Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Муниципальному предприятию г.о. Самара «Жилсервис» об освобождении от уплаты коммунальных услуг,
Установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к МП г.о. Самара «Жилсервис» об освобождении от уплаты коммунальных услуг за ненадлежащее оказанную услугу, восстановлении системы отопления с декабря 2015 года по октябрь 2016 года, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> начался зимний отопительный сезон. ДД.ММ.ГГГГ включено отопление в <адрес>-за образовавшейся воздушной пробки в системе отопления в квартирах с 26 по 31 отопления не было. Неоднократно в Жилищно-эксплуатационное управление № подавались заявки истцом и ее соседями об устранении неполадок, но отопление так и не было восстановлено. Истец неоднократно подавала заявления в ЖЭУ № Управляющей компании «Жилсервис», но безрезультатно. Ответы на заявления она не получала, отопление не включали и работ в теплоузле никаких не проводили. Решением Самарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 к МП г.о. Самара «ЖилСервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, восстановить систему отопления, и компенсации морального вреда удовлетворен. На МП г.о. Самара «Жилсервис» возложена обязанность произвести перерасчет оплаты ФИО2 за ненадлежащее оказанную услугу по предоставлению тепловой энергии за период с декабря 2015 года по март 2016 года, а также восстановить теплоснабжение в системе отопления в <адрес> в течение одного месяца с момента принятия решения суда. Взыскана с муниципального предприятия г.о. Самара «Жилсервис» в пользу ФИО2 компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, госпошлина в пользу бюджета муниципального образования 300 рублей. Однако ответчик решение суда не исполнил. Впоследствии ответчиком было исполнено решение суда, однако она считает сделанный перерасчет с декабря 2015 года по март 2016 года недействительным, поскольку отопление отсутствовало, однако ей было начислено за ДД.ММ.ГГГГ,98 рублей. Просила суд освободить ее от уплаты коммунальных услуг за ненадлежащее оказанную услуга за период с декабря 2015 года по сентябрь 2016 года.
Впоследствии истец ФИО2 уточнила исковые требования и просила суд оплаченную сумму за отопление в октябре 2015 года в сумме 897 рублей возместить или включить в оплату за дальнейшие месяца после ДД.ММ.ГГГГ, снять начисления за отопление с ноября 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску ФИО2 к Муниципальному предприятию г.о. Самара «Жилсервис» об освобождении от уплаты коммунальных услуг, в части требований об освобождении от уплаты коммунальных услуг с ноября 2015 года по март 2016 года прекращено на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель –ФИО3 уточненные исковые требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель МП г.о. Самара «Жилсервис» ФИО4, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МП г.о. Самара «ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, проживает по адресу: <адрес>. Имеет долю в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к МП г.о. Самара «ЖилСервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, восстановить систему отопления, и компенсации морального вреда удовлетворен. Возложена обязанность на МП г.о. Самара «Жилсервис» произвести перерасчет оплаты ФИО2 за ненадлежащее оказанную услугу по предоставлению тепловой энергии за период с декабря 2015 года по март 2016 года, а также восстановить теплоснабжение в системе отопления в <адрес> в течение одного месяца с момента принятия решения суда. Взыскано с муниципального предприятия г.о. Самара «Жилсервис» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, госпошлину в пользу бюджета муниципального образования 300 рублей.
Определением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о. Самара «Жилсервис» была предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии ответчиком было исполнено решение суда в части производства перерасчета с октября 2015 года по март 2016 года, а именно: в декабре 2015 года на сумму 4243,78 рублей, в июле – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7559,23, а всего на сумму 11803,01 рубля (л.д. 21, 28).
Однако истец считает, что в связи с отсутствием отопления в ее квартире в летний период, ей необходимо произвести перерасчет услуги по отоплению за период с апреля по сентябрь 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №).
В соответствии с п. 42(1) Правил № оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Ранее действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), был установлен порядок, согласно которому к оплате потребителю коммунальной услуги по отоплению ежемесячно предъявлялась 1/12 стоимости услуги, потребляемой за год, т.е. равными платежами в течение года, независимо от отопительного периода.
При этом Правительством РФ был предусмотрен «переходный период», в течение которого региональным властям было дано право самостоятельно устанавливать порядок оплаты отопления - по факту потребления (в соответствии с Правилами №), либо ежемесячными равномерными платежами по 1/12 годовой платы (в соответствии с Правилами №). Соответствующие полномочия региональных органов власти были установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории <адрес>» было определено, что при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Постановление №) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами №, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, исходя из сроков, установленных в п. 2 Постановления № и пункте 42(2) Правил №, в 2016 году способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению, применяемый в период до ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит изменению в период после ДД.ММ.ГГГГ до принятия соответствующего решения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная позиция также отражена в письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№-АЧ/04.
Поскольку на сегодняшний день решение Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об изменении способа начисления отсутствует, то начисление осуществляется равномерно в течение года независимо от наличия отопления.
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила), на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (п. 149 Правил).
Из содержания п. 150 Правил следует, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Судом при разрешении заявленного спора установлено, что имело место нарушение права истца, выразившееся в отсутствие услуги надлежащего качества – отопления в период времени с октября 2015 года по март 2016, что подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п п. 7, 9 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Начисление платы за содержание и ремонт общего имущества, а также платы за коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций от собственников, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в в управлении МП г.о. Самара «Жилсервис», осуществляет Муниципальное предприятие г.о. Самара «ЕИРЦ» в соответствии с условиями агентского договора №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между предприятиями.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ агентского договора №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о. Самара «ЕИРЦ» обязано при обращении граждан вести их консультирование по вопросам начисления платы за ЖКУ, осуществлять выверку расчетов в день обращения потребителя.
Однако в судебном заседании было установлено, что ФИО2 с заявлением о перерасчете за период с апреля по сентябрь 2016 года либо возврате излишне уплаченных сумм ни в МП г.о. Самара «ЕИРЦ», ни в управляющую компанию не обращалась.
Между тем, суд отмечает, что исходя из положений ст. 11 ГК РФ судом подлежит восстановлению нарушенное или оспоренное право гражданина.
Таким образом, учитывая, что права истца ответчиком не оспорены и не нарушены в настоящее время, поэтому оснований для удовлетворения иска у суда не имеется
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к МП г.о. Самара «Жилсервис» об освобождении от уплаты коммунальных услуг за период с апреля по сентябрь 2016 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья: Коваленко О.П.