий нами принимаются необходимые и достаточные меры по популяризации сведений об ООПТ, в том числе памятника природы краевого значения гора «Юца».

Просил в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании неправомерным бездействия, возложении обязанности по установке дополнительных информационных знаков, отказать.

Также, в судебном заседании представитель ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» – ФИО2, пояснил, что возражает против удовлетворения исковых требований, заявленных в пунктах 1-2 искового заявления, так как ими все требования действующего законодательства исполняются. Ранее было установлено два соответствующих информационных знака, при этом в настоящее время всего уже установлено пять таких знаков, впоследствии всего будет установлено восемь знаков. В настоящее время ответчик полностью перенес забор, который был ранее установлен на их земельном участке. Количество информационных знаков, которое в обязательном порядке должны быть установлены, нигде законодательно не оговорено. В ноябре 2021 года прокуратурой , совместно с их участием, была проведена проверка земельного участка, используемого ФИО1

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующий на основании ордера – адвокат ФИО4, пояснил, что ФИО1 о времени и месте судебного заседания известно, однако участвовать в судебном заседании не желает.

Также пояснил, что исковые требования прокурора , заявленные по данному гражданскому делу к ФИО1, ответчик не признает и возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в представленных им письменных возражениях, в которых указал, что 28.02.2022г. отделом дознания ОМВД России по возбуждено уголовное дело по ст.262 УК РФ в отношении ФИО1 По настоящее время ему не предъявлено обвинение и отсутствует приговор или же постановление дознавателя о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям.

Сам ФИО1 зарегистрирован и проживает в , по месту расположения его земельного участка с кадастровым номером , он не проживает и почти там не бывает. На данным участке его родственник ФИО5, который содержит корову, кур. На данном участке ФИО1 собирался посадить плодородные деревья, с этой целью он купил деревья, сетку-рабица для забора и металлические трубы. В связи с тем, что у него не было возможности приехать на данный участок и работать, сам Фарух своим землякам, которым он иногда разрешал временно пожить в домике расположенном на данном участке разрешал посадить деревья, в ходе чего они так же установили забор, очищали землю, помогали ему по хозяйству, указанных лиц знает, особенно кто установил забор и очищал землю, знает в лицо, может найти. О том, что забор на земельный участок поставлен не на своем месте, а дальше, захватив чужую, не свою землю Фарух не знал, так же никаких информационных знаков на землях, якобы особого значения, в особой зоне не было и нет. Забор был установлен и земля была очищена в конце сентября к началу октября 2021 года, дальше было холодно, зима и никто никаких работ по очистке земли или установке забора не проводил.

Данный забор он не устанавливал, никакого самозахвата указанных земель он не совершил.

Сам же ФИО1 с привлечением кадастрового инженера ФИО6, согласно заключению которого за от ДД.ММ.ГГГГ. забор сетка-рабица закрепленная на металлических столбах расположен полностью по всему периметру на земельном участке с КН , принадлежащего ФИО1, факт самозахвата земли отсутствует.

То есть требования прокурора в отношении ФИО1 полностью исполнено самими ФИО1 добровольно, по своей инициативе за исключением возмещения причиненного ему ущерба и приведения указанных, якобы захваченных и поврежденных земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы, создания (высадки) лесных насаждений – кустарников терна, боярышника, шиповника, в количестве, предусмотренном в проекте рекультивации, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, так как он это не совершал виновным в этом себя не считает.

Просил отказать в удовлетворении исковых требовании прокурора о возмещения причиненного ему ущерба в сумме примерно 3 800 000 рублей и не обязывать ФИО1 привести указанные якобы захваченные и поврежденные земли в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы, создания (высадки) лесных насаждений – кустарников терна, боярышника, шиповника, в количестве, предусмотренном в проекте рекультивации, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, так как он это не совершал, виновным в этом себя не считает, пока не доказана его вина, нет приговора и признании его виновным, а также отсутствует решение органа дознания и прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

В судебное заседание ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представив заявление о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие во всех судебных заседаниях. С ходатайством об отложении судебного заседания, либо истребовании дополнительных доказательств не обращался. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика ФИО1, приняв во внимание, представленное им заявление.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, будучи надлежащим образом извещенный судом о времени и месте судебного заседания, назначенного по данному гражданскому делу, не явился, не известив о наличии уважительных причин неявки, с ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращался. На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При этом, ранее представителем ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, действующей на основании доверенности – ФИО7, представлены письменные возражения, в которых указала, что с иском министерство не согласно, считает его незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению в части признания неправомерным бездействия министерства и возложения обязанности на министерство установить дополнительные информационные знаки, по следующим основаниям.

Нормами действующего законодательства порядок обозначения на местности границ памятников природы регионального значения не урегулирован, сроки размещения и количество таких знаков по границам не установлены.

Действующим законодательством предусмотрено, что в рамках обеспечения режима особой охраны памятников природы федерального значения, созданных без изъятия земель, установку предупредительных и информационных знаков осуществляют собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, на которых расположены памятника природы.

Министерством были направлены письма о передаче памятника природы гора «Юца» под охрану правообладателям земельных участков.

Министерство и ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» проводят регулярно просветительскую работу в рамках установленных полномочий. Просветительская работа включает в себя совместное участие в издании брошюр, буклетов об ООПТ краевого значения. В 2019 году издан альбом «Заповедное Ставрополье».

Сотрудники министерства и дирекции принимают постоянное участие в телеэфирах, посвященных вопросам экологии, охране окружающей среды, организации и функционировании ООПТ в.

С целью информирования на сайте министерства по вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий размещено: в ДД.ММ.ГГГГ – 20 публикаций; в ДД.ММ.ГГГГ – 30 публикаций, за текущий период ДД.ММ.ГГГГ – 5 публикаций.

По вопросам охраны и развития сети ООПТ в крае руководящим составом министерства и Дирекции в 2020 году было записано три интервью на телеканалах.

В 2021 году первым заместителем председателя, курирующим деятельность министерства, в газете «Ставропольская правда» было опубликовано подробное интервью по вопросам охраны ООПТ.

Специалисты Дирекции совместно с егерями проводят занятия с учениками школ, на которых рассматривают вопросы важности сохранения заповедных уголков родного Ставрополья.

На официальном сайте министерства представлена полная информация о памятнике природы гора «Юца», его границе и режиме особой охраны.

С целью информирования населения о границах и режиме особо охраняемых природных территорий разработаны бесплатные мобильные приложения «Природные территории» и «Природа 26», которые представляет общую информацию о заказниках и памятниках природы, установленных на ООПТ ограничениях, а также визуально отражают границы ООПТ и информацию о местоположении пользователя по отношению к ООПТ.

Таким образом, доказательства бездействия министерства в исковом заявлении отсутствуют, министерством в рамках возложенных полномочий принимаются необходимые и достаточные меры по популяризации сведений об ООПТ, в том числе памятника природы гора «Юца».

Просила в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыо признании неправомерным бездействия, возложении обязанности по установке дополнительных информационных знаков, отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица администрации Предгорного муниципального округа, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представив заявление представителя, действующей на основании доверенности – ФИО8 о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие. Исковые требования прокурора просит удовлетворить в полном объеме. С ходатайством об отложении судебного заседания, либо истребовании дополнительных доказательств не обращался. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица администрации Предгорного муниципального округа, приняв во внимание, представленное ею заявление.

В судебное заседание представитель третьего лица Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, будучи неоднократно надлежащим образом извещенный судом о времени и месте судебных заседаний, назначенных по данному гражданскому делу, не явился, не известив о наличии уважительных причин неявки, с ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращался. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы данного гражданского дела, представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства – с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец, в условиях состязательности гражданского процесса, предусмотренных ст.56 ГПК РФ, частично представил надлежащие доказательства в обоснование заявленных требованиях и частично доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин.

