ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2339/15 от 18.06.2015 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-2339/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2015 Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Гаркуши О.М.,

при секретаре Грищенко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Прокурора города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Правительству города Севастополя, третье лицо - Департамент образования города Севастополя, о признании бездействия органа государственной исполнительной власти незаконным и понуждению к выполнению определенных действий, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Севастополя 20.05.2015 года обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Правительства Севастополя по не разработке и не утверждению Порядка привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), Порядка отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности, Порядка организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующие основные общеобразовательные программы. Обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), порядок отнесения образовательных организаций к общеобразовательным организациям, реализующих основные общеобразовательные программы, порядок организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующие основные общеобразовательные программы, и ввести их в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

Исковое заявлением мотивировано тем, что прокуратурой города Севастополя проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которой, выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Выявлено повсеместное распространение денежных сборов с родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениям под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» носят принудительный характер. Так, в течение 2014-2015г.г. в органы прокуратуры поступило 7 обращений граждан по вопросам принудительного взимания с родителей денежных средств на различные нужды образовательных учреждений. Указанные нарушения действующего законодательства имеют место в результате отсутствия нормативно-правового регулирования по вопросам привлечения образовательными организациями внебюджетных средств. Таким образом, в результате не принятия мер по своевременной разработке и утверждению вышеуказанных нормативно- правовых актов, вытекающих из положений Закона города Севастополя №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе», вопросы привлечения образовательными организациями города внебюджетных средств, отнесения образовательных организаций к малокомплектным образовательным организациям, а также перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях остаются не урегулированными.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Правительства заявленные требования не признал, просил учесть, что данные вопросы не являются первостепенными, поскольку финансирование в полном объеме обеспечивается за счет государства, просил в иске отказать, поскольку эти документы находятся в стадии разработки.

Представитель Департамента образования города Севастополя (далее по тексту - Департамент) заявленные требования так же не признал, просил учесть, что все заявленные Прокурором документы находятся в стадии разработки, но имеются более срочные проекты, которые должны быть разработаны и утверждены правительством, а потому полагает, что оснований для удовлетворения иска нет.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что в адрес государственных органов РФ, в том числе Прокуратуры города Севастополя были направлены обращения граждан по факту поборов и дополнительных расходов, связанных с обучением детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях города Севастополя, данные заявления адресованы от имени родителей, учащихся.

Согласно ответу Департамента образования города Севастополя Правительства Севастополя №1791 от 29.04.2015г. адресованного старшему помощнику Прокурора города Севастополя Н.М.Харцызовой, судом установлено, что порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы находится в стадии разработки. С целью обеспечения учащихся общеобразовательных организаций необходимыми учебниками на 2015г. запланированы бюджетные средства в размере 48 млн. рублей для пополнения библиотечного фонда. Порядок привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений») находится на стадии разработки.

В связи с решением вопроса о передачи автобусов, осуществляющих перевозку детей сельской местности к месту обучения и обратно с баланса образовательных организаций на баланс ГУПС «СЕВАВТОТРАНС» Порядок осуществления перевозки учащихся находится на стадии разработки.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона города Севастополя №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» привлечение образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений) возможно только на основании порядка, утверждаемого Правительством Севастополя, по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Данные о привлечении образовательными организациями дополнительных финансовых средств в обязательном порядке публикуются в проекте «Открытый бюджет», находящимся в открытом доступе в сети «Интернет». Привлечение образовательными организациями дополнительных финансовых средств на основании указанного порядка, не влечет за собой снижения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования за счет средств бюджета города Севастополя.

Согласно ч.1-3 ст. 12 Закона города Севастополя №107-ЗС основой обеспечения государственных гарантий получения гражданами в городе Севастополе качественного образования является финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования за счет средств бюджета города Севастополя на основе нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования, устанавливаемых в расчете на одного обучающегося, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Указанные в первой части настоящей статьи нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования, нормативы обеспечения получения образования в образовательных организациях города Севастополя должны учитывать специфику образовательной деятельности, в том числе осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения, режима пребывания обучающихся, других условий. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования должны предусматривать, в том числе, затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся, устанавливается Правительством Севастополя.

В соответствии со ст. 5 Закона города Севастополя №107-ЗС, к полномочиям Правительства города Севастополя в сфере образования относится участие в реализации единой государственной политики в сфере образования.

Согласно ч.4-5 ст. 14 Закона города Севастополя №107-ЗС порядок и нормативы обеспечения обучающихся питанием, предоставления иных мер социальной поддержки в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя устанавливаются Правительством Севастополя. Организация бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в порядке, установленном Правительством Севастополя.

Согласно Постановлению от 20.03.2015 г. № 204-ПП «Об утверждении Регламента законопроектной деятельности в Правительстве Севастополя» усматривается, что оформленный и подписанный в соответствии с настоящим Регламентом проект закона вносится в Законодательное Собрание города Севастополя Губернатором города Севастополя или Правительством Севастополя- субъектом права законодательной инициативы. К проекту закона прилагаются документы, указанные в ч.2 п. 3.6. настоящего Регламент (ч.4 п.4.1. Регламента).

В соответствии с п.п.4 п.3.6. ч.2 Регламента усматривается, что оформленный в соответствии с требованиями законодательства города Севастополя проект закона представляется его разработчиком для проведения экспертизы в Правовое управление к которому прилагается перечень законов города Севастополя, актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, имеющих нормативный характер, которые подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового закона, а также перечень законов города Севастополя, актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, принятие которых необходимо в целях реализации нового закона.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что отсутствие и не принятие Правительством города Севастополя Порядка привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), Порядка отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности, Порядка организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующие основные общеобразовательные программы, является противоправным и не позволяет в полной мере реализовать действие Закона города Севастополя №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе», в связи с чем, исковые требования Прокурора города Севастополя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, потому расходы принимаются на счет бюджета города Севастополя.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования – удовлетворить.

Обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений), порядок отнесения образовательных организаций к общеобразовательным организациям, реализующих основные общеобразовательные программы, порядок организации бесплатной перевозки между поселениями обучающихся в государственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, и ввести их в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 23.06.2015 года.

Судья – (подпись)

Согласно оригиналу:

Судья Ленинского районного

суда города Севастополя О.М.Гаркуша