ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2344/17 от 15.12.2017 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №2-2344/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе - судья Литвинов А.Н. единолично,

при секретаре Георгиади Д.Ю., с участием представителя истца, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования г. Новороссийск к ФИО1 о сносе самовольной постройки,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация МО г. Новороссийск обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ФИО1 в течение десяти дней за свой счет демонтировать (снести) нежилое строение и две железобетонные опоры антенн сотовой радиотелефонной связи, возведенные на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, в случае неисполнения ФИО1 обязанности по сносу самовольных построек предоставить администрации МО г. Новороссийск совершить указанные действия с последующим взысканием с него понесенных расходов.

В обоснование предъявленных требований в заявлении указано, что в ходе проверки соблюдения земельного законодательства выявлено нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Собственник земельного участка ФИО1 в нарушение требований ПЗЗ, без разрешения на строительство возвел на участке нежилое строение (ангара) и две железобетонные опоры антенн сотовой радиотелефонной связи. В соответствии с действующим законодательством данные сооружения являются самовольными постройками и подлежат сносу.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Ответчик и представители ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон», привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Заслушав объяснения представителя истца и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск администрации подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, законом установлены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств влечет за собой признание возведенного объекта самовольной постройкой.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.

Согласно пунктам 22 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, учитывая при этом, что в силу норм статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно несет риск наступления последствий совершения или несовершения им соответствующих процессуальных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что названным кодексом установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Из представленных суду документов видно, что земельный участок с кадастровым номером <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности.

Земельный участок относится к землям населенных пунктов, целевое назначение – для индивидуального жилищного строительства.

23 ноября 2016 года специалистами управления муниципального контроля администрации МО г. Новороссийск установлено, что на участке расположены объекты недвижимости коммерческого назначения: нежилое строение (ангар) и две железобетонные опоры антенн сотовой радиотелефонной связи.

В части требования о сносе нежилого строения (ангара) суд, руководствуясь статьями 39 и 73 ГПК РФ, принимает признание иска ответчиком и полагает, что это строение подлежит сносу за его счет.

Как следует из материалов дела, 15 августа 2014 года ФИО1 заключил краткосрочный договор аренды земельного участка с ОАО «МТС», а 1 сентября 2016 года – с ПАО «МегаФон» для установки и обслуживания опоры под размещение антенно-фидерного оборудования сети сотовой подвижной связи.

ПАО «МТС» возвело на земельном участке базовую станцию №23-2241 сотовой радиотелефонной сети.

ПАО «МегаФон» осуществило монтаж базовую станцию сотовой радиотелефонной сети №23-14186 «Новороссийск-Чапаева».

В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость проведения экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сооружения связи не входят в число объектов, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а соответственно, и государственному строительному надзору.

Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства) за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей.

В пунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) содержатся определения линейно-кабельного сооружения связи и сооружения связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Железобетонные антенные опоры, установленные на участке ответчика, в силу статьи 2 Закона N126-ФЗ, относятся к сооружениям связи и представляет собой железобетонный столб, созданный для размещения средств связи, оборудования базовой станции, антенно-фидерной системы, кабелей связи.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

В подпункте 14.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ дано следующее определение особо опасных, технически сложных сооружений связи: сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.

Рабочей документацией объекта Альбом 3 "Архитектурные решения" предусмотрено устройство опоры анкерного типа для установки металлического столба двойного назначения высотой 25 м, которую надлежит заложить на глубину 5,0 м, с последующей засыпкой котлована песчано-гравийной смесью с послойным уплотнением.

Данное обстоятельство в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 14.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ также позволяет отнести возведенный объект "Столб двойного назначения высотой 25 м" к особо опасным и технически сложным объектам.

Довод третьих лиц о том, что железобетонная антенная опора не является объектом капитального строительства, поскольку не имеет прочной связи с землей и может демонтироваться без какого-либо ущерба назначению и устанавливаться в других местах, судом отвергается, поскольку понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Закон не содержит норм, которые исключают из сооружений связи сборные сооружения, то есть характер монтажных соединений конструкций не влияет на их предназначение и отнесение к указанным объектам.

Одним из основных признаков, исключающих объект из числа объектов капитального строительства, содержащийся в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, это временность сооружения.

Из представленных суду документов следует, что функциональное назначение данного объекта и цель его постройки - длительное использование в качестве сооружения связи.

Таким образом, исходя из норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи, а также с учетом функционального назначения данного сооружения суд считает, что возведенные на участке сооружение связи не является временной постройкой, а представляют собой объекты капитального строительства, что позволяет отнести их к недвижимому имуществу в силу закона.

По этим основаниям суд не принимает заключение экспертов ООО «НЭК» от 20 ноября 2017 года в качестве доказательства того, что установленные на участке железобетонные антенные опоры, не являются объектами капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

Отсутствие разрешения на строительство спорных сооружений свидетельствует о самовольно произведенном строительстве, что подпадает под признаки самовольной постройки, предусмотренные пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции на дату осуществления реконструкции.

В соответствии с разъяснениями, указанными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве (реконструкции) объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Порядок, установленный положениями статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" N 169-ФЗ от 17.11.1995 (далее - Федеральный закон N 169-ФЗ) запрещает строительство без получения разрешения на строительство.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.

К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.

Согласно статье 3 Федеральный закон N 169-ФЗ, а также в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта должно вестись, как правило, при наличии соответствующего разрешения на строительство и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

Обращение с заявлением как о выдаче разрешения на строительство, так и о вводе объектов в эксплуатацию после их возведения в отсутствие разрешения на строительство, не соответствует закону.

Системное толкование положений части 2 статьи 48, части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что застройщик вправе приступить к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства, в том числе положительной экспертизы проектной документации. При этом согласно части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон» не представили доказательств того, что до начала строительства ими было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства, которое, в свою очередь, выдается на основании проектной документации, равно как и доказательств, подтверждающих невозможность получения разрешения на строительство спорного объекта.

Кроме этого, подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, постройка считается созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Вместе с тем, требование о возложении обязанности по сносу железобетонных опор антенн сотовой радиотелефонной связи на ФИО1 противоречит пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что опоры антенн сотовой радиотелефонной связи возведены не ответчиком, а участвующими в деле третьими лицами ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон». Однако, представитель истца произвести замену ненадлежащего ответчика по требованию о сносе опор антенн сотовой радиотелефонной связи не согласилась.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск администрации муниципального образования г. Новороссийск удовлетворить частично:

- обязать ФИО1 в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу за свой счет демонтировать (снести) нежилое строение (ангар), возведенный на земельном участке с кадастровым номером <адрес>;

- в случае неисполнения ФИО1 обязанности по демонтажу (сносу) нежилого строения (ангара), возведенного на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, в установленный судом срок, предоставить администрации муниципального образования г. Новороссийск совершить указанные действия с последующим взысканием с него понесенных расходов;

- в части, возложения на ФИО1 обязанности по демонтажу (сносу) железобетонных опор антенн сотовой радиотелефонной связи ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон», установленных на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарской краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца дней со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов