86RS0001-01-2022-003463-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04.08.2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2341/2022 по иску ФИО1 к Департаменту строительства и жилищно – коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры», третье лицо ФИО2, о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и признании незаконным отказ в восстановлении в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту строительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (в настоящее время Департамент строительства и жилищно – коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры – (л.д.91 - 104), третье лицо ФИО2, о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и признании незаконным отказ в восстановлении в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Ипотечного агентства Югры исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в состав семьи которой вошёл муж - ФИО2, признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», регистрационный номер учетного дела №. Решением Ипотечного агентства Югры исх. № ОГП-3645 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 исключены из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявление на получение мер государственной поддержки» граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до ДД.ММ.ГГГГ заявление на получение мер государственной поддержки программы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Развитие жилищной сферы», утверждённой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №-П. Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, после оформления права собственности на жилой дом по адресу А, общей площадью 37,4 кв.м., поскольку обеспеченность стала более 12 кв.м, на каждого члена семьи. Письмом АО «Протечное агентство Югры» исх. № от 11.ДД.ММ.ГГГГ на заявление истцов о восстановлении в едином списке участников мероприятия разъяснено, что оснований для пересмотра ранее принятого решения отсутствуют, поскольку не представлены документы подтверждающие признание жилого помещения расположенного по адресу: А непригодным для постоянного проживания. Распоряжением администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р на основании Акта- заключения по результатам по обследованию технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций здания одноэтажного жилого дома, Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, жилой дом, расположенный по адресу: А признан непригодным для проживания. В марте 2021 года ФИО1 и ФИО2 повторно обратились в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о восстановлении в списке участников, заявление не было рассмотрено, так как с ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипотечное агентство Югры» утратило полномочия по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты- Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы». В декабре 2021 года истцы предоставили в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры документы подтверждающие непригодность жилого помещения по адресу А с просьбой о восстановлении в очередности, однако решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-№ им было отказано в связи с отсутствием оснований, рекомендовано обратиться в суд. Данное решение ФИО1 и ФИО2 считают незаконным, что явилось основанием для подачи настоящего искового заявления в суд. Так, как следует из Распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой дом, расположенный по адресу: пгт.Березово А признан непригодным для проживания. Кроме того, как следует их Распоряжения администрации Березовской территории от ДД.ММ.ГГГГ№-р, жилой дом, расположенный по адресу: А, являлся ветхим ещё в 2005 году, в связи с чем прежним собственникам дома был разрешён его снос. Следовательно, на момент приобретения ФИО1 и ФИО2 данного жилого дома, он уже являлся непригодным для проживания. Как видно из материалов дела ФИО1 и ФИО2 признаны участниками программы на законных основаниях. После того, как они узнали, что приобретение ими жилого дома по адресу: А явилось основанием для исключения их из списка участников программы в связи с изменением оснований и отсутствием нуждаемости, предоставили документы подтверждающие, что проживают в жилом доме признанным непригодным в установленном законом порядке. Таким образом, истцы подтвердили, что на момент отказа в восстановлении в списке участников программы они так же являются нуждающимися в улучшении жилищных условий до момента получения государственной поддержки. Основанием же исключения заявителей из списка программы является формальный подход ответчика к данному вопросу, без выяснения обстоятельств фактического улучшения жилищных условий ФИО1 и ФИО2, связанный исключительно с юридической безграмотностью истцов, которые приобрели жилой дом под снос для дальнейшего строительства на этом месте с использованием средств государственной поддержки, но не оформили подтверждающие документы о непригодности дома своевременно и не предоставили их в ОАО «Ипотечное агентство Югры». Таким образом, само по себе наличие права собственности у семьи на жилое помещение без учёта вышеизложенных обстоятельств, не может служить основанием для отказа в предоставлении меры социальной поддержки. Учитывая временные рамки совершения сделки по приобретению жилья, нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления, так же того, что жилищные условия Н-ных не улучшились и на момент получения субсидии условия ее получения будут соблюдены, следовательно Истцы получат государственную поддержку законно и основания для исключения из списка участников программы не имеется. На основании вышеизложенного, истец ФИО1 просит суд: признать незаконным решение АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № об исключении ФИО1 и ФИО2 из единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре, подавшим заявление до ДД.ММ.ГГГГ на получение мер государственной поддержки программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №-П; признать незаконным отказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-№ в восстановлении ФИО1 и ФИО2 в едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждана из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, подавшим заявление до ДД.ММ.ГГГГ, программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №-П, и восстановить истцов в Едином списке участников указанной программы.
Протокольным определением суда в качестве соответчика привлечено Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» (далее по тексту АО «Ипотечное агенство Югры»)), а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён ФИО2 (л.д.1-3, 171-173).
Истец ФИО1, представители ответчиков Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» (далее по тексту АО «Ипотечное агентство Югры») и Департамента строительства и жилищно – коммунального комплекса Ханты – – Югры (далее по тексту Депстроительства Югры), третье лицо ФИО2, надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах своей неявки суд не известили. Суд, руководствуясь ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон и третьего лица.
Согласно письменным возражениям ответчика Депстроительства Югры на иск, постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 17.06.2022 года № 69 «О создании и реорганизации исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Департамент строительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 17.06.2022 года № 71 «О Департаменте строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждено положение о Департаменте строительства и жилищно - коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно указанным нормативным актам Департамент строительства и ЖКК автономного округа осуществляет функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в жилищной сфере в части обеспечения граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования. В отношении требования признать незаконным отказ Депстроя Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-№ следует отметить, что указанное письмо Депстроя Югры носит информационный, разъяснительный характер, который направили истцу в ответ на обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На момент обращения истцом в адрес Департамента не представлены документы, подтверждающие незаконность принятого АО «Ипотечное агентство Югры» решения об исключении, правовые основания для его пересмотра и признания незаконным у Департамента отсутствуют. Департамент считает решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении истца из Единого списка законным и обоснованным ввиду следующего. В соответствии с информацией, полученной в ходе межведомственного взаимодействия, АО «Ипотечное агентство Югры принято решение об исключении истца из Единого списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм» на основании подпункта 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки (приложение 16 к государственной программе автономного округа «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 346-п, далее - Порядок), в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком). Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий после оформления права собственности на жилое помещение: , общей площадью 37,4 кв. м (основание государственной регистрации: договор купли- продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ). О принятом решении истец уведомлена письмом АО «Ипотечное агентство Югры» исх. от ДД.ММ.ГГГГ № №. В соответствии с информацией, представленной администрацией , ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано заявление истца в межведомственную комиссию при администрации Березовского района по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о проведении оценки жилого помещения по адресу: пгт. Березово, , на соответствие требованиям, установленным Положением. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: , непригодным для проживания. Распоряжением администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой дом, расположенный по адресу: , признан непригодным для проживания. Также администрацией Березовского района сообщено об отсутствии информации о признании ранее жилого дома по вышеуказанному адресу непригодным для проживания, по данным архивного отдела сведения о его признании непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не значатся. С учётом вышеизложенного, представленные сведения и документы не подтверждают наличие у жилого помещения по адресу: , статуса непригодного для проживания на дату оформления его в Вашу собственность. В соответствии с пунктом 2 Порядка (в редакции на момент принятия решения об исключении) участником мероприятия признается совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до ДД.ММ.ГГГГ заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (с учётом положений пункта 6 порядка). Согласно пункту 3 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания. Принимая во внимание, что на момент принятия оспариваемого решения об исключении из Единого списка жилой дом, расположенный по адресу: , не был признан непригодным для проживания в установленном законом порядке, следовательно данное жилое помещение общей площадью 37.4 кв.м правомерно учтено АО «Ипотечное агентство Югры» при расчете нуждаемости истца в улучшении жилищных условий при принятии решения об исключении из Единого списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм». Учитывая изложенное обеспеченность истца и члена её семьи (муж ФИО2) жилым помещением составила 18.7 кв.м (то есть более 12 кв.м.), следовательно решение АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ № № законное и обоснованное (л.д.82 – 84).
Согласно письменным возражениям ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» на иск, при проверке учётного дела истца было выявлено обстоятельство, исключающее правомерность её участия в подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п предусмотрен Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипотечное агентство Югры» принято Решение об исключении Истца из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки». Основание для исключения: в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Приложения 16 - утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком). Утрата оснований дающих право на получение субсидии произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, после оформления права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , общей площадью 37,4 кв.м, поскольку обеспеченность стала составлять более 12 кв.м, на каждого члена семьи. На основании вышеизложенного следует, что решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении из Единого списка исх.№ОГП-3645 от ДД.ММ.ГГГГ - законно и обоснованно. Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищной сферы», заключённый между АО «Ипотечное агентство Югры» и Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного Округа - Югры, прекратил свое действие 31.12,2020 года, в связи с истечением срока. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» утратило полномочия по распоряжению денежными средствами в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы», в том числе полномочия по распоряжению целевыми денежными средствами, поступающими от граждан в соответствии с вынесенными судебными актами о взыскании с них денежных средств. То есть, в настоящее время АО «Ипотечное агентство Югры» вышеуказанные услуги не оказывает, решения по постановке на учёт, иных решений в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы» не принимает. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является ответственным исполнителем государственной программы (л.д.23, 24).
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 признана участником подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» и 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2011 года № 108-п, составом семьи 2 человека: ФИО1, ФИО2 (л.д.26 -33).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком АО «Ипотечное агентство Югры» принято решение об исключении истца ФИО1 из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки». Основание для исключения: в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Приложения 16 - утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком) (л.д.106).
Утрата оснований дающих право на получение субсидии произошла, в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, после оформления ДД.ММ.ГГГГ права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , , общей площадью 37,4 кв.м, поскольку обеспеченность стала составлять более 12 кв.м, на каждого члена семьи (л.д.43, 47).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась межведомственную комиссию при администрации Березовского района по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о проведении оценки жилого помещения по адресу: , на соответствие требованиям, установленным Положением. (л.д.147).
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: , непригодным для проживания (л.д.144 – 146).
Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой дом, расположенный по адресу: , признан непригодным для проживания (л.д.143).
Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищной сферы», заключенный между АО «Ипотечное агентство Югры» и Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного Округа - Югры, прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока (л.д.62 – 71).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик АО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» утратило полномочия по распоряжению денежными средствами в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы», в том числе полномочия по распоряжению целевыми денежными средствами, поступающими от граждан в соответствии с вынесенными судебными актами о взыскании с них денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 года № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является ответственным исполнителем государственной программы.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2011 года № 108-п, утверждены подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» и 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
В соответствии с п. 2.1 указанного выше Порядка, право на получение субсидии имеют граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие ранее за счет средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации субсидии на строительство или приобретение жилых помещений.
Согласно п. 1.5 ст. 6 Порядка, участниками подпрограммы 3.являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.
В соответствии п.5 ст.3 Порядка для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг (а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Предоставление государственной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Приложением 16 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 года № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее по тексту Приложение 16).
Согласно положений п. 1 Приложения 16 предоставление субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность осуществляется гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2403.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей.
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
С 01.01.2014 года Постановление от 05.04.2011 года № 108-п утратило силу в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 09.10.2013 года № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года».
Согласно п. 5 раздела 5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года № 368-п, граждане, подавшие заявления до 01.01.2011 года на получение государственной поддержки за счёт средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений по подпрограммам «Доступное жильё молодым», «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», «Ипотечное жилищное кредитование» обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы».
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 09.10.2013 года № 408- п (далее по тексту Постановление 408-п), Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года №368-п признано утратившим силу с 01.01.2014 года. При этом в Постановлении № 408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано: «Мероприятие «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31.12.2013 года участниками подпрограмм» направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствии с Законом автономного округа №103-оз, постановлениями Правительства автономного округа №368-п, №108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 05.10.2018 года № 346- п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее по тексту Постановление № 346-п) постановление Правительства № 408-п признано утратившим силу с 01.01.2019 года.
Постановлением № 346-п утверждён Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16, далее по тексту Приложение 16, Порядок 346-п).
Порядок №346-п устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на приобретение или строительство жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей.
Согласно п.п. 2 п. 5 Приложения 16, граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).
Пункт 3 части 1 указанной статьи к нуждающимся в жилых помещениях относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания принимаются межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как установлено судом, утрата истцом ФИО1 оснований, дающих право на получение субсидии, произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, после оформления права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , общей площадью 37,4 кв.м, поскольку обеспеченность стала составлять более 12 кв.м., на каждого члена семьи.
Между тем, указанное жилое помещение, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ межведомственной комиссии признано непригодным для проживания и распоряжением администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой дом, расположенный по адресу: , признан непригодным для проживания.
Тот факт, что решение в отношении приобретённого истцом жилого помещения непригодным, принято после регистрации истцом права собственности, не опровергает доводы иска, что на момент покупки дома он уже был ветхим и непригодным для проживания, и указанная сделка не может быть признана как улучшающая жилищные условия ФИО1 и её супруга.
Факт непригодности для проживания дома истицы, на момент его приобретения, объективно ответчиками не опровергнут, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в силу ст. 51 ЖК РФ является самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, обеспеченность ФИО1 общей площадью жилого помещения составляет менее учётной нормы 12 кв.м. на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах требования иска законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые, согласно ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суд, определяя в соответствии с ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, сумму государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков, приходит к выводу, что исходя из размера удовлетворённых требований, входящих в цену иска, сумма государственной пошлины составляет 300 рублей с каждого ответчика,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить полностью иск ФИО1 (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре) к Департаменту строительства и жилищно – коммунального комплекса Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН №) и Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» (ОГРН №), третье лицо ФИО2, о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и признании незаконным отказ в восстановлении в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки.
Признать незаконным решение Акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № об исключении ФИО1 и ФИО2 из единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре, подавшим заявление до 31.12.2013 года на получение мер государственной поддержки программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №346-П.
Признать незаконным отказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-№ в восстановлении ФИО1 и ФИО2 в едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждана из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, подавшим заявление до 31.12.2013 года, программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №346-П, и восстановить истцов в Едином списке участников указанной программы.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов в пользу ФИО1 сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины с Департаментау строительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в размере 300 рублей и с Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты – Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 11.08.2022 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев