Дело № 2-434/2021 (№ 2-2345/2020); УИД 42RS0010-01-2020-003826-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Зоткиной Т.П.,
при секретаре – Синцовой Я.Е.,
с участием ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
15 февраля 2021 года
гражданское дело по иску
Администрации Прокопьевского муниципального округа к ФИО1 о взыскании суммы единовременного пособия,
установил:
Истец Администрация Прокопьевского муниципального округа, в лице представителя ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы единовременного пособия.
Свои требования мотивирует тем, что 5 декабря 2018 года Администрацией Прокопьевского муниципального района вынесено постановление №-п «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах Прокопьевского муниципального района».
В соответствии с п. 1.3 Положения под молодыми специалистами понимаются лица, в возрасте до 30 лет впервые после окончания образовательной организации высшего образования, средней профессиональной образовательной организации, заключившие до 20 сентября года окончания указанных образовательных организаций трудовые договоры сроком не менее 3 лет. Датой окончания образовательной организации является дата решения аттестационной комиссии о присвоении квалификации, указанная в дипломе.
Выпускник, окончивший полный курс обучения и заключивший трудовой договор с учреждением здравоохранения, образования, культуры, приобретает право на получение мер социальной поддержки по истечении испытательного срока, при этом обязуется отработать не менее трех лет со дня заключения трудового договора.
Пунктами 1.4 и 1.5 Положения установлено, что молодым специалистам предоставляется, в том числе, единовременное пособие. Источником финансирования мер социальной поддержки является бюджет Прокопьевского муниципального района.
Согласно п. 2.1 Положения, единовременное пособие устанавливается следующего размера: 80460 (восемьдесят тысяч четыреста шестьдесят) рублей, в том числе НДФЛ - 10460 (десять тысяч четыреста шестьдесят) рублей, - выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений.
16 июля 2018 года между <данные изъяты> (далее –<данные изъяты>) и ФИО1 был заключен трудовой договор (эффективный контракт) №, в соответствии с которым <данные изъяты> является работодателем, а ФИО1 – работником.
В силу п. 4.5 Положения для получения мер социальной поддержки молодой специалист обращается с заявлением к руководителю учреждения здравоохранения, культуры, образования, с которым заключен трудовой договор, с указанием номера лицевого счета в банковском учреждении.
3 сентября 2018 года ФИО1 обратилась к директору <данные изъяты> с заявлением о предоставлении единовременной выплаты, как молодому специалисту, окончившему в 2018 году <данные изъяты>
6 ноября 2018 года начальник <данные изъяты> обратился к Главе Прокопьевского муниципального района ФИО6 с ходатайством № о выплате единовременного пособия молодым специалистов, среди которых значилась ФИО1
11 декабря 2018 года комиссия по предоставлению мер социальной поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях образования культуры, здравоохранения, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах Прокопьевского муниципального района, приняла решение оказать поддержку ФИО1 в сумме 80460 руб., в том числе НДФЛ – 10460 руб.
13 декабря 2018 года Главой Прокопьевского муниципального района было вынесено постановление №-п «О выплате единовременного пособия молодым специалистам», в п. 1.2 которого постановлено выплатить ФИО1 пособие в сумме 80460 руб., в том числе НДФЛ – 10460 руб.
17 декабря 2018 года платежным поручением № со счета <данные изъяты> было выплачено 140000 руб., согласно зарплатной ведомости № от 17.12.2018 года, а также платежной ведомости № от 14.12.2018 года получателем 70000 руб. значится ФИО1, табельный номер №.
Таким образом, ФИО1 получила от Прокопьевского муниципального района денежные средства в сумме 70000 руб. в качестве меры социальной поддержки молодого специалиста.
Подпунктом Е пункта 8 трудового договора предусмотрено, что работник обязан в случае получения единовременной выплаты как молодому специалисту отработать не менее трех лет со дня заключения трудового договора.
Также указанным пунктом установлено, что согласно Закону Кемеровской области от 26.12.2013 года № 147-ОЗ единовременное социальное пособие возвращается молодым специалистом в полном объеме в случае расторжения трудового договора до истечения трех лет со дня его заключения по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 77, ст. 80, п. п. 5-11 ст. 81, п. п. 4,8 ст. 83, ст. 84 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4.14 Положения в случае расторжения трудового договора до истечения трех лет со дня его заключения по основаниям, предусмотренным п. п. 1-3, 5, 7 ч. 1 ст. 77, п. п. 3, 5-8, 11 ч. 1 ст. 81, п. 4 ст. 83, п. п. 1, 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, молодой специалист в месячный срок с момента расторжения трудового договора возвращает полную сумму единовременного пособия.