обратился в суд с данным исковым заявлением, предъявленным в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива, и круг указанных лиц невозможно установить.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории Предгорного муниципального округа, расположена гора «Юца», которая постановлениемвого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961г. «О мерах по охране природы в крае» объявлена памятником неживой природы.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ. -п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Юца».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Юца» внесены в государственный кадастр недвижимости – 23.10.2017г.

Согласно п.17 Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Юца», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот 29.09.2017г. , на территории памятника природы должно обеспечиваться сохранение уникальных и ценных природных объектов, биоразнообразия и не допускаться деятельность, влекущая за собой нарушение естественного состояния памятника природы.

Указанным паспортом установлены, в том числе, границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы.

Использование памятника природы допускается в целях, не противоречащих установленному в его отношении режиму особой охраны: научных (мониторинг состояния окружающей среды, изучение природных экосистем и их компонентов); эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических троп, снятие видеофильмов, фотографирование); рекреационных (транзитные прогулки); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также условий формирования подземных минеральных вод).

К мерам охраны памятника природы относятся недопущение браконьерства, разведения костров, размещения свалок мусора, сбора редких и исчезающих видов растений, незаконных рубок и повреждений лесных насаждений, заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений методами, наносящими ущерб объектам растительного мира, исключение распашки земель, сенокошения и пастьбы скота.

Также, судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки по поступившей 02.12.2021г. информации от жительницы муниципального округао вырубке лесных насаждений на особо охраняемой природной территории – памятнике природы краевого значения «Гора Юца», установлено, что в границах особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», расположены земельные участки с кадастровыми номерами , входящие в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , на которые распространяется режим особой охраны, предусмотренный для памятника природы краевого значения «Гора Юца».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , площадью 1 571 719 кв.м., отнесен к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, собственником которого является администрация Предгорного муниципального округа – государственная регистрация права произведена 09.11.2021г. запись регистрации .

Также, земельный участок с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2115, расположенный по адресу:, МО Этокский сельсовет, фонд перераспределения к-за им. Ленина в районе горы Юца, относится к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, в собственность либо в аренду, либо на ином вещном праве никому не предоставлен.

Кроме того, при проведении 03.12.2021г. прокуратурой района совместно со специалистами ООО «Бюро Кадастра Предгорья», представителями управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа, путем выезда на территорию памятника природы краевого значения «Гора Юца», проверки, установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: СК, , в границах колхоза им. Ленина, - ФИО1, самовольно занял часть земельных участков с кадастровыми номерами , входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером непосредственно граничащими с его земельным участком.

По указаниям прокурора в ходе выездной проверки было установлено, что ФИО1 с целью ограждения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером возведен забор из сетки-рабицы, закрепленной на металлических столбах.

ФИО1 забором огорожена не только территория принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:14997, но и территория прилегающих к нему земельных участков с кадастровыми номерами входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером

При этом, общая площадь самовольно огороженной забором территории составила 7 439 кв.м., в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:130105:3, площадь – 6 002 кв.м., а в границах земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером площадь – 1 437 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 09.12.2021г. , выполненного кадастровым инженером ФИО6

Также установлено, что ФИО1 самовольно занявшим не принадлежащие ему на установленном законом праве земельные участки с кадастровыми номерами 26:29:130105:3 и входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером грубо нарушаются требования земельного и природоохранного законодательства при их использовании, в пределах памятника природы краевого значения «Гора Юца».

На земельных участках с кадастровыми номерами входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , ФИО1 произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы (верхнего слоя почвы), в том числе, при проведении работ с применением тяжелой техники – трактора по выкорчёвыванию лесных насаждений – кустарников боярышника, терна и шиповника.

В соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 09.12.2021г. , территория производства земляных работ путем снятия грунта (верхнего слоя почвы) и уничтожения почвопокровных растений представляет собой несколько правильных многоугольников, общей площадью 2 739 кв.м., расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2115, их них: в границах земельного участка с кадастровым номером площадь – 842 кв.м., а в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:130106:20, входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером площадь – 1 897 кв.м.

Вместе с тем, в обоснование своих возражений, стороной ответчика в материалы данного гражданского дела, представлено заключение кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 16.06.2022г. , также выполненного кадастровым инженером ФИО6, из содержания которого следует, что специалистами ООО «Бюро Кадастра Предгорья» совместно с собственником был произведен выезд по выносу границ на местности земельного участка с кадастровым номером цель обследования которого – выявление факта наличия/отсутствия самозахвата земель, государственная собственность на которые не разграничена собственником земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:14997, площадью 16 250 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО1

При этом, в ходе проведения натурных измерений выявлено, что территория земельного участка кадастровым номером по периметру огорожена забором (сетка-рабица на железных столбах).

По факту выноса в натуру границ земельного участка от 03.06.2012г. установлены указанные заказчиком угловые, поворотные и промежуточные точки границ земельного участка с кадастровым номером в количестве 8 штук.

В ходе проведения натурных измерений и последующей компьютерной обработки результатов геодезических измерений выявлено, что забор (сетка-рабица, закрепленная на металлических столбах), установленный с целью ограждения земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО1 расположен полностью по периметру на земельном участке с кадастровым номером

Согласно выводов, к которым пришел кадастровый инженер ООО «Бюро Кадастра Предгорья» в указанном заключении от 16.06.2022г. в результате проведенного натурного обследования территории земельного участка с кадастровым номером выявлен факт отсутствия самозавхвата земель, государственная собственность на которые не разграничена, собственником земельного участка с кадастровым номером . Забор (сетка-рабица, закрепленная на металлических столбах), установленный с целью ограждения земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером расположен полностью по периметру на земельном участке с кадастровым номером 26:29:000000:14997.

С учетом заключения кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 16.06.2022г. , выполненного кадастровым инженером ФИО6, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований в части возложения на ФИО1 обязанностей по освобождению самовольно занятые земельные участки – земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: , и земельный участок с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: СК, , МО Этокский сельсовет, фонд перераспределения к-за им. Ленина в районе горы Юца, а также проведении работ по демонтажу забора (сетки-рабицы, закрепленной на металлических столбах), установленного на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельном участке с кадастровым номером входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером расположенном по адресу: , в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу, следует отказать, ввиду того, что стороной ответчика представлены надлежащие доказательства, в обоснование своих доводов о том, что указанные требования им исполнены в добровольном порядке до рассмотрения данного гражданского дела по существу.

Также, судом установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером принадлежащем на праве собственности администрации Предгорного муниципального округа, за пределами огороженной территории, уничтоженная древесно-кустарниковой растительность складирована в кучу, площадь составляет 112 кв.м.

Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером за пределами огороженной территории вдоль по периметру установленного забора местами на ширине от 3 до 5 метров, вырублены деревья, молодая поросль, кустарники и уничтожены почвопокровные растения, то есть, сформирован прогон для скота, навалены в кучи деревья и кустарники. Территория, на которой сформирован прогон для скота, в границах земельного участка с кадастровым номером , составляет 407 кв.м.

При этом, разрешение на рубку (выкорчевывание) лесных (зеленых) насаждений администрацией Предгорного муниципального округаответчику ФИО1, не выдавалось.

В силу п.1.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку, кронирование или посадку деревьев и кустарников», утверждённого постановлением администрации Предгорного муниципального округаот 23.03.2021г. , вырубка, кронирование или посадка деревьев и кустарников на территории округа осуществляется на основании разрешения на вырубку, кронирование или посадку деревьев и кустарников.

Снос, посадка, кронирование деревьев и кустарников, расположенных на территории общего пользования, а также на арендуемых земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке на основании специального разрешения Округа.

При проведение ФИО1 работ по незаконной вырубке (выкорчевыванию) кустарной растительности не учтено, что система зеленых насаждений формируется для оздоровления окружающей среды, обогащения внешнего облика населенных пунктов и территорий муниципальных образований, создания условий для массового отдыха населения в природном окружении. Любой объект зеленых насаждения независимо от возложенных на него специфических функций, является составной частью единой системы озеленения, создаваемой с учетом административного значения и величины территории муниципального образования, его архитектурно-планировочной структуры и решения композиции застройки, а также с учетом местных природно-климатических особенностей.

Также, согласно заключения кадастрового инженера ООО «Бюро Кадастра Предгорья» от 09.12.2021г. , подтверждается, что в границах земельного участка с кадастровым номером , существует овраг, по которому сезонно протекает ручеек-верховодка.

На момент натурного исследования при проведении выездной проверки, установлено, что часть территории оврага, расположенная в пределах особо охраняемый природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», площадью 96 кв.м., засыпана снятым грунтом с уничтоженными почвопокровными растениями, захламлена остатками спиленных кустарников, их выкорчеванными корнями.

Таким образом, захламление территории оврага нарушает естественные природные процессы, проходящие на территории «Гора Юца», и может явиться следствием заболачивания почвы, в виду отсутствия стека для дождевых и талых вод, что приведет непосредственно к нарушению, видоизменению ее почвенных покровов, а также смене растительности, характерной для территории памятника природы.

В связи с чем, в действиях ФИО1 установлены следующие нарушения закона, допущенным им на особо охраняемой природной территории – памятнике природы краевого значения «Гора Юца»: самовольное занятие земельных участков; снятие плодородного слоя почвы; выкорчевывание, без наличия на то законных оснований, древесной растительности – кустарников; уничтожение почвопокровных растений; захламление древесной растительностью оврага, по которому стекает природный ручеек.

Таким образом, суд приходит к выводу, что изложенные нарушения, совершенные на территории особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Гора Юца», привели к изменению почвенного покрова «Горы Юца», который на протяжении десятилетий формировался в условиях вертикальной поясности и сложного рельефа, а также к частичному уничтожению объектов растительного мира.

Изложенное также подтверждается постановлением дознавателя отдела дознания ОМВД России «Предгорный» от 28.02.2022г. о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам преступления предусмотренного ст.262 УК РФ, копия которого приобщена к материалам данного гражданского дела.

В силу положений ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти объектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

В соответствии со ст.55 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

В силу положений ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п.14.3 Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Юца», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот 29.09.2017г. , в соответствии с почвенно-географическим районированием Кавказа территория памятника природы относится к Ставропольской группе Приазовско-Предкавказской провинции зоны черноземов лесостепной почвенно-географической области.

Согласно п.19 Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Юца», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот 29.09.2017г. , режим особой охраны территории памятника природы установлен решением исполнительного комитетавого Совета народных депутатов от 04.01.1978г. «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на территории памятника природы запрещаются: распашка грунта; уничтожение почвозащитной растительности; добыча строительных материалов; проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятника природы.

Физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на территории памятника природы режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как памятник природы краевого значения «Гора Юца» создан с целью сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также с целью сохранения природных лечебных ресурсов.

В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009г. -П указано, что поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду.

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды предусмотрена главой 14 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом охраны окружающей среды являются, в том числе, почвы.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной п.1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Земельным кодексом РФ также установлена возможность восстановления нарушенного права на земельный участок в случае его самовольного занятия. Действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (п.п.2 п.1, п.п.4 п.2 ст.60). Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Названными лицами осуществляется приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, самовольном занятии за их счет (п.п. 2, 3 ст.76).

В соответствии с п.2 ст.62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст.13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что незаконные действия ФИО1, выразившиеся в проведении работ по снятию верхнего слоя почвы, вырубке зеленых насаждений, уничтожении почвопокровных растений, захламлении древесной растительностью оврага, по которому стекает природный ручеек, привело к нанесению ущерба окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст.42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст.3, п.1 ст.11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности заключаться в принятии ответчиком ФИО9 конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения, сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы краевого значения «Гора Юца».

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на ФИО1 обязанностей разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, восточный склон , и земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: СК, , , в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу, а также провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: , и земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: СК, , , посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы, создания (высадки) лесных насаждений – кустарников терна, боярышника, шиповника, в количестве, предусмотренном в проекте рекультивации, в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, в связи с чем, указанные требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, в силу положений ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В п.п. 5-7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.

Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда; противоправность поведения виновного лица; вина причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом; доказанность размера причиненного вреда.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п.2.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ).

В силу положений п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п.3 ст.77, п.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ, ч.2 ст.69 Водного кодекса Российской Федерации).

При этом, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010г. утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предусматривающая исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.2 указанной Методики, она применяется для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы.

В ходе проведения проверки собранные прокуратурой материалы проверки прокуратуройнаправлены в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора, для установления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате снятия плодородного слоя почвы на особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа.

В соответствии с расчетом, произведенного Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора, размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате снятия плодородного слоя почвы на особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате снятия плодородного слоя почвы на особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа на земельных участках с кадастровыми номерами составляет 3 834 600 рублей. Указанный расчет составлен должностным лицом – старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО10

В связи с чем, требования о взыскании с ФИО1, в счет возмещения вреда государству, причиненного почвам вследствие нарушения земельного законодательства, суммы ущерба в размере 3 834 600 рублей, посредством уплаты денежных средств в бюджет Предгорного муниципального округа, подлежат удовлетворению.

Также, по указаниям прокурора все перечисленные нарушения действующего законодательства, причинившие вред окружающей среде, стали возможны, в том числе, в результате бездействия Министерства природы и охраны окружающей среды, поскольку в соответствии с п.17 Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Юца», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот 29.09.2017г. , в целях улучшения состояния территории памятника природы необходимо осуществлять мероприятия по информированию природопользователей и населения об особенностях режима использования и охраны, о недопустимости осуществления деятельности, способной привести к загрязнению подземных минеральных вод, нарушению биологического разнообразия и уничтожению компонентов природной среды на территории памятника природы, посредством информирования через средства массовой информации и установки на местности информационных знаков.

Из положений ч.ч. 1, 2 ст.33 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляются посредством регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений.

Предметом государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Согласно п.10.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденного Постановлениемот 02.07.2012г. -п, полномочия по охране особо охраняемых природных территорий краевого значения, а также региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыв рамках осуществления полномочий в области регионального государственного надзора в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения должно организовывать установку соответствующих информационных знаков и доводить соответствующую установленную законодательством информацию через средства массовой информации до природопользователей и населения.

Вместе с тем, суд считает достоверными доводы о необоснованности указанных требований, представителей ответчиков Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о том, что нормами действующего законодательства порядок обозначения на местности с помощью аншлагов и информационных щитов, границ особо охраняемых природных территорий, в том числе памятников природы, не урегулирован, сроки размещения и количество таких знаков по границам не установлены ни одним действующим нормативным документом.

При этом, на границах памятника природы краевого значения «Гора Юца» с 2016 года имеется два предупреждающих аншлага, установленных с южной и северной сторон села Юца, а в настоящее время на основных подъездных дорогах к горе установлены еще два аншлага, тогда как в течении июля будут установлены еще три дополнительных аншлага с южной и восточной стороны горы.

В части проведения просветительской и воспитательной работы по вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» проводят регулярную просветительскую работу в рамках установленных полномочий и выделяемых лимитов финансирования. Просветительская работа включает в себя совместное участие в издании брошюр, буклетов, альбомов, сувенирной продукции и другое, содержащих информацию о целях создания, местах нахождения, направлениях работы особо охраняемых природных территорий краевого значения. В 2019 году издан альбом «Заповедное Ставрополье». Специалисты Дирекции совместно с егерями проводят занятия и экскурсии с учениками школ и молодежью, на которых рассказывают о важности сохранения заповедных уголков Ставрополья, бережного отношения к родной природе и сохранении ее заповедных уголков для потомков.

Сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» принимают постоянное участие в телеэфирах, посвященных вопросам экологии, охране окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в, размещении информации об особо охраняемых природных территорий на медиа- и интернет-ресурсах. С целью информирования, на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыпо вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий размещено: в 2020 году – 20 публикаций, в 2021 году – 30 публикаций, за текущий период 2022 года – 5 публикаций. По вопросам охраны и развития сети особо охраняемых природных территорий в крае руководящим составом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий» в 2020 году было записано три интервью на телеканалах Россия 24 и Свое ТВ, в 2021 году – четыре интервью на каналах Россия 24, СТВ, Свое ТВ.

В 2021 году первым заместителем председателя, курирующим деятельность министерства, в газете «Ставропольская правда» было опубликовано подробное интервью по вопросам охраны особо охраняемых природных территорий. На официальных сайтах министерства и дирекции представлена полная информация обо всех заказниках и памятниках природы, в том числе о памятнике природы краевого значения «Гора Юца», его границах и режиме особой охраны. С целью информирования населения о границах и режиме особо охраняемых природных территорий разработаны бесплатные мобильные приложения «Природные территории» и «Природа 26», которые представляет общую информацию о заказниках и памятниках природы, установленных на особо охраняемых природных территорий ограничениях, а также визуально отражают границы особо охраняемых природных территорий и информацию о местоположении пользователя по отношению к особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, каких-либо надлежащих и достоверных доказательств бездействий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий», в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ, стороной истца в материалы данного гражданского дела не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований о признании неправомерным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившиеся в не установке на местности в районе особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа дополнительных информационных знаков об особенностях режима использования и охраны, о недопустимости осуществления деятельности, способной привести к загрязнению подземных минеральных вод, нарушению биологического разнообразия и уничтожению компонентов природной среды на территории памятника природы, не опубликовании указанной информации в средствах массовой информации, а также возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанностей по установке на местности в районе особо охраняемой природной территории – «Гора Юца» Предгорного муниципального округа дополнительных информационных знаков об особенностях режима использования и охраны, о недопустимости осуществления деятельности, способной привести к загрязнению подземных минеральных вод, нарушению биологического разнообразия и уничтожению компонентов природной среды на территории памятника природы, опубликовании указанной информации в СМИ, в данном случае следует отказать, ввиду необоснованности и не доказанности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора к ФИО1 о возложении обязанностей, взыскании ущерба, удовлетворит частично.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:(паспорт серии 0711 , выдан 28.07.2012г. отделом УФМС России пов ) разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое , и земельного участка с кадастровым номером входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:( выдан ДД.ММ.ГГГГ. отделом УФМС России пов ) провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: , и земельного участка с кадастровым номером входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, МО Этокский сельсовет, фонд перераспределения к-за им. Ленина в районе горы Юца, посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы, создания (высадки) лесных насаждений – кустарников терна, боярышника, шиповника, в количестве, предусмотренном в проекте рекультивации, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:(, выдан ДД.ММ.ГГГГ. отделом УФМС России пов ) в счет возмещения вреда государству, причиненного почвам вследствие нарушения земельного законодательства, сумму ущерба в размере 3 834 600 (три миллиона восемьсот тридцать четыре тысячи шестьсот) рублей, посредством уплаты денежных средств в бюджет Предгорного муниципального округа(ИНН

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора к ФИО1 о возложении обязанностей в остальной части, отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственному бюджетному учреждению«Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании бездействий неправомерными, возложении обязанностей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским деламвого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья А.С. Беликов