ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2340/14 от 28.08.2014 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело № 2-2340/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 28 августа 2014 года                                             г. Новосибирск

 Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

 председательствующего судьи                          Нициевской Г.В.,

 при секретаре                                 Кобыдед О.В.,

 с участием представителя истца                     ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Р к ООО "Банк-1" о признании действий незаконными,

 у с т а н о в и л:

 Прокурор ... обратился в суд в интересах Р к ООО "Банк-1" о признании действий незаконными, указав в обоснование заявленных требований следующее.

 Прокуратурой ... в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2012 № 186 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы» организована проверка соблюдения государственными служащими ИФНС № 1 России по Алтайскому краю, установленной ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 год.

 В соответствии с п. 24 раздела II Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2012-2014 года, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2012 № 186, прокурорам субъектов РФ поручено на постоянной основе проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе.

 24.03.2014 года в адрес директора операционного офиса «Васильевский» в г. Бийске ФИО3 ФИО1 направлено требование о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на 31.12.2013 года. В предоставлении запрашиваемых сведений ответом начальника ОСАПО УСБО ФИО3 ФИО2 отказано со ссылкой на Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065. Истец полагает, что действия ответчика являются незаконными, поскольку запрашиваемые сведения необходимы для проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции и о государственной службе.

 В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Дзержинского района г. Новосибирска – ФИО3 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

 Ответчик ООО "Банк-1" в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика иск прокурора г. Бийска не признал, представил письменный отзыв.

 Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 В силу п. 2.1 ст. 4 указанного закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

 В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 Статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Бийска в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2012 № 186 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы» организована проверка государственными служащими ИФНС № 1 России по Алтайскому краю, установленной ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 год.

 В соответствии с п. 24 раздела II Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2012-2014 года, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2012 № 186, прокурорам субъектов РФ поручено на постоянной основе проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе.

 24.03.2014 года в адрес директора операционного офиса «Васильевский» в г. Бийске ФИО3 прокурором г. Бийска направлено требование о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на 31.12.2013 года.

 В предоставлении запрашиваемых сведений ответом начальника ОСАПО УСБО ФИО3 прокурору отказано со ссылкой на Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

 Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

 Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

 Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

 Анализ правовых норм названного Закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы.

 Согласно п. п. 6, 7 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297, Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам провести в 3 квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.

 Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 07.12.2007 N 195 (ред. от 10.02.2012) определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

 В пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

 Частью 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 67 названного Закона.

 Из системного толкования приведенных правовых норм, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, прокурор г. Бийска в пределах возложенной компетенции направил запрос в ФИО3 о предоставлении информации, необходимой для проверки соблюдения законодательства РФ о государственной службе и законодательства РФ о противодействии коррупции.

 Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокурора г. Бийска действующему законодательству.

 Таким образом, суд, проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, фактические обстоятельства дела, полагает, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах с целью проведения соответствующих проверок. Поскольку целью истребования сведений являлась проверка прокурором исполнения государственными служащими Межрайонной ИФНС № 1 России по Алтайскому краю, установленной ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 год, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, поэтому у банка отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов.

 Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий по истребованию сведений, составляющих банковскую тайну, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

 Ссылка на Указ Президента Российской Федерации N 1065 от 21.09.2009 года, предусматривающий порядок осуществления проверки, направления запроса, перечень должностных лиц, которые вправе направлять данные запросы в Банк, несостоятельна, основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, кроме того положения названного Указа Президента РФ не распространяются на компетенцию органов прокуратуры.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора г. Бийска в интересах Р к ООО "Банк-1" о признании действий незаконными удовлетворить.

 Признать действия ООО "Банк-1" по отказу в предоставлении сведений, необходимых для проведения проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции незаконными.

 Обязать ООО "Банк-1" предоставить для проведения проверки сведения, касающиеся предмета проверки.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Дзержинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья .

 .

 .

 .