ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2340/2022 от 15.09.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2340/2022

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Тагиной Е.И.,

при секретаре Астаховой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «ЭкоПром-Липецк» к Дорофееву П.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

АО «ЭкоПром-Липецк» обратилось в суд с иском к Дорофееву П.В., Афанасьеву М.А. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование исковых требований истец указал, что за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 года за Дорофеевым П.В., Афанасьевым М.А. образовалась задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 5629 руб. 93 коп. Собственниками квартиры, по которой образовалась задолженность, являлись умершие Афанасьева О.В. и Афанасьев М.А. АО «ЭкоПром-Липецк» просило взыскать в свою пользу задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 года включительно в размере 5629 руб. 93 коп., пени в размере 427 руб. 03 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 руб., расходов на оплату услуг АО «Почта России» в размере 212 руб. 05. коп.

Определением Октябрьского районного суда г. Липецка от 15.09.2022 г. производство по делу в отношении Афанасьева М.А. прекращено.

В судебное заседание представитель истца АО «ЭкоПром-Липецк» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Ответчик Дорофеев П.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом по последнему известному месту жительства, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании п.1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с п.2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Согласно ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положении законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что АО «ЭкоПром-Липецк» является региональным оператором, обеспечивающим осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 июля 2018 года на территории зоны Центральная Липецкой области, включающей муниципальные образования: г.Липецк, Липецкий муниципальный район, Задонский муниципальный район, Хлевенский муниципальный район.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).

В соответствии с ч. 5 вышеуказанной статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Такой договор является публичным, его проект размешается на сайте регионального оператора.

Таким образом, к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичном договоре.

Из материалов дела следует, что публичная оферта (предложение заключить договор) на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размешена АО «ЭкоПром-Липецк» в «Липецкой газете» (N«101 (25729), от 29.05.2018г.), «Регион.Вести» (№21 (385) от 31.05.2018г.), а также на официальном сайте регионального оператора:https//ecolipetsk.ru в свободном доступе.

По условиям указанного договора исполнитель обязуется оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (принимать твердые коммунальные отходы в полном объеме и в месте, которые определены договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение в соответствии с законодательством РФ), а потребитель обязуется производить оплату этих услуг по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 148.34 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

На основании постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 п. 148.25 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан информировать исполнителя коммунальной услуги об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются в соответствии с приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 09.02.2017 № 01-03/16, предельный единый тариф регионального оператора на услугу по обращению с ТКО устанавливается в соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области.

Судом установлено, что ответчик Дорофеев П.В. являлся зарегистрированным в квартире собственников квартиры по адресу: <адрес>, ФИО5, умершей (дата), ФИО7, умершего (дата), что подтверждается сведениями ООО «Городская Управляющая компания Матырская». Ответчик был зарегистрирован по данному адресу, согласно сведениям УВМ УМВД России по Липецкой области, 30.11.2021 г. выселен на основании решения суда. Афанасьева О.В. снята с регистрационного учета 05.07.2019 года в связи со смертью.

Липецкая областная нотариальная палата предоставила суду справку, согласно которой наследственное дело к имуществу ФИО5, ФИО7 не заводились.

В соответствии с ч 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Поскольку Дорофеев П.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> спорный период, наследственное дело к имуществу Афанасьевой О.В., Афанасьеву М.А. не заводилось, суд полагает, что ответчик обязян был нести расходы за пользование квартирой.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (пункт 148 (28) Правил).

В соответствии с пунктом 148 (34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

В соответствии со статьями 6 и 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления", Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 09.02.2017г. №01 -03/16 установлен норматив накопления ТКО 1 человека в многоквартирном доме - 2,04 куб. м в год, а управлением энергетики и тарифов в Липецкой области - тариф на услуги регионального оператора составляют 492,38 руб. за 1 куб. м отходов в 2019г. и 484,18 руб. за 1 куб. м. в 2018г., 512,72 руб. с 01.07.2021г.

В период с 01.01.2019 г. по 30.04.2021 г. АО «ЭкоПром-Липецк» оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно установленному графику, за указанный период за ответчиками образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5202 руб. 90 коп. и пени 427 руб. 03 коп., что подтверждается расчетом задолженности.

Расчет задолженности проверен судом и признан правильным. Указанный размер задолженности ответчикаом не оспорен.

Таким образом, суд полагает исковые требования обоснованными и считает взыскать с Дорофеева П.В. в пользу АО «ЭкоПром-Липецк» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 года включительно в размере 5202 руб. 90 коп., пени в размере 427 руб. 03 коп.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче искового заявления истцом АО «ЭкоПром-Липецк» была уплачена государственная пошлина в размере 400 руб., что подтверждается платежным поручением № 2387 от 28.03.2022 года.

Истцом АО «ЭкоПром-Липецк» были также понесены расходы по направлению копии искового заявления ответчикам в размере 212 руб. 05 коп., что подтверждается кассовым чеком от 14.04.2022 г.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд считает взыскать с Дорофеева П.В. в пользу АО «ЭкоПром-Липецк» расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. и почтовые расходы в размере 212 руб. 05 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования АО «ЭкоПром-Липецк» к Дорофееву П.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.

Взыскать с Дорофеева П.В. пользу АО «ЭкоПром-Липецк», ОГРН 1044800164090, ИНН 4825037859, дата государственной регистрации 19.04.2004 года задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01.01.2019 года по 30.04.2021 года включительно в размере 5629 рублей 93 копеек, пеню в размере 427 рублей 03 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 212 рублей 05 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.И. Тагина

Заочное решение в окончательной форме изготовлено в соответствии с ч. 2 ст. 108 Гражданского процессуального кодекса РФ 22.09.2022 г.

Судья Е.И. Тагина