№2-2342/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2022 года <...>
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Свинцовой С.С.,
при секретаре Тишиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело №2-2342/2022 по исковому заявлению военного прокурора Тульского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на автомобильную дорогу,
установил:
военный прокурор Тульского гарнизона, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением об обязании Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации) осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ ««Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) инв. №, ид. №, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал на то, что военной прокуратурой Тульского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности.
Проверкой установлено, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» (далее по тексту – ФКУ Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №»), ФКУ Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» необходимо было в трехмесячный срок осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» на недвижимое имущество, указанное в перечне к указанному приказу, в том числе на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) инв. №, ид. №, <адрес>.
ФКУ Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» требования приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ не исполнены.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКУ Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» реорганизовано путем присоединения к ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно сообщению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанной автомобильной дороге. В Едином государственном реестре недвижимости также отсутствуют сведения о данном объекте недвижимости.
Согласно сведениям администрации муниципального образования г. Тула указанная автомобильная дорога в Едином реестре имущества муниципального образования г. Тула, а также в реестре бесхозного недвижимого имущества муниципального образования г. Тула не числится.
ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ ««Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на указанную автомобильную дорогу не осуществлена.
Таким образом, права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) инв. №, ид. №, <адрес> в установленном законом порядке не зарегистрированы, чем существенно нарушены права Российской Федерации.
Военный прокурор Тульского гарнизона в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованных суду письменных возражениях просил об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возражения мотивированы тем, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы (например, по основаниям, установленным Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»).
К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно ответу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации. Автомобильная дорога включена в техническое задание к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках указанного контракта будет предоставлена услуга в виде изготовления технического плана, в состав которого будет включена правоустанавливающая документация, подтверждающая факт возникновения права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Получателем услуг в рамках указанного контракта является ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, представитель Министерства обороны Российской Федерации считает нецелесообразным и преждевременным предъявление иска военным прокурором Тульского гарнизона с указанными требованиями.
Министерство обороны Российской Федерации указало, что не является надлежащим ответчиком в рамках указанного спора.
Дополнительно представитель указал, что заявленные истцом требования должны рассматриваться по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку военным прокурором Тульского гарнизона подан иск в защиту интересов Российской Федерации.
Однако, истцом не обращено внимание на тот факт, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно – правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Представитель ответчика отметил, что в сфере обороны Российской Федерации именно Министерство обороны Российской Федерации представляет интересы государства в соответствии с действующим законодательством. Военным прокурором Тульского гарнизона не указано, какие именно интересы Российской Федерации затронуты предметом спора.
Представитель ответчика ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
В представленном суду отзыве указал, что между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес.Недвижимость.Право» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по оформлению кадастровой документации на объекты недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ ид. №, расположенную в <адрес>, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. После проведения кадастровых работ будет осуществлена постановка на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на указанную дорогу.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрегионального территориального управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», администрации г. Тулы, войсковой части № в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В связи с неявкой лиц, участвующих в деле, суд в соответствии с положениями ст.ст. 233, 234 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее по тексту – Положение о Министерстве обороны РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (Минобороны России) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подп.71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ).
Военной прокуратурой Тульского гарнизона была проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности и целевом использовании федеральной собственности и землепользовании, исполнении законодательства в сфере безопасности движения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» поручено закрепить на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу (п.1).
Федеральному казенному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» в трехмесячный срок в отношении недвижимого имущества, указанного в приложении к настоящему приказу, в установленном порядке обеспечить:
внесение изменений в реестр федерального имущества;
государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» недвижимым имуществом;
направление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации копий свидетельств о регистрации права оперативного управления федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» недвижимым имуществом (п. 2).
Согласно п. 3 Приказа контроль за его выполнением возложен на отдел (внутриведомственного распределения имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Объект недвижимости - автомобильная дорога (подъезд) к ТВАИИ (наименование до ДД.ММ.ГГГГ года), автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (наименование с ДД.ММ.ГГГГ года), инвентарный №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>, включена в перечень недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» (п. 85 Перечня).
Федеральное казенное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» требования вышеуказанного приказа не исполнило. Доказательств обратному материалы дела не содержат.
Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании актов о списании объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» поручено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации согласовать подготовленные в установленном порядке акты о списании объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №», указанных в приложении к настоящему приказу (далее – объекты) (п. 1).
Федеральному казенному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №»:
списать объекты согласно актам о списании основных средств, утвержденным в установленном порядке;
обеспечить исключение объектов из реестра федерального имущества, снятие с кадастрового учета, прекращение на них права собственности Российской Федерации, права оперативного управления федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» и представление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации выписок из реестра федерального имущества (п. 2).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реорганизации федерального казенного учреждения «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с п.10 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и в целях совершенствования системы организации дорожных работ для нужд обороны поручено реорганизовать федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) путем присоединения к нему федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении № к настоящему приказу, с сохранением основных целей деятельности и штатной численности в количестве 699 человек (п. 1).
Руководителю Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации утвердить передаточные акты реорганизуемых учреждений (п.2).
Начальнику Учреждения в установленном порядке ликвидировать филиалы федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок», указанные в приложении № к настоящему приказу (п. 3).
Утвердить план мероприятий по реорганизации федеральных казенных учреждений, указанных в пункте 1 настоящего приказа, согласно приложению № к настоящему приказу (п. 4).
Реализацию настоящего приказа осуществить в пределах имеющихся материальных и финансовых средств по закрепленным направлениям деятельности (п. 5).
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию материально – технического обеспечения войск (сил) (п. 6).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ при реорганизации государственных учреждений в форме присоединения федеральное казенное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» ОГРН № в лице начальника А.В., действующего на основании Устава, передает, а федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации ОГРН № в лице начальника А.П., действующего на основании Устава, принимает имущество, документацию, а также все права и обязательства федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №».
В рамках реорганизации в форме присоединения все права и обязанности, все активы учреждения, включая недвижимое имущество, иное движимое имущество, нематериальные активы, материальные запасы и пассивы переходят к федеральному казенному учреждению «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и приложений к настоящему передаточному акту.
Права и обязанности на имущество, переданное по настоящему акту, переходят к федеральному казенному учреждению «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации со дня подписания уполномоченными лицами данного передаточного акта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно приложению № к передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ федеральному казенному учреждению «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации переданы права и обязанности на объект недвижимости - автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, идентификационный номер № (п.66).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» утверждено Положение об учете и контроле за использованием федерального имущества (далее по тексту – Положение).
Настоящее Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, содержащего сведения о федеральном имуществе (далее - реестр), а также требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, если иное не установлено указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, порядок осуществления контроля за использованием федерального имущества (п. 1 Положения).
Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, согласно которому в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте - автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>.
Федеральным казенным учреждением «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации согласно запросу военной прокуратуры Тульского гарнизона предоставлены сведения по автомобильным дорогам необщего пользования, состоящим на балансе Учреждения (от ДД.ММ.ГГГГ исх. №), согласно которым объект недвижимости - автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>, в реестре федерального имущества не состоит. Регистрация права собственности Российской Федерации не осуществлялась. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ разработан эксплуатационный паспорт №. О фактах обращения в суд о признании указанной дороги бесхозной информацией учреждение не обладает. В период ДД.ММ.ГГГГ текущий и капительный ремонты не производились и не запланированы.
Порядок ремонта и эксплуатации дорог определен приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по организации дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации» в соответствии с Планом дорожных работ на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за материально-техническое обеспечение войск.
В соответствии с Планом выполнения мероприятий по оптимизации сети автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны России на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации Д.В.ДД.ММ.ГГГГ указанная автомобильная дорога является подъездной и подлежит передаче в муниципальную собственность.
Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «Центральное ТРУИО», Управление) в ответе на запрос указано, что объекты недвижимости – автомобильные дороги (указанные в запросе, в частности автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>) распорядительными документами, приказами Министра обороны Российской Федерации и приказами директора Департамента военного имущества Минобороны России за Управлением не закреплялись, на балансовом учете не состоят. Какая – либо документация на объекты недвижимого имущества в Управлении отсутствует.
В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости - автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>.
Федеральным казенным учреждением «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации сообщено, что учет автомобильных дорог Учреждения осуществляется согласно Перечню автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Департаментом транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Утверждение данного Перечня осуществляется в форме приказа руководителя Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Инвентаризация состоящих на учете автомобильных дорог, а также обследование их технического состояния проводятся каждый год.
В соответствии с приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана обследования автомобильных дорог, расположенных на территории Западного военного округа на ДД.ММ.ГГГГ» № («Автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ»), расположенная по адресу: <адрес>, была обследована в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Работа по учету автомобильных дорог необщего пользования, расположенных на территории Тульской области в Реестре федерального имущества (далее по тексту – РФИ) проведена. Автомобильные дороги, закрепленные на праве оперативного управления за правообладателем Федеральным казенным учреждением «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, состоят в РФИ.
Регистрация права собственности Российской Федерации и внесение в Единый государственный реестр недвижимости Российской Федерации на автомобильные дороги возможны после постановки объектов на государственный кадастровый учет. При этом кадастровому учету подлежат автомобильные дороги, имеющие асфальтобетонное, либо цементобетонное покрытие. Ежегодно в Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации подается Перечень автомобильных дорог, на которые необходимо изготовление кадастровых документов. Денежные средства на эти цели выделяются в ограниченном количестве. В первоочередном порядке осуществляется постановка на кадастровый учет автомобильных дорог, на которых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» был осуществлен ремонт, а также автомобильные дороги, планируемые к передаче в муниципальную собственность, при согласии администрации и с условиями наличия правоустанавливающей документации на объект недвижимого имущества.
Все объекты (АДНП) планируется поставить на кадастровый учет к ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении финансирования на эти цели.
Федеральным казенным учреждением «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации подготовлен запрос в администрацию муниципального образования <адрес> о возможности рассмотрения вопроса по принятию автомобильной дороги необщего пользования № («Автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ») в собственность муниципального образования.
В ходе проведенной военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки установлено, что автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>, является подъездной и подлежит передаче в муниципальную собственность.
Регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) не произведена, в муниципальную собственность, указанная дорога не передана, запрос в администрацию муниципального образования г. Тула о рассмотрении вопроса передачи автодороги в муниципальную собственность не направлялся.
Таким образом выявлены нарушения – ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей со стороны ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации. Последнему внесено представление, согласно которому, в числе прочего, возложено предложение зарегистрировать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно письму ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, представление военной прокуратуры Тульского гарнизона об устранении нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ вх. № поступило в Учреждение и рассмотрено на служебном совещании.
Как следует из сообщения ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № кадастровая документация на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес> не оформлена. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации не осуществлена. Передача в собственность муниципального образования г. Тула не произведена.
Дополнительно указано, что заявка на включение вышеуказанному автомобильной дороги необщего пользования на заключение в рамках централизованных государственных контрактов по изготовлению технической документации для постановки на кадастровый учет в адрес руководства ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской, подана. Государственные контракты не заключены.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ГУ ТО «Тулаавтодор» указало, что не является балансодержателем автомобильных дорог, указанных в запросе, и не располагает информацией, кто осуществляет их эксплуатацию и ремонт.
Согласно ответу администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исх. № по вопросу предоставления информации о балансодержателе автомобильных дорог, сообщено, что в Едином реестре имущества муниципального образования <адрес>, а также в Реестре бесхозного недвижимого имущества муниципального образования г. Тула, объект недвижимости - автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ, инвентарный номер №, идентификационный номер №, местоположение – <адрес>, не числится.
Из ответа Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что в исторической справке дорожно – эксплуатационного участка № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значится: «….ДД.ММ.ГГГГ Дорожный ремонтно – строительный участок – 8 Московского военного округа переименован в федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок №» (Приказ Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Приказ Командующего войсками МВО № от ДД.ММ.ГГГГ)…».
Основание: ЦА МО, фонд №, опись 2, дело 1, лист 2.
В архивном фонде дорожно – эксплуатационного участка № имеются документы только по учету личного состава (приказы начальника дорожно – эксплуатационного участка по строевой и общим вопросам, личные карточки лиц гражданского персонала (форма Т-2), раздаточные ведомости на выплату заработной платы гражданскому персоналу, карточки лицевых счетов на выплату заработной платы гражданскому персоналу) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В вышеуказанных документах запрашиваемые сведения не отражены.
Документы дорожно – эксплуатационного участка № за ДД.ММ.ГГГГ год и далее, исторический формуляр и ликвидационный акт на хранение в ЦА МО не поступали.
Дополнительно ДД.ММ.ГГГГ исх. № сообщено, что на хранении в ЦА МО в фонде ФГ КЭУ «Тульская КЭЧ района» имеются только документы по учету личного состава, документы на предоставление жилой площади военнослужащим (гражданам) за ДД.ММ.ГГГГ, в котором сведений о документах, касающихся объектов недвижимости (автомобильные дороги), расположенных в г. Тула и Тульской области не имеется. Ликвидационный/передаточный акт ФГ КЭУ «Тульская КЭЧ района» на хранение в ЦА МО не поступал.
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) сообщено следующее. ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ представлен скорректированный перечень подъездных автомобильных дорог необщего пользования, в отношении которых необходимо проведение кадастровых работ и оформление кадастровой документации.
Указанный перечень направлен Управлением в адрес Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) для включения в конкурсную документацию на заключение государственного контракта на проведение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества Вооруженных сил Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ год. Объект недвижимого имущества – автомобильная дорога от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) вошла в данный перечень. Информация о завершении конкурсных процедур и заключении государственного контракта в Управление не поступала.
Таким образом, судом достоверно установлено, что в настоящее время обязанности, возложенные на Федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на автомобильную дорогу не исполнены. Доказательств обратному суду не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (п.4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
При изложенных обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь в их совокупности, суд считает необходимым исковые требования военного прокурора Тульского гарнизона удовлетворить. При этом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям будет являться Федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку именно на него в соответствии с приказами возложена данная обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования военного прокурора Тульского гарнизона – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ ««Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на автомобильную дорогу от проспекта Ленина до КПП ТАИИ (<адрес>) инв. №, ид. №, <адрес>.
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Тулы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий