ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-233/2022 от 10.06.2022 Псковского районного суда (Псковская область)

УИД: Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2022 года город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Хатулевой Е.И.,

при секретаре Вахтеровой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации сельского поселения «Логозовская волость» к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Сенину С.В. о признании здания (жилого дома) аварийным и подлежащим сносу, об обязании произвести действия по сносу, о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Глава сельского поселения «Логозовская волость» ФИО6 обратилась в суд с уточненным иском в порядке ст.39 ГПК РФ к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Сенину С.В. о признании здания (жилого дома) аварийным и подлежащим сносу, об обязании произвести действия по сносу, о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.

В обоснование иска указано, что на территории сельского поселения «Логозовская волость» по адресу: , располагается здание (жилой дом), находящееся в аварийном состоянии. Земельный участок с КН , на котором расположено данное здание (жилой дом), находится в постоянном бессрочном пользовании Администрации сельского поселения «Логозовская волость». Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «НЭК «Мосэкспертиза-Псков» сделаны выводы, что общая величина физического износа несущих строительных конструкций (фундамент, стены) данного здания (жилого дома) составляет 85%, что соответствует негодной категории технического состояния конструкций здания в целом; не соответствует требованиям строительных, противопожарных, санитарных, гигиенических норм и правил, национальным стандартам, действующему законодательству РФ и не пригоден для нормальной и безопасной эксплуатации; основные конструктивные элементы, строительные конструкции объекта относятся к аварийной категории технического состояния, имеют пониженные показатели прочных и эксплуатационных характеристик, не обладают необходимой прочностью, надежностью, устойчивостью и не обладают достаточными эксплуатационными показателями для дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации; проведение капитального ремонта или реконструкции здания нецелесообразно, так как несущие конструкции данного объекта полностью утратили свои эксплуатационные свойства; здание опасно для нахождения в нем людей. В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления сельского поселения должны осуществлять мероприятия по обеспечению людей, охране их жизни и здоровья, не допускать нахождение на территории сельского поселения объектов, угрожающих безопасности жизни и здоровья жителей поселения. Нахождение на территории сельского поселения объекта с износом несущих строительных конструкций в 85%, которое опасно для нахождения не только в нем людей, но и рядом, делает невозможным обеспечение безопасности населения сельского поселения при нахождении людей на земельном участке с КН . В процессе рассмотрения данного дела было установлено, что в указанном жилом доме по адресу: , зарегистрирован Слесаренок (Сенин) С.В.. Однако, договор социального найма спорного жилого дома ни с кем не заключался. В жилое помещение никто не вселялся, никто никогда не проживал. В жилом помещении отсутствуют вещи третьего лица, которое коммунальные платежи не оплачивает, надлежащим образом обязательства по договору социального найма спорного жилого помещения не исполняет, попыток вселения в жилое помещение не предпринимал. На основании изложенного просит признать здание (жилой дом), расположенное на земельном участке с КН , находящемся по адресу: , , аварийным и подлежащим сносу; признать Слесаренок (Сенина) С.В. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ; снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: , Слесаренок С.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязать Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области произвести действия по сносу здания (жилого дома), расположенного на земельном участке с КН , находящемся по адресу: ,срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Глава сельского поселения «Логозовская волость» ФИО6 в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.

Представитель истца, представитель третьего лица Администрации Псковского района ФИО7 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования истца. Пояснила, что Администрация сельского поселения обращалась в Управление Росреестра Псковской области с вопросом о постановке спорного здания на государственный кадастровый учет и одновременно об учете данного объекта бесхозным. Однако, им было отказано поскольку данное здание расположено в рекреационной зоне, где в настоящее время строят усадебный парк, поэтому изменить зону не представляется возможным. Тогда истцом было принято решение о проведении экспертизы, в результате которой установлено, что данное здание непригодно для того, чтобы принять его к себе в собственность и использовать по назначению.

Представитель ответчика – Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области ФИО8 возражал против заявленных требований и пояснил, что согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее –Положение). В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Поскольку рассмотрение вопроса о принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, производство по делу в части рассмотрения требования о признании жилого дома, расположенного земельном участке с КН , находящемся по адресу: , аварийным и подлежащим сносу подлежит прекращению, как не подлежащее рассмотрению судами. Кроме того, требование о сносе указанного строения не подлежит удовлетворению, поскольку в силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с п.3.1.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 17.08.2009 №306 Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в сфере управления и распоряжения имуществом области, осуществляет в соответствии с законодательством правомочия собственника в отношении имущества предприятий и учреждений области, имущества, находящегося в казне (кроме средств областного бюджета), и акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ, а также представительство в органах управления предприятий, учреждений и иных организаций. Поскольку спорный объект недвижимости имуществом Псковской области не является, Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области неправомочен им распоряжаться, в том числе производить его снос. Просил в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.

Ответчик Сенин С.В. (ранее Слесаренок) С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что вопросы признания помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления. Соответственно, процедура для признания дома непригодным для проживания граждан носит административный, вне судебный порядок. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством правом на признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением наделен лишь собственник данного жилого помещения. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии каких-либо прав Администрации СП «Логозовская волость» в отношении здания (жилого дома), расположенного по адресу: , . Также пояснил, что в спорном здании он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Проживал в этом помещении, съехал в связи с тем, что в нем стало жить невозможно. Это его единственное жилье, выписаться ему некуда. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию сельского поселения «Логозовская волость» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация Псковского района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Псковской области, Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, МОО ТОС «Щиглицы».

Представитель третьего лица – Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО9 в судебное заседание не явилась, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что на земельном участке с КН расположен «Усадебный парк», который является объектом культурного наследия регионального значения. Здание, расположенное на территории «Усадебного парка» не является объектом культурного наследия. Спорное здание может стать выявленным объектом культурного наследия, но для этого должна быть соблюдена процедура, предусмотренная законодательством. Администрация Псковского района, а также Администрация сельского поселения «Логозовская волость» не обращались с таким заявлением в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.

Представитель третьего лица МОО ТОС «Щиглицы» ФИО12 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что в д. Щиглицы, на территории парка находится большой бутовый дом, бывшая усадьба «Пальчиковых». История усадебного дома это история происхождения и жизни дер. Щиглицы вплоть до 1919 года. С 2015 года усадебный дом не используется, постепенно разрушается. В 2018 году жителями д. Щиглицы создан ТОО в целях восстановления усадебного дома. В 2019 году ТОС зарегистрирован в форме юридического лица и может участвовать в грантовых конкурсах федерального уровня. Они неоднократно сообщали органам местного самоуправления о своем желании восстановить здание. На что Администрация волости сообщала им, что на дом готовится техническая документация, планируется признание дома бесхозяйным и обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности. В результате Администрация волости обратилась в суд о сносе данного здания. Просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку у ТОСа имеется намерение восстановить усадебный дом.

Представитель третьего лица – МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явился, своей позиции по делу в суд не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилые дома указаны как один из видов жилых помещений.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

На основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В силу пунктов 42, 46, 47 названного Положения указанная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимая по результатам рассмотрения заявления или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решение либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

Согласно пункту 44 названного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе: определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Судом установлено, что земельный участок с КН площадью кв.м., с местоположением: , , с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)» (для размещения парка), на основании приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ, находится в постоянном бессрочном пользовании Администрации сельского поседения «Логозовская волость», что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1, л.д. 24-25, 26).

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадебный парк», вт. пол. XIXв., расположенного по адресу: .

Указанный земельный участок включен в границы зоны с особыми условиями использования территории – зона охраняемого природного ландшафта объектов культурного наследия федерального значения «Церковь Николая Чудотворца, XVI в.», расположенного в , режимом использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (т.1, л.д. 92-115).

На земельном участке с КН площадью кв.м., с местоположением: , расположено здание (жилой дом) .

Согласно техническому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО10, жилой дом, расположенный по адресу: , 1928 года постройки, имеет площадь кв.м., расположен на земельном участке с КН (т.1, л.д.50-65).

По сообщению Росимущества Псковской области от 30.12. 2016 сведения о жилом доме, расположенном по адресу: , в РФИ отсутствуют (т.1, л.д.12).

Согласно сообщению Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: , , в Реестре имущества, находящегося в собственности области, не учитывается, собственностью Псковской области не является (т.1, л.д.13).

Из сообщения Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: , в реестре муниципального имущества Псковского района не учитывается (т.1 л.д.14).

По сообщению АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» документы на жилой дом, расположенный по адресу: , . , отсутствуют (т.1, л.д.15).

Согласно справке, выданной ГБУ «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризация объекта недвижимости - жилого дома, расположенного по адресу: , , не проводилась (т.1 л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения «Логозовская волость» обратилась в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: , .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Псковской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: , поскольку представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ. Кроме того, данный объект недвижимости располагается на земельном участке, который включен в границы зоны с особыми условиями использования территории (т.1, л.д.18-22).

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ состояние здания, расположенного по адресу: . , «негодное», фактический износ 85%. Конструктивные элементы разрушены, полностью утратили возможность выполнять свои функции. Капитальный ремонт объекта экспертизы экономически не эффективен, так как стоимость капитального ремонта выше, чем строительство нового здания с применением аналогичных конструкций (т.1, л.д.28-49).

В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8);

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.9); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23).

Частью 2 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 предусмотрено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Поскольку рассмотрение вопроса о принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, исковые требования Администрации СП «Логозовская волость» о признании жилого дома, расположенного земельном участке с КН , находящемся по адресу: , , аварийным и подлежащим сносу удовлетворению не подлежат.

Ссылки представителя истца на положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, Федерального закона № 390-ФЗ от 28.12.2010, Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998, Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994, постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 не наделяют Администрацию СП «Логозовская волость» полномочиями по обращению в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом (пункт 2).

В силу ст. 83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1).

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 2).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со статьей 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма, аренды) или на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение.

Согласно п. «е» п.31 указанных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

По сведениям Отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Пскову от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ,с 29.06.2001понастоящене время зарегистрирован по месту жительства Сенин (ранее Слесаренок) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1, л.д.204).

Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения «Логозовская волость», в соответствии с похозяйственной книгой , лицевой счет за 2008-2011годы, похозяйственной книгой лицевой счет за 2012-2016 годы по адресу: значится Слесаренок (Сенин) С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1, л.д.207).

Судом установлено, что Администрация сельского поселения «Логозовская волость» собственником здания (жилого дома), расположенного по адресу: , , не является. В материалах дела не имеется сведений о собственнике спорного здания (жилого дома). Сведения о правах на указанное здание в ЕГРН отсутствуют (т.1, л.д.17).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец не является собственником спорного здания (жилого дома), жилой дом не признан непригодным для проживания или аварийным, исковые требования, о признании ответчика Сенина С.В. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: , , и снятии его с регистрационного учета по указанному адресу удовлетворению не подлежат.

Таким образом, оценивая собранные доказательства в их совокупности, а также во взаимосвязи с перечисленными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе Администрации сельского поселения «Логозовская волость» в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации сельского поселения «Логозовская волость» к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Сенину С.В. о признании здания (жилого дома) аварийным и подлежащим сносу, об обязании произвести действия по сносу, о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца через Псковский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья: Е.И. Хатулева

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2022 года.