ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-233/2016 от 19.01.2016 Центрального районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2-233/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

19 января 2016 года

гражданское дело по иску Минюк ФИО9 к администрации города Прокопьевска о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к администрации города Прокопьевска о признании права собственности на <адрес> в г. Прокопьевске, мотивировав тем, что на основании ордера , выданного Исполнительным комитетом Прокопьевского городского совета народных депутатов ей на семью из 4 человек была предоставлена <адрес> в г. Прокопьевске. Она и члены ее семьи являются нанимателями данного жилого помещения с 1991 года. Данное жилое помещение было предоставлено ей и членам ее семьи как работнику ГОФ «Красногорская». При обращении в администрацию города Прокопьевска с заявлением о приватизации ей было отказано, поскольку данная квартира в реестре муниципальной собственности г. Прокопьевска не состоит, ОАО «ГОФ Красногорская» не передавала данную квартиру в муниципальную собственность г. Прокопьевска. В настоящее время АОА «ГОФ Красногорская» ликвидирована. Она не может воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, так как спорное жилое помещение не состоит в Едином реестре муниципального имущества г. Прокопьевска. Просит признать за ней право собственности на указанную квартиру, т.к. остальные члены ее семьи от приватизации отказались.

Истец Минюк А.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в данной квартире проживает с 90-го года с мужем и двумя детьми. Правом на приватизацию воспользоваться не может, т.к. квартира в муниципальную собственность г. Прокопьевска не предана. Ранее не принимала участие в приватизации жилого помещения.

Представитель ответчика администрации гор. Прокопьевска Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Давыдова В.В. не возражает против удовлетворения исковых требований. Участвовать в приватизации она не желает.

Третьи лица Брага О.В., Брага В.И. в судебное заседание не явились о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие с иском согласны, также представили заявления об отказе от приватизации.

Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В силу ст. 2 закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. №1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 1 данного Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании ст. 11 закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Указом Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурно и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» было предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением, в частности, жилых помещений…

Передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежали, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 № 1453-р «О завершении до 31 декабря 2004 г. передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы» было рекомендовано иным хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, осуществлять их передачу в муниципальную собственность в соответствии с указанным Положением.

В судебном заседании установлено, что согласно ордера квартира по <адрес> в г. Прокопьевске была предоставлена в 1990 году Минюк А.М. на семью из 4 человек (л.д.8). В настоящее время в данной квартире зарегистрированы истец Минюк А.М., Давыдова В.В. и Брага В.И.

Согласно справки БТИ г. Прокопьевска (л.д.18, 26) квартира по <адрес> в г. Прокопьевске не приватизирована.

Из справки КУМИ г. Прокопьевска (л.д.27) видно, что жилая <адрес>, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности города Прокопьевска не зарегистрирована.

Как следует из ответа администрации города Прокопьевска квартира в доме по <адрес> была принята в муниципальную собственность. В связи с тем, что ОАОЛ «ГОФ Красногорская» ликвидировано на основании решения суда, Комитет по управлению муниципальным имуществом не может в одностороннем порядке внести изменения в решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 27.05.2005 года № 210 о передаче в муниципальную собственность жилых помещений.

В настоящее время истица решила приватизировать квартиру, но поскольку ОАО «ГОФ Красногорская» ликвидировано, и фактически квартира не передана в муниципальную собственность, истец реализовать свое право на приватизацию не может по независящим от него причинам.

Суд считает, что ликвидация ОАО «ГОФ Красногорская», как юридического лица, не лишает истца права оформить жилое помещение в собственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как следует из ответа администрации города Прокопьевска, дом, расположенный по адресу: <адрес> не состоит в реестре ветхого муниципального фонда, решение межведомственной комиссией о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось.

Таким образом, ограничения, предусмотренные ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. №1541-1, к жилому помещению, занимаемому истицей, не относятся.

Из заявлений Брага О.В., Брага В.И. и Давыдовой В.В. видно, что они дали согласие на приватизацию жилой площади, находящейся по адресу: <адрес> без их участия, тем самым отказались от участия в приватизации данной квартиры.

По смыслу закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если жилое помещение по каким-либо причинам не было передано в муниципальную собственность, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что существенно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При этом, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставленное истцу по договору социального найма до 01.03.2005 года жилое помещение фактически не передано в муниципальную собственность, суд удовлетворяет заявленные истцом требования и признает за Минюк А.М. право собственности на жилое помещение по <адрес> в <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Минюк ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилое помещение – <адрес> в г. Прокопьевске, состоящей из трех комнат, общей площадью 66,7 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.<адрес>