Дело № 2-233/2021
55RS0037-01-2021-000470-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Ишим Омская область 14 октября 2021 года
Усть-Ишимский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Мозгуновой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области Федорова К.Е., представителя БУОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Ишимского района» ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Ишимского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности составить паспорт доступности для инвалидов здания образовательной организации,
установил:
Прокурор Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности составить паспорт доступности для инвалидов здания образовательной организации.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на соблюдение образовательной организации требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ и законодательства о несовершеннолетних установлено, что образовательным учреждением не разработан паспорт доступности, обследование образовательной организации не проведено, комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта не сформирована. Для устранения нарушений прокуратурой района 28.07.2021 в адрес директора внесено представление. Однако по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования образовательной организацией конкретные меры по устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты. Обращение прокурора обусловлено защитой интересов маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.
Просит возложить обязанность на МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» составить паспорт доступности для инвалидов здания образовательной организации, расположенного по адресу: <...> в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», а также взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Федоров К.Е. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, директор ФИО2 просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Ишимского района» - ФИО3 с иском согласилась.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерство образования Омской области, Усть-Ишимская местная организация Омской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов (ВОИ)» надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Омская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов (ВОИ)» извещенная о месте, дате и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Каждый имеет право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), основаны, в том числе, на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2), единство образовательного пространства на территории Российской Федерации (п. 4), свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования (п. 7), обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8).
В статье 5 Закона об образовании регламентировано, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации прав каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона об образовании).
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Судом установлено, что на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области проживают 645 инвалидов и 38 детей-инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Данный приказ № 1309 определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.
Исходя из Разъяснений по вопросам исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309, указанных в Письме Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» в приказе № 1309 перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации);
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность "тьютор" должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов).
Согласно пункту 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки на соблюдение образовательной организацией законодательства об образовании и социальной защите инвалидов выявлены нарушения, а именно отсутствие у образовательной организации паспорта доступности в соответствии с Порядком, утвержденным приказом № 1309. Более того, меры по обследованию образовательной организации, в том числе по созданию комиссии по проведению такого обследования и паспортизации объекта не предпринимаются
Непринятие мер по соблюдению требований федерального законодательства в области социальной защиты инвалидов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на получение образования.
В данной связи 28.07.2021 в адрес директора МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» внесено предписание об устранении выявленных проверкой нарушений.
Согласно ответу директора образовательного учреждения от 25.08.2021 в целях устранения нарушений в БУОО «КЦСОН Усть-Ишимского района» подана заявка на паспортизацию объекта, на входе на объект имеется вывеска, выполненная шрифтом Брайля, для изготовления информационного стенда, предназначенного для помещения приема заявителей, ведется работа для изыскания денежных средств.
По сведениям из БУОО «КЦСОН Усть-Ишимского района» от 12.09.2021 центром зарегистрирована заявка № 3, поданная МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа».
Также по информации из БУОО «КЦСОН Усть-Ишимского района» от 12.09.2021 очередность поступления заявок является порядковым номером на паспортизацию объектов, сама паспортизация объектов проводится согласно плана-графика, составляемого в конце текущего года на следующий год и утвержденного руководителем учреждения.
На день рассмотрения иска паспорт образовательной организации не составлен. Кроме этого, действия образовательной организации по подаче заявки в БУОО «КЦСОН Усть-Ишимского района» были вызваны не соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании, а устранением выявленных прокуратурой района нарушений.
С учетом изложенного и на основе приведенных норм права, суд приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей не может служить основанием для освобождения МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» от исполнения обязательных требований законодательства, поскольку соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.ст. 88, 90 ГПК РФ, размер государственной пошлины, порядок уплаты, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размер государственной пошлины, согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежащий уплате при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет 6 000 рублей.
Между тем, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождены (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с МБОУ «Скородумская средняя общеобразовательная школа» в местный бюджет государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Скородумская средняя общеобразовательная школа» составить паспорт доступности для инвалидов здания образовательной организации, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Скородумская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет Усть-Ишимского района Омской области в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Мозгунова
Решение изготовлено в окончательной форме 18.10.2021.
Судья А.А. Мозгунова