Дело № 2-2343/2013
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 17 сентября 2013 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе: судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Кузнецовой М.В.,
с участием помощника прокурора Центрального
района г.Волгограда Петракова П.С.,
представителя ответчика ЗАО НПП «Унико»
по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ЗАО НПП «Унико» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г.Волгограда обратился в суд с иском к ЗАО НПП «Унико», в котором просил обязать ЗАО НПП «Унико» прекратить обеспечение технчисекой возможности доступа пользователей к сайтам <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов: <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Центрального района г.Волгограда была проведена проверка соблюдения законодательства НП «Витязи», в ходе которой установлено, что в 2012 году в сети Интернет посредством размещения текстовой информации объявлено о запуске «группы социальной взаимопомощи «Витязи», принимающей от населения средства, обещая при этом до 40% доходности. Предложенная на сайте НП «Витязи» система неконролируемого привлечения инвестиций граждан обладает всеми признаками финансовой пирамиды. Социальная группа взаимопомощи «Витязи» включена Федеральной службой по финансовым рынкам России в Перечень структур, в отношении которых поступила информация, содержащая признаки осуществления ими деятельности по построению «финансовых пирамид». Схема привлечения средств граждан, используемая НП «Витязи», свидетельствуют об отсутствии достаточных механизмов, способных эффективно ограничить злоупотребление доверием граждан, которые по своей воле передают информацию о своих счетах третьим лицам. При этом существует реальная угроза причинения неограниченному кругу лиц имущественного ущерба, путем осуществления НП «Витязи» преступной деятельности по созданию системы, действующей по принципам уголовно наказуемого мошенничества.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Волгограда Петраков П.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске, дополнив, что деятельность НП «Витязи» в сети Интернет направлена на создание финансовой пирамиды, которая представляет опасность для значительного числа граждан. На фоне недостаточного уровня финансовой грамотности населения такого рода действия приводят к тому, что клиентам финансовых пирамид становятся граждане, представляющие наименее защищенные слои населения. Поэтому деятельности финансовых пирамид представляет собой широкомасштабную социальную угрозу, подрывает доверие граждан к финансовому сектору в целом и рынку ценных бумаг в частности, а также формирует у населения негативное отношение к деятельности органов государственной власти.
Представитель ответчика ЗАО НПП «Унико» по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив, что ЗАО НПП «Унико» является оператором связи, который оказывает пользователям услуги связи, в соответствии с законодательством РФ. Передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляет без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Порядок ограничения доступа к сайтам, которые содержат информацию, распространение которой в РФ запрещено, установлен в ст. 15.1 Закона №149-ФЗ. С этой целью создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством РФ. Основанием для включения в этот Реестр сведений являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации запрещенной, которое передается для исполнения в Роскомнадзор или оператору реестра. Данных о том, что прокурор Центрального района г.Волгограда обращался в Роскомнадзор или к оператору Реестра с обращением о наличии на сайтах <данные изъяты> запрещенной информации, не имеется. Кроме того, ответчик имеет техническую возможность прекращения доступа к информации, размещенной в сети Интернет лишь путем фильтрации IP- адреса того или иного Интернет-сайта, что приводит к полному закрытию доступа не только в этому Интернет - сайту, но и к другим Интернет-сайтам, имеющим тот же IP-адрес, что и закрываемый сайт. Таким образом, при удовлетворении требований прокурора пользователи услуг связи ответчика не смогут получать доступ и к остальным ресурсам сайтов, а владельцы сайтов не смогут распространять не запрещенную законом информацию среди пользователей ЗАО НПП «Унико» без законных на то оснований, что повлечет нарушение принципов, предусмотренных п.4 ст. 29 Конституции РФ и ст.3 Закона Об информации. В случае удовлетворения исковых требований просил суд уменьшить государственную пошлину до 200 рублей в связи с материальным положением.
Выслушав пояснения помощника прокурора Центрального района г.Волгограда Петракова П.С., представителя ответчика ЗАО НПП «Унико» по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 59 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Частью 5 указанной статьи Конституции Российской Федерации предусмотрена свобода массовой информации и запрещение цензуры.
На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Судом установлено, что в сети Интернет на сайтах <данные изъяты> посредством размещения текстовой информации объявлено о запуске «группы социальной взаимопомощи «Витязи», принимающей от населения средства при доходности 40%. (л.д. 6).
Социальное движение «Витязи» - добровольное объединение людей, которые за собственный счет оказывают друг другу материальную, моральную, информационную и иную поддержку, не запрещенную действующим законодательством.
Участником системы может быть любое дееспособное физическое лицо в возрасте от 18 лет не зависимо от его гражданства и фактического места жительства. Для того, чтобы стать Участником Системы необходимо получить от любого другого участника системы приглашение в виде его личной реферальной ссылки, промо-кода или номера сотового телефона, после чего пройти регистрацию через интернет на сайте ЛК.
После регистрации в Системе и получения доступа к личному ЛК участник обязан в течение 10 календарных дней со дня даты регистрации получить от других участников Системы кредит доверия (КРЕДО).
Существует два способа получения КРЕДО: 1. Участник добровольно вступает в НП «Витязи», оплатив вступительный взнос 1 000 рублей, а также членский взнос в соответствии с выбранной программой от 10 000 до 500 000 рублей посредством денежного перевода по платежным реквизитам, указанным в ЛК; 2. Получение подарков от Системы в виде определенного количества КРЕДО за активное участие в жизни Системы, ее развитие, приглашение в Систему других участников.
После получения участником КРЕДО, он может обратиться за содействием в возврате части паевого взноса. Для этого участнику необходимо отправить заявку на получение средств через свой ЛК, сумма не менее 500 рублей и кратная 500 рублей. Наличие у участника КРЕДО не гарантирует ему получение средств. Сумма, указанная участником в заявке может быть увеличена, либо уменьшена в одностороннем порядке в зависимости от текущего объема заявок, либо уровня активности участника в жизни Системы (л.д.7).
В соответствии с письмом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в южном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении НП «Витязи» имеется информация, содержащая признаки осуществления им деятельности по построению «Финансовой пирамиды».
ЗАО НПП «Унико» является оператором связи, предоставляющих телематические услуги связи на территории Волгоградской области (л.д.13-18).
Обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет- сайтам <данные изъяты> в Волгограде осуществляет Интернет-провайдер ЗАО НПП «Унико», что подтверждается материалыми гражданского дела и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В настоящее время размещенная информация о деятельности НП «Витязи» на сайтах <данные изъяты> является общедоступной для неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;
4) обеспечение информационной безопасности детей.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что предложенная на сайте НП «Витязи» <данные изъяты> система неконтролируемого привлечения инвестиций граждан обладает всеми признаками «финансовой пирамиды».
Организация и деятельности финансовой пирамиды подпадает под признаки мошенничества, преследуемого в уголовном порядке ст. 159 УК РФ.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что действия НП «Витязи» направлены на создание системы, действующей по принципам уголовно наказуемого мошенничества. Кроме того, рассматриваемый сайт является проводником идей системы и средством привлечения новых участников, что свидетельствует о его вредоносности.
Так, помощником прокурора Центрального района г.Волгограда в судебное заседание была представлена копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его в производству от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заместителем начальника отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области фио9 возбуждено уголовной дело по заявлениям фио10 фио11. по фактам их привлечения к участию в Системе НП «Витязи» и причинения им материального ущерба.
Из перечисленных выше норм права и обстоятельств следует, что распространение информации о деятельности НП «Витязи» и привлечение граждан к участию в Системе НП «Витязи» представляет собой широкомасштабную социальную угрозу, причиняет и может причинить вред интересам неопределенного круга лиц, а также государству, в связи с чем данная информация квалифицируется судом как запрещенная, а потому имеется реальная необходимость в обязании ЗАО НПП «Унико» прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайтам <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации Доводы представителя ответчика о том, что прокурором не соблюден порядок для прекращения обеспечения технической возможности доступа пользователей к сайтам НП «Витязи», судом во внимание не принимаются.
Как следует из пояснений прокурора и усматривается из материалов дела, в настоящее время действиями НП «Витязи» гражданам причиняется материальный ущерб. Так, в настоящее время возбуждены 2 уголовных дела по факту мошеннических действий НП «Витязи», 44 гражданских дела к 44 провайдерам о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к сайтам <данные изъяты>. Таким образом, в настоящее время возникла необходимость в оперативном реагировании на осуществляемую НП «Витязи» деятельность, в связи с чем в целях недопущения дальнейшего привлечения неограниченного количества граждан к Системе НП «Витязи», суд считает возможным возложить непосредственно на провайдера ЗАО НПП «Унико» обязанность по прекращению обеспечения технчисекой возможности доступа пользователей к сайтам <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов: <данные изъяты>. При этом постановленное решение не будет нарушать права третьих лиц, чьи интернет - сайты размещены на том же IP-адресе что и НП «Витязи», так как у ответчика в течение времени вступления решения в законную силу имеется реальная возможность для присвоения данным Интернет сайтам другого IP-адреса.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4 000 рублей.
Однако учитывая финансовое положение ЗАО НПП «Унико», и заявленное ходатайство ответчика об уменьшении государственной пошлины, а так же учитывая то обстоятельство, что от действий именно ЗАО НПП «Унико» по предоставлению доступа пользователей к Интернет ресурсам неблагоприятных последствий, суд считает правомерным уменьшить государственную пошлину до 200 рублей.
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, признавая их в совокупности достаточными для разрешения данного гражданского дела, приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Центрального района г.Волгограда к ЗАО НПП «Унико» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального района г.Волгограда к ЗАО НПП «Унико» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам- удовлетворить.
Обязать ЗАО НПП «Унико» со дня вступления решения в законную силу прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайтам <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов: <данные изъяты>
Взыскать с ЗАО НПП «Унико» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2013 года.
Судья В.Ф. Лазаренко