Свердловский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Свердловский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 2341/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 26 октября 2010 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Тонких В.В.
при секретаре Токаревой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Фадеевой О. Г. к ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю о защите прав собственника путем возложения обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском о признании недействительными решений ответчика об аннулировании регистраций, а также объявлении в розыск принадлежащих истцу автобусов -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, ПТС №, госномер №, а также -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, ПТС №, госномер №.
В дальнейшем истец уточнила заявленные требования. Просила возложить на ответчика обязанность по восстановлению регистрационных учетов вышеуказанных автобусов с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспортов транспортных средств.
Свои требования истец обосновывает тем, что в соответствии с регистрационными документами она с ДД.ММ.ГГГГ является собственником вышеуказанных автобусов, которые в этот же день были зарегистрированы ответчиком за истцом на основании Паспортов транспортных средств № и №, выданных ответчиком ДД.ММ.ГГГГ прежнему собственнику автобусов ФИО1
В ДД.ММ.ГГГГ истцу от ответчика по почте поступили уведомления об аннулировании ответчиком регистраций автобусов ДД.ММ.ГГГГ
Заключениями -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ №, №, а также №, № было установлено, что маркировки идентификационных номеров и номеров двигателей автобусов нанесены в заводских условиях и изменению не подвергались.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. 209 ГК РФ, а также п. 51 Правил регистрации ТС (приказ МВД № 1001-2008 г.) истец просит удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание истец не явилась. Предоставила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. На удовлетворении заявленных требований настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ГУВД по Пермскому краю в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом. Ранее предоставил возражения, в которых, со ссылками на положения нормативно-правовых актов, указал, что требования истца удовлетворению не подлежат в связи с установлением фактов поддельности первичных ПТС на автобусы и не прохождением их таможенного оформления.
Суд, изучив материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с записями в ПТС №, выданном ответчиком ДД.ММ.ГГГГ взамен ПТС №, автобус -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска принадлежит истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ и был зарегистрирован ответчиком в указанный день с выдачей госномера № (л.д.37, 35-36).
В соответствии с записями в ПТС № выданном ответчиком ДД.ММ.ГГГГ взамен ПТС №, автобус -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска принадлежит истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ и был зарегистрирован ответчиком в указанный день с выдачей госномера № (л.д.49, 47-48).
В соответствии с заключениями -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ №, №, а также №, № было установлено, что маркировки идентификационных номеров и номеров двигателей автобусов нанесены в заводских условиях и изменению не подвергались (л.д.60-68).
Согласно приложенных представителем ответчика к возражениям на иск распечаткам Федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД, а также письменным ответам на запросы, ПТС № выдавался органами ГИБДД на автомобиль -МАРКА2-, а ПТС № - на автомобиль -МАРКА3- (л.д.38-40, 50-52).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес УВД по , а также Пермской таможни была направлена соответствующая информация для проведения проверок (л.д.43,55).
Согласно предоставленных представителем ответчика рапортов регистраций автобусов были аннулированы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-42, 53-54).
В соответствии с ответом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № согласно БД «Правоохрана-Поиск»:
- автобус с идентификационным № был ввезен на территории РФ ДД.ММ.ГГГГ по УВТС ТВ № и вывезен ДД.ММ.ГГГГ;
- автобус с идентификационным № был ввезен на территории РФ ДД.ММ.ГГГГ по УВТС АН № и вывезен ДД.ММ.ГГГГ
Согласно предоставленных истцом диагностических карт транспортных средств, спорные автобусы соответствуют установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. При этом в силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. При этом в силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
В силу п. 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
При этом суд отмечает, что в указанном пункте Правил отсутствует ссылка на таможенное законодательство.
В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
При этом суд отмечает, что маркировки узлов и агрегатов спорных автобусов являются заводскими и изменению не подвергались, а Паспорта транспортных средств, переданные истцу при приобретении автобусов, выданы самим ответчиком и их подлинность не оспаривается.
В соответствии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 130 ГК РФ автомобили не отнесены к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на движимое имущество действующим законодательством РФ не предусмотрена, в связи с чем обязательная государственная регистрация автотранспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон), согласно ст. 1 которого настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В соответствии ст. 1. Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Статья 19 вышеуказанного Федерального закона (Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств) определяет следующее:
1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
Предусмотренный ч. 1 указанной статьи Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Перечень).
Настоящий Перечень устанавливает неисправности транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Список указанных в Перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом скрытые, измененные или уничтоженные кустарным способом маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельные или выданные незаконно регистрационные документы транспортного средства либо их отсутствие в указанный Перечень не входят, в связи, с чем не могут рассматриваться в качестве неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с 51 вышеуказанных Правил регистрации, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что государственная регистрация транспортных средств является разрешительным актом на их техническую эксплуатацию в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Без государственной регистрации транспортного средства, на основании которой осуществляется допуск к участию в дорожном движении с целью его безопасности, его собственник не может реализовать одно из правомочий собственника в отношении своего автомобиля - правомочие пользования, которое заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть в надлежащей эксплуатации автомобиля. При этом отсутствие таможенного оформления не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации транспортных средств.
Указанный запрет может быть наложен только по результатам расследования соответствующего уголовного дела с дальнейшим признанием автобусов приговором суда контрабандой и их обращением в собственность государства.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничение или лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.
Ограничение права собственности истца на автобусы не должно иметь место, т.к. истец не может нести ответственность за действия лиц, которые привели к незаконному ввозу автобусов на территорию РФ.
Таким образом и в связи с тем, что соответствие автобусов установленным требованиям безопасности дорожного движения подтверждено путем проверки их технического состояния с применением средств инструментального контроля в соответствии с диагностическими картами, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению на основании абз. 6 п. 51 Правил регистрации ТС.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю восстановить регистрационный учет принадлежащих Фадеевой О. Г. автобусов -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, а также -МАРКА1-, идентификационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспортов транспортных средств.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми, со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.В.Тонких