25 мая 2020 года ФИО1 обратилась к работодателю с заявлением о ее увольнении по собственному желанию.
10 июня 2020 года трудовой договор № от 16.07.2018 года расторгнут по инициативе работника (по собственному желанию) на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, у работника, получившего меры социальной поддержки и уволившегося без уважительных причин до стечения срока, установленного договором и положением, возникла материальная ответственность перед Администрацией Прокопьевского муниципального округа в части возмещения сумм выплаченных в качестве меры социальной поддержки.
Согласно п. 4.15.2 Положения возврат суммы единовременной выплаты осуществляется работником учреждения культуры Прокопьевского муниципального района на счет работодателя.
Пунктом 4.6 Положения предусмотрено, что в трехдневный срок с момента расторжения трудового договора работнику направляется требование за подписью председателя Комиссии о необходимости возвратить полную сумму единовременного пособия с указанием реквизитов для возврата. В случае отказа молодого специалиста добровольно возвратить полученные денежные средства по истечении 30-дневного срока с момента направления работнику требования о возврате единовременного пособия администрация Прокопьевского муниципального района оставляет за собой право для взыскания обратиться в суд.
5 августа 2020 года со стороны Администрации Прокопьевского муниципального округа в адрес ФИО1 было направлено требование о возврате полученного пособия До настоящего времени денежные средства не возвращены, ответ на требование не поступил.
В связи с чем, просит взыскать со ФИО1 в пользу Администрации Прокопьевского муниципального округа денежные средства выплаченные в качестве единовременного пособия молодым специалистам в сумме 70000 руб. (л.д.2-4).
Представитель истца Администрации Прокопьевского муниципального округа, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебных заседаниях с заявленными требованиями была не согласна, пояснив, что работодатель должен был оплачивать ей расходы на жилищно-коммунальные услуги либо проезд к месту работы в связи с тем, что она работала в населенном пункте не по месту своего жительства. Такие расходы ей не оплачивались, и вся заработная плата уходила на проезд.
На вопросы суда ответчик ФИО1 пояснила, что действительно 16 июля 2018 года между ней и истцом был заключен трудовой договор, по которому она работала <данные изъяты>. Трудовой договор был получен ею на руки при увольнении. В сентябре 2018 года она написала заявление на получение единовременного пособия. О том, что при получении единовременного пособия она должна отработать по трудовому договору три года, ей стало известно в ноябре-декабре 2018 года, когда она получила единовременное пособие в сумме 70000 рублей. 25 мая 2020 года она обратилась к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию, так как ей не хватало заработной платы на проживание. При трудоустройстве размер заработной платы ей известен не был. Она обращалась к работодателю с просьбой выдать ей расчетные листы, на что тот сказал ей, что за расчетными листками нужно ехать в г. <данные изъяты>, на что у нее не было времени. С приказом о прекращении трудового договора она была ознакомлена. Уведомление и претензию с требованием вернуть единовременное пособие она получала. Полученное ею единовременное пособие она истцу не вернула.
Суд, заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 57 Трудового договора РФ установлены требования к содержанию трудового договора и, в том числе, предусмотрено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 232 Трудового кодекса РФ, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В силу ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено названным Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Исходя из положений ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Постановлением администрации Прокопьевского муниципального района от 05.12.2018 года № № было утверждено Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах Прокопьевского муниципального района (далее – Положение).
Как следует из Положения, меры социальной поддержки предоставляются молодым специалистам, состоящим в трудовых отношениях с учреждениями здравоохранения, образования, культуры на основании трудового договора, заключенного в установленном трудовым законодательством порядке (п. 1.2).
Под молодыми специалистами понимаются лица в возрасте до 30 лет, впервые после окончания образовательной организации высшего образования, средней профессиональной образовательной организации заключившие до 20 сентября года окончания указанных образовательных организаций трудовые договоры сроком не менее 3 лет. Датой окончания образовательной организации является дата решения аттестационной комиссии о присвоении квалификации, указанная в дипломе.
Выпускник, окончивший полный курс обучения и заключивший трудовой договор с учреждением здравоохранения, образования, культуры, приобретает право на получение мер социальной поддержки по истечении испытательного срока, при этом обязуется отработать не менее трех лет со дня заключения трудового договора (п. 1.3).
Молодым специалистам предоставляются следующие виды мер социальной поддержки: 1) единовременное пособие; 2) ежемесячная выплата к должностному окладу (окладу), ставке заработной платы (далее - ежемесячная выплата) (п. 1.4).
Источником финансирования указанных в пункте 1.4 настоящего Положения мер социальной поддержки является бюджет Прокопьевского муниципального района (п. 1.5).
Единовременное пособие выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений устанавливается в сумме 80460 руб., в том числе НДФЛ – 10460 руб. и выплачивается до окончания года с момента заключения трудового договора (п. п. 2.1, 2.2).
Для получения мер социальной поддержки молодой специалист обращается с заявлением к руководителю учреждения здравоохранения, культуры, образования, с которым заключен трудовой договор, с указанием номера лицевого счета в банковском учреждении (п. 4.5).
В случае расторжения трудового договора до истечения трех лет со дня его заключения по основаниям, предусмотренным п. п. 1- 3, 5, 7 ч. 1 ст. 77, п. п. 3, 5 - 8, 11 ч.1 ст. 81, п. 4 ст. 83, п. п. 1, 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, молодой специалист в месячный срок с момента расторжения трудового договора возвращает полную сумму единовременного пособия (п. 4.14).
Возврат суммы единовременной выплаты осуществляется работником учреждения культуры Прокопьевского муниципального района на счет работодателя (п. 4.15.2).
В трехдневный срок с момента расторжения трудового договора работнику направляется требование за подписью председателя Комиссии о необходимости возвратить полную сумму единовременного пособия с указанием реквизитов для возврата. В случае отказа молодого специалиста добровольно возвратить полученные денежные средства по истечении 30-дневного срока с момента направления работнику требования о возврате единовременного пособия администрация Прокопьевского муниципального района оставляет за собой право для взыскания обратиться в суд (п. 4.16).
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 14 Закона Кемеровской области «Об образовании» от 05.07.2013 года № 86-ОЗ, согласно которым единовременное социальное пособие возвращается молодым специалистом в полном объеме в случае расторжения трудового договора до истечения 3 лет со дня его заключения по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 77, ст. 80, п. п. 5, 5, 8, 11 ст. 81, п. п. 4, 8 ст. 83, ст. 84, ст. 336 Трудового кодекса РФ.
Как было установлено в судебном заседании 16 июля 2018 года между <данные изъяты>, работодателем, и ФИО1, работником, был заключен трудовой договор (эффективный контракт) с работником №.
По условиям трудового договора ФИО1 была принята на работу <данные изъяты>, на неопределенный срок без испытательного срока.
Согласно подп. «е» п. 8 трудового договора ФИО1 приняла на себя обязательства в случае получения единовременной выплаты как молодому специалисту отработать не менее трех лет со дня заключения трудового договора; в случае расторжения трудового договора до истечения трех лет со дня его заключения по основаниям, предусмотренным ст. 80 Трудового кодекса РФ, вернуть единовременное социальное пособие в полном объеме в месячный срок с момента расторжения трудового договора (л.д.128-131).
Ввиду того, что ФИО1 расписалась в трудовом договоре, подтвердив, что его второй экземпляр ею получен, суд приходит к выводу, что ФИО1 были известны условия трудового договора, она понимала их и была с ними согласна.
3 сентября 2018 года ФИО1 обратилась к работодателю <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты как молодому специалисту (л.д.132).
На основании решения комиссии о предоставлении мер социальной поддержки молодых специалистов, работающих в учреждения образования, культуры, здравоохранения, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах Прокопьевского муниципального района от 11.12.2018 года №, постановления Администрации Прокопьевского муниципального района от 13.12.2018 года № 17 декабря 2018 года ФИО1 было выплачено единовременное пособие в сумме 70000 руб., о чем свидетельствует платежное поручение №, платежная ведомость за декабрь 2018 года № и зарплатная ведомость от 17.12.2018 года № (л.д.134-140).
Факт получения единовременного пособия в сумме 70000 руб. ФИО1 в судебном заседании не оспаривался.
Приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 10.05.2020 года № трудовой договор со ФИО1 расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (ст. 80 Трудового кодекса РФ) на основании ее заявления от 25.05.2020 года (л.д.141-142).
8 августа 2020 года ФИО1 было получено уведомление от 05.08.2020 года №, в котором ей было предложено вернуