ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2341/18 от 14.02.2019 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело №2-55/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Дзюба В.Г. при участии:

истца ФИО1,

при секретаре судебного заседания Петровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2, Правительство Севастополя о признании права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок, с последующей передачей земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2 о признании права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок, с последующей передачей земельного участка, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Т.И.И., после смерти которого ФИО1 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону было отказано, ввиду отсутствия у наследодателя имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Между тем, в 2010 году Т.И.И., воспользовавшись правом на бесплатную приватизацию земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома обратился с заявлением в Андреевский сельский Совет о предоставлении ему в собственность земельного участка, который в 1991 году выделялся во временное пользование для ведения огородничества из земель Андреевского сельского Совета. Решением Совета № 9 от 19.01.2011 Т.И.И. дано согласие на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес>. На заявление Т.И.И. о продлении срока действия решения Совета от 19.01.2011, решением Андреевского сельского Совета № 7 от 26.12.2013 заявителю дано согласие на продление срока ранее выданного решения. В 2014 году проект землеустройства по отводу земельного участка был передан в Андреевский сельский Совет для принятия решения об утверждении проекта по отводу земельного участка и передачи его в собственности Т.И.И. Однако процедура приватизации земельного участка не была завершена по причине принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также ликвидацией органа местного самоуправления. При этом решение органа местного самоуправления о даче Т.И.И. разрешения на составление проекта отвода земельного участка является действующим и никем не отменено. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст. 1112 ГК РФ, ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2017 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», ФИО1 просила суд признать за ней право на завершение процедуры оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: <...> на основании решения Андреевского сельского Совета VI созыва № 9 от 19.01.2011 «О даче согласия гр. Украины Т.И.И. на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес>, с последующей передачей ФИО1 земельного участка бесплатно в собственность.

Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 3.10.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Правительство Севастополя.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещался судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 153). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможном проведение судебного заседания в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительство Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещался судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 159). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможном проведение судебного заседания в отсутствие третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 158). Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таком положении, суд считает возможном проведение судебного заседания в отсутствие третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании ФИО3 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Особенности регулирования земельных отношений на территории города федерального значения Севастополя законодательно закреплены в Законе города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии со статьей 12 Закона № 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Андреевского сельского Совета VI созыва № 9 от 19.01.2011 гр. Украины Т.И.И. дано согласие на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 26).

На заявление Т.И.И. о продлении срока действия решения Совета от 19.01.2011, решением Андреевского сельского Совета № 7 от 26.12.2013 заявителю дано согласие на продление срока ранее выданного решения (л.д. 27).

ЧП Р был составлен проект землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, произведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка на местности, получены необходимые согласования (л.д. 16-18).

Согласно статьям 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент принятия решения о даче согласия Т.И.И. на разработку проекта землеустройству по отводу спорного земельного участка, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по месту нахождения земельного участка. Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, обусловленные соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Статьей 125 Земельного кодекса Украины в соответствующей редакции установлено, что право собственности на земельный участок, полученный из государственной, коммунальной собственности, удостоверяется государственным актом.

Как следует из представленного в материалы дела свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Т.И.И., гражданин РФ, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

13.07.2015 ФИО4 дочь наследодателя Т.И.И. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Т.И.И., нотариусом заведено наследственное дело . Иных наследников у наследодателя Т.И.И. не имеется (л.д. 40-42).

В соответствии со ст. 1112 ГК Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1141 ГК Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

На основании ст. 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Как следует из п. 1 ст. 1152 ГК Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК Российской Федерации).

В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность); на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).

В 2015 году ФИО4 обратилась в Главное управление имущественных и земельных отношений по вопросу оформления правоустанавливающих документов на спорный земельный участок. В ответ на которое (исх. 02-12/Б-369/1 от 23.03.2015) заявителю указано на то, что ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о разрешении ФИО5 на разработку документации по землеустройству принятого до 21.03.2014 или документа, подтверждающего право на наследство на спорный земельный участок, порядок предоставления земельного участка не подпадает под действие ст. 12 Закона № 46-ЗС (л.д. 25).

Между тем, как следует из материалов дела, Т.И.И. выразил при жизни волю на приватизацию земельного участка, решение Андреевского сельского Совета VI созыва № 9 от 19.01.2011 «О даче согласия гр. Украины Т.И.И. на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес> является действующим до настоящего времени, никем не отменено, при этом ФИО1, является его правопреемником в порядке наследования по закону, гражданином Российской Федерации (л.д. 80).

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Как следует из уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 11.10.2018 записи об объекте недвижимости – земельном участке по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 38).

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не связаны с личностью заявителя, процедура оформления земельного участка была начата Т.И.И. правопреемником которого является истец, ранее наследодатель Т.И.И. в процедуре приватизации земельного участка участия не принимал, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 права на завершение процедуры оформления в собственность земельного участка, по указанному выше адресу.

При этом судом отклоняются доводы третьего лица Правительства Севастополя о том, что наличие у истца земельного участка приватизированного им ранее бесплатно препятствует признанию за истцом права на завершение процедуры оформления в собственность спорного земельного участка, как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку возникшее у истца право приобретено последним в рамках наследственных правоотношений, а у наследодателя имелось право на бесплатное однократное получение земельного участка.

Как следует из материалов дела, наследодатель Т.И.И. правом приватизации земельного участка при жизни не воспользовался.

Признание за ФИО1 права на завершение процедуры получения и оформления права на земельный участок, не нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе ответчика.

Что касается требований истца в части последующей передачи земельного участка бесплатно в собственность, суд полагает необходимым указать, что поскольку результатом завершения процедуры оформления спорного земельного участка и будет являться приобретение истцом права собственности на земельный участок, оснований для дополнительного указания данных требований в резолютивной части решения суда не имеется.

Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при предъявлении настоящего иска, с ответчика не взыскиваются и подлежат отнесению на самого истца.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО2, Правительство Севастополя о признании права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок, с последующей передачей земельного участка – удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на завершение процедуры получения и оформления права на земельный участок по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек в порядке наследования по закону согласно решению Андреевского сельского Совета VI созыва № 9 от 19.01.2011 «О даче согласия гр. Украины Т.И.И. на составление проекта отвода с установлением границ в натуре (на местности) и площади земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 18 февраля 2019г.

Судья В.Г. Дзюба