Дело № 2-2343/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Саратова
в составе:
председательствующего судьи Шушпановой О.В.,
при секретаре Соловьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Саратовскому региональному отделению Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о признании результатов тайного голосования на Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, и по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова от <дата> незаконными,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО7 обратился в суд с иском основным и уточненным ( л.д.3-8, 139) к Саратовскому региональному отделению Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о признании незаконными результатов тайного голосования на общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, и по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова от <дата>, мотивировав свои требования тем, что он с <дата> является членом политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». <дата> обратился устно к юристу Саратовского регионального отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросу о том, какие ему необходимо предоставить документы для подачи заявления о своем волеизъявлении баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы от Партии, просил представить ответ в письменной форме, со ссылками на закон, с разъяснениями, каким образом происходит сама процедура предварительного внутрипартийного голосования «Праймериз» по выбору кандидатов в депутаты, прозрачность этих выборов, то есть порядок проведения общественного мероприятия. Ответа на данное обращение в письменном виде, надлежащей общедоступной информации по процедуре проведения общественного мероприятия он не получил.
<дата> в письменной форме подал два заявления в Саратовское региональное отделение политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о согласии выставить свою кандидатуру для последующего выдвижения по региональной части областного списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва и по определению кандидатур для последующего выдвижения по одномандатному избирательному округу № Заводского района г. Саратова в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах <дата>.
<дата> после 14.00ч. ему позвонили из регионального отделения партии и сообщили, что необходимо сдать свою предвыборную программу, а <дата> в 14.00 ч. состоялось внутрипартийное голосование по выдвижению кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы, подготовиться к выступлению на котором у него не было достаточно времени.
Считает, что <дата> внутрипартийное голосование прошло с существенными нарушениями его прав и процедуры проведения Общенародного регионального праймериз.
Лично он был поставлен в неравные с другими кандидатами условиями, поскольку практически не имел времени подготовить свою программу. По результатам праймериз он не будет выдвинут кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> ни по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, ни по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова.
В день голосования в помещении, где проводилась регистрация участников праймериз, проводилась агитация за одного из кандидатов - ФИО1., что само по себе создавало неравные для него условия и недопустимо в силу закона.
Считает, что выборщики обязаны досконально были изучить предвыборную программу каждого кандидата, дать каждой программе оценку, задавать вопросы кандидатам. Однако организатор праймериз заявил, что выступление кандидатов не должно превышать 5-7 минут, что является грубым нарушением п.4.6 действующего Регламента проведения Общенародного регионального праймериз и ущемляет его права, т.к. он вынужден был сократить свое выступление, что не могло не сказаться на результатах голосования. При подсчете голосов члены комиссии не несут никакой ответственности за результаты голосования, имеют возможность поставить галочки в бюллетенях за любого нужного им кандидата.
По его мнению, общественное мероприятие было кем-то спланировано по определенному сценарию, все присутствовавшие выборщики или зависимы от чиновников, или подневольные, или боялись высказать свою точку зрения под угрозой завтра остаться безработными, никто им полномочий голосовать за кандидатуры от имени жителей Саратовской области, от имени жителей округа не давал. При проведении праймериз ответчиком были нарушены требования Федерального закона РФ «О политических партиях», Регламента проведения Общенародного регионального праймериз, его субъективные права, гарантированные Конституцией РФ, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным иском и просит признать результаты тайного голосования на общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, и по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова от <дата> незаконными.
В судебном заседании истец ФИО7 поддержал уточные им исковые требования по изложенным выше основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО10 с иском ФИО7 не согласна, представила письменные возражения по нему ( л.д. 178-182) которые поддержала в судебном заседании, по сути спора пояснив, что процедура предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по Заводскому одномандатному избирательному округу № и по региональной части, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу № (далее - площадка Заводского избирательного округа №) состоялась <дата> по адресу: <адрес>.
Общее количество кандидатов, участвовавших в процедуре предварительного голосования на площадке, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, составило 4 человек, на площадке, соответствующей региональной части общеобластного списка кандидатов соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу № - 6 человек.
Процедура проводилась в соответствии с действующим законодательством, Положением о порядке проведения народного предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> (протокол №) и Регламентом Общенародного регионального предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата>, утвержденном решением Президиума Регионального политического совета Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по согласованию с Региональным координационным советом Общероссийского народного фронта Саратовской области на совместном заседании <дата>.
Процедура предварительного внутрипартийного голосования проведена в утвержденном порядке, в соответствии с действующим законодательством, жалоб, замечаний по процедуре предварительного внутрипартийного голосования, его итогам к членам Региональной счетной комиссии, Региональной контрольно-ревизионной комиссии, в Региональный исполнительный комитет Партии и Региональный координационный совет Общероссийского народного фронта не поступало, истцу были предоставлены равные с другими кандидатами условия для участия в праймериз, в правах его никто не ограничивал, выступление всех кандидатов происходило в соответствии с регламентом, никакой агитации в день голосования за отдельных кандидатов не проводилось, в связи с чем считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО7 не имеется, в иске ему просила отказать.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказать по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
При этом права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией ( ч.1 ст. 17).
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Как следует из ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В судебном заседании по делу установлено, что истец ФИО7, <дата> года рождения, является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИТЯ» с <дата>, что подтверждается выданным ему партийным билетом № (л.д. 21-оборот).
<дата> Министерством юстиции Российской Федерации по Саратовской области в Единый государственный реестр юридических лиц на основании решения о государственной регистрации некоммерческой организации при создании от <дата> внесена запись о государственной регистрации Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», о чем выдано соответствующее свидетельство ( л.д. 68).
Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» осуществляет свою деятельность на основании Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (п. 6.1), согласно которому членами Партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие Устав, принимающие участие в ее деятельности (п.4.1.1) сторонниками партии признаются граждане Российской Федерации, поддерживающие программные цели и практические действия Партии, оказывающие любое содействие, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу, а также временно приостановившие членство в Партии ( п.4.6.2).
Структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся ее структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава ( п.6.1).
Партия - демократическое общественное объединение. Носителем политической воли в Партии являются все члены Партии в целом, непосредственным выражением политической воли Партии являются свободные выборы в Партии.
Проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур, для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Порядок, особенности, случаи проведения предварительного внутрипартийного голосования и состав его участников определяется Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии ( п. 8.1).
Решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> утверждено Положение «О порядке проведения народного предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( л.д. 54. 56-60), в соответствии с которым:
-порядок проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты представительных органов муниципальных образований устанавливается соответствующими положениями, утверждаемыми Региональными политическими советами региональных отделений Партий с учетом соблюдения норм и принципов настоящего Положения, а также требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, соответствующих норм и положений Устава Партии ( п.1.2 Положения);
-общенародный региональный праймериз организуется и проводится во взаимодействии с Общероссийским народным фронтом в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, организациям, подписавшим Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, через представительство Партии в законодательных, представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации участвовать в формировании политики нашего государства.
При этом организация и проведение процедур Общенародного регионального праймериз основывается на принципах равенства, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и Федерального закона «О политических партиях» ( п.1.3 Положения);
-организация и процедура Общенародного регионального праймериз не входят в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах ( п.1.5 Положения).
В соответствии с п.8.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Положением «О порядке проведения народного предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от <дата>, Решением Президиума Регионального политического совета политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> ( протокол №) утвержден Регламент проведения Общенародного регионального праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> ( л.д. 44-51, 61, 62)
Настоящий Регламент устанавливает порядок организации и проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> (далее по тексту - Общенародный региональный праймериз) ( п.1.1 Регламента), организатором проведения которого являлся Региональный исполнительный комитет Партии, Региональный координационный совет и его структурные подразделения и организации, вошедшие в Региональный координационный совет Общероссийского народного фронта Саратовской области ( п.1.4 Регламента).
Данный Регламент после его утверждения организатором был опубликован <дата> в полном объеме со всеми имеющимися к нему приложениями на общедоступном официальном сайте Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ( л.д. 119-138), в связи с чем доводы истца ФИО7 о том, что он был лишен возможности получить информацию о порядке организации и проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> и подготовить свою предвыборную программу, т.к. не получил письменного ответа на свое устное обращение по данному вопросу к юристу регионального отделения партии, суд находит несостоятельными.
Согласно п.1.2 Регламента, Общенародный региональный праймериз организовывался и проводился во взаимодействии с Общероссийским народным фронтом (ОНФ), возглавляемым Председателем Партии, в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, организациям, подписавшим Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, через представительство Партии в Саратовской областной Думе, участвовать в формировании политики нашего государства.
Для целей Регламента определены основные термины и понятия:
- процедура Общенародного регионального праймериз - комплекс мероприятий, проводимых Партией и ее структурными подразделениями, организациями, подписавшими Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами);
- кандидаты Общенародного регионального праймериз - граждане Российской Федерации - члены и сторонники Партии, а также лица, не являющиеся членами политических партий, обладающие пассивным избирательным правом на выборах в Саратовскую областную Думу, утвержденные Региональными координационными советами Общероссийского народного фронта (далее - Региональный координационный совет) в качестве претендентов на включение в списки кандидатов по результатам процедуры Общенародного регионального праймериз;
- уполномоченные Регионального координационного совета - лица, утвержденные Региональным координационным советом в качестве участников процедуры голосования с правом решающего голоса по кандидатурам кандидатов Общенародного регионального праймериз ( п.1.5 Регламента).
В соответствии с п.2.1 Регламента, Решением Президиума Регионального политического совета Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> определена дата начала процедуры проведения Общенародного регионального праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы <дата> ( л.д.61).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что <дата> ФИО7, как директор ООО «<данные изъяты>», а не член партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в соответствии с пунктами 2.3 - 2.5 Регламента, в Саратовском региональном отделении Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» зарегистрировал заявление-анкету по установленной форме о согласии на выдвижение своей кандидатуры в кандидаты Общенародного регионального праймериза по одномандатному избирательному округу № в составе списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва и в составе региональной части областного списка кандидатов, соответствующей одномандатному избирательному округу №.
При этом суд находит убедительными доводы представителя ответчика о том, что регистрация ФИО7 по его заявлению в качестве кандидата на участие в праймериз не противоречит Регламенту, т.к. п.2.3 допускает для него такую возможность в порядке самовыдвижения как для директора «<данные изъяты>».
Всего для участия в Общенародном региональном праймериз по одномандатному избирательному округу № в составе списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва было зарегистрировано, утверждено и допущено в соответствии с пунктами 2.3-2.6 Регламента четыре кандидата: ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО13, и в составе региональной части областного списка кандидатов, соответствующей одномандатному избирательному округу № шесть кандидатов: ФИО14, ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 ( л.д. 42).
Порядок предложения и выдвижения кандидатур уполномоченных Регионального совета для проведения Общенародного регионального праймериза предусмотрен пунктами 2.9-2.12 Регламента:
2.9.Правом предложения кандидатур уполномоченных Регионального координационного совета обладают:
-Президиум Регионального политического совета Партии - с учетом предложений от Местных политических советов местных отделений Партии Саратовской области;
-правомочные органы организаций, входящих в состав Регионального координационного совета, в том числе, с учетом предложений от организаций, не входящих в состав Регионального координационного совета, но подписавших Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта.
2.10.Персональный состав уполномоченных Регионального координационного совета утверждается Региональным координационным советом на основании документированных представлений правомочных органов организаций, входящих в состав Регионального координационного совета.
2.11.Списки уполномоченных Регионального координационного совета оформляются и утверждаются в срок не более 24 дней со дня начала процедуры Общенародного регионального праймериз (не позднее <дата>).
2.12.Рекомендуемое количество уполномоченных для проведения Общенародного регионального праймериз устанавливается Региональным координационным советом исходя из количества встреч (площадок), средней вместимости помещений для проведения встреч; соотношения выдвигаемых уполномоченных (50% - представители Партии, 50% - представители организаций, входящих в состав Регионального координационного совета).
Доводы истца ФИО7 о том, что в местном отделении Заводского района города Саратова Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не проводилось никакого собрания по вопросу выдвижения кандидатур уполномоченных Регионального координационного совета, в связи с чем принимавшие участие в праймериз лица от местного отделения партии не были наделены правом голосования по кандидатурам кандидатов Общенародного регионального праймериз, суд находит несостоятельными, т.к. правом на выдвижение уполномоченных обладает в силу п.2.9 Регламента не собрание местного отделения Партии, а Местный политический совет местного отделения Партии.
В соответствии с п. 2.9 Регламента <дата> на заседании политсовета местного отделения Заводского района города Саратова Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» было принято решение о предложении Президиуму Регионального политического совета Саратовского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатур уполномоченных Регионального координационного совета ( л.д. 39), которые в свою очередь решением Президиума Регионального политсовета СРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от <дата> предложены Региональному координационному совету ( л.д. 38). Список предложенных от местного отделения партии кандидатур уполномоченных подписан секретарем политсовета ФИО19 ( л.д.164-166), в связи с изложенным доводы истца ФИО7 о том, что включенные в данный список кандидатуры предложены лично ФИО19, материалами дела не подтверждаются. Не состоятельны также доводы истца ФИО7 о том, что все включенные в данный список лица, должны быть членами Парии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», т.к. Уставом Партии допускается привлечение к ее работе сторонников ( пункты 4.6.1.- 4.6.5 Устава).
Организациями, входящими в состав Регионального координационного совета, а также не входящими в состав данного совета, но подписавшими Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта:
Содействия развитию молодежи «РОСЛИДЕР» (выписка из протокола заседания Общего Собрания от <дата> - л.д.29), Саратовское областное отделение ООО «Российский Союз Ветеранов Афганистана» (выписка из протокола заседания правления СОО ООО «Российский Союз Ветеранов Афганистана от <дата> - л.д.30), Саратовское региональное общественное движение «Союз защиты вкладчиков, акционеров и инвесторов» ( выписка из протокола заседания Союза № от <дата> - л.д.31), Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» ( выписка из протокола № от <дата> заседания отделения - л.д.32), Саратовское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия ЕДИНОЙ РОССИИ» ( решение штаба № от <дата>) также направлены в Региональный координационный совет кандидатуры уполномоченных для участия в Общенародном региональном праймериз ( списки- л.д.168-172). Решения данных организаций о выдвижение кандидатур уполномоченных никем не оспорены.
Таким образом, предложения по кандидатурам уполномоченных поступили в установленный Регламентом срок с <дата>.
Согласно пунктам 2.10. - 2.12. Регламента, решением Регионального координационного совета Общероссийского народного фронта от <дата> (л.д. 52) утвержден количественный и персональный состав уполномоченных представителей Регионального координационного совета для участия в Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> - по 150 человек на каждой площадке (50% - представители Партии, 50% - представители организаций, входящих в состав Регионального координационного совета) согласно представленным спискам ( л.д.162-163, 164-166).
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что процедура голосования по кандидатам Общенародного регионального праймериз на площадке Заводского одномандатного избирательного округа № проведена <дата>, для выступления кандидатов Общенародного регионального праймериз был установлен регламент - 7 минут, что не нарушает требований пунктов 4.1 и 4.6. Регламента, предусматривающих проведение данного голосования в период с <дата>, и равное время для выступления всех кандидатов, не превышающее 10 минут.
Доводы истца ФИО7 о том, что при выступлении кандидаты были поставлены неравные условия, в ходе судебного заседания подтверждения не нашли.
Пунктом 5.1. Регламента установлен кворум Общенародного регионального праймериз, в соответствии с которым процедура голосования по кандидатам правомочна, если на встрече-голосовании присутствовало не менее двух третей установленного количества уполномоченных представителей Регионального координационного совета.
Согласно представленным спискам, на площадке Заводского одномандатного избирательного округа № зарегистрировалось и приняло участие в голосовании по кандидатам Общенародного регионального праймериз 147 уполномоченных представителей, что составляет более 2/3 от общего числа и свидетельствует о легитимности принятых ими решений (л.д.140-149).
Допрошенные в судебном заседании по ходатайству истца ФИО7 - свидетель Свидетель 1 и по ходатайству ответчика - свидетель Свидетель 2, пояснили, что они принимали участие в Общенародном региональном праймериз <дата> на площадке Заводского одномандатного избирательного округа №, подтвердили, что перед началом мероприятия прошли регистрацию, о чем свидетельствуют их первые подписи в списках уполномоченных, вторые подписи ими проставлены в данных списках за получение бюллетеней для голосования. Считают, что подписи их отличаются одна от другой, т.к. были выполнены в разное время. Подтвердили, что перед началом проведения праймериз они свидетелями какого-либо рода агитации за конкретную кандидатуру кандидата не были. Во время выступления кандидатами установленный регламент не нарушался.
Показания данных свидетелей конкретные, последовательные, не доверять им, у суда оснований не имеется. Данными показаниями доводы истца ФИО7 о проведении в день Общенародного регионального праймериз <дата>, в здании, где проходило голосование, агитации за кандидатуру ФИО11, не подтверждаются.
Результаты голосования на общенародном региональном праймериз от <дата> отражены в протоколе голосования от этой же даты (л.д. 36-37), согласно которому:
В бюллетень для тайного голосования по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, были внесены следующие кандидатуры:
1.ФИО2,
2.ФИО7,
3.ФИО3
4.ФИО4,
5.ФИО5
6.ФИО6,
выдано бюллетеней: 147, при вскрытии урны оказалось бюллетеней 144, из которых признаны действительными - 143 бюллетеня, признан недействительным -1 бюллетень.
При подсчете голоса распределились следующим образом:
1.ФИО4 «за»- 110,
2.ФИО5 «за»- 91,
3.ФИО6 «за»- 88,
4.ФИО7 «за»- 20,
5.ФИО2 «за»- 18,
6.ФИО3 «за»- 8.
В бюллетень для тайного голосования по Заводскому одномандатному избирательному округу № были внесены следующие кандидатуры:
1.ФИО7,
2.ФИО1,
3.ФИО8,
4.ФИО9,
выдано бюллетеней: 147, при вскрытии урны оказалось бюллетеней - 144, признаны действительными -141 бюллетень, признаны недействительными -3 бюллетеня.
При подсчете голоса распределились следующим образом:
1.ФИО1за»-130,
2.ФИО8 «за»-24,
3.ФИО9 «за» -20,
4.ФИО7 «за»-15.
Данный протокол соответствует установленной в приложении к Регламенту форме, подписан председателем и членами региональной счетной комиссии.
Доводы истца ФИО7 о том, что при подсчете голосов членами счетной комиссии могли быть сфальсифицированы результаты голосования носят предположительный и голословный характер, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом при рассмотрении настоящего дела.
На основании полученных итоговых протоколов по окончанию всех встреч Общенародного регионального праймериз Региональный координационный совет осуществляет подведение итогов, формирует итоговые списки кандидатов Общенародного регионального праймериз с разбивкой по соответствующим группам областных списков, оформляет его протоколом, (не позднее <дата>), передает итоговые списки с итоговым протоколом в Региональный политический совет регионального отделения Партии. (<дата>) ( пункты 5.9., 5.10. Регламента).
Региональный политический совет регионального отделения Партии в течение семи дней формирует итоговые списки кандидатов Общенародного регионального праймериз как региональные списки кандидатов и вносит их на рассмотрение Президиума Генерального совета Партии для согласования в порядке, предусмотренном Уставом Партии. Вместе со списками в Президиум Генерального совета Партии представляется копия протокола Регионального координационного совета ( пункт 5.11 Регламента).
На основании результатов Общенародного регионального праймериз Региональное отделение Партии в период, предусмотренный избирательным законодательством, проводит Конференцию по выдвижению областных списков кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы ( п.5.12. Регламента).
Подведенные <дата> итоги голосования на Общенародном региональном праймериз на площадке Заводского одномандатного избирательного округа №, согласно которым истец ФИО7 занял четвертое место в списках кандидатур по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу № и по Заводскому одномандатному избирательному округу № послужили основанием для его обращения в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Согласно разъяснениям, данным в п.10 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.1009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан» относительно заявленных требований могут быть обжалованы действия ответчика, которыми:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности ( ст.2).
В соответствии со ст.7 указанного Закона, по результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Как указано выше, организация и проведение процедур Общенародного регионального праймериз основывается на принципах равенства, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и Федерального закона «О политических партиях» (п.1.3 Положения о порядке проведения народного предварительного голосования…).
Основания для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, предусмотрены ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Анализируя в совокупности приведенные выше правовые нормы, представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что <дата> при проведении общенародного регионального праймериз на площадке Заводского одномандатного избирательного округа №, организаторами данного мероприятия нарушений норм действующего законодательства, уставных норм, Положения, Регламента, Федерального закона «О политических партиях», применяемой части Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( ст.77), которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей - уполномоченных Регионального координационного совета, а также субъективных прав истца, которые поставили бы его в неравное с другими кандидатами Общенародного регионального праймериз условия, не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО7 о признании незаконными ( недействительными) результатов тайного голосования на Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, и по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова от <дата>, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Саратовскому региональному отделению Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о признании незаконными результатов тайного голосования на Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах <дата> по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу №, и по Заводскому одномандатному избирательному округу № г.Саратова от <дата>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова.
Судья:подпись