УИД 61RS0020-01-2021-005235-28
Дело №2-233/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Малыгиной Ю.Н.,
с участием представителя истца пом. прокурора Серебрянниковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новошахтинска к ООО "Автотранс" о возложении обязанности устранить нарушения в сфере законодательства о противодействии коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Новошахтинска обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать ООО «Автотранс» совершить действия по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 02.11.2016 № 137 «О внесении изменений в приказ прокурора Ростовской области от 19.11.2014 № 143 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Автотранс», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ). Согласно ст. 3 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Частью 1 ст. 13.3 Закона № 273-Ф3 установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруда России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Согласно п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Согласно ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В ходе проверки установлено, что меры по предупреждению коррупции, перечисленные в ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также какие-либо иные меры по предупреждению коррупции в ООО «Автотранс», в нарушение ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, не разрабатывались и не принимались. По фактам выявленных нарушений в адрес руководителя организации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 25.11.2021 № 07-34-2021. Рассмотрев представление прокурора, генеральный директор ООО «Автотранс» К.А.В. 01 декабря 2021 года сообщил о том, что не усматривает нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем, внесенное представление не подлежит исполнению. Из ответа на представление прокурора города усматривается, что организация не обязана предпринимать меры по противодействию коррупции ввиду того, что является коммерческой, требования антикоррупционного законодательства на коммерческие организации не распространяются. По сути представление прокурора от 25.11.2021 .... оставлено без удовлетворения. Вместе с тем, бездействие ответчика создает условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, правовые основы федерального антикоррупционного законодательства. Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, согласно которому национальная политика государства направлена на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплекса, проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса процедур внутреннего контроля, реализацию антикоррупционной политики организациями, осуществляющими деятельность в частном секторе экономики. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в суд в интересах Российской Федерации, так как нарушены интересы Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку действия ответчика нарушают конституционные основы правого государства, препятствуют исполнению предусмотренных национальным планом мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения работников организации, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 28, 45, 131 ГПК РФ, ст. ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании пом. прокурора г. Новошахтинска Серебрянникова Э.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что он исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Не возражает против вынесения решения об удовлетворении исковых требований. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поскольку указанные сторонами обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Автотранс» совершить действия по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 10.01.2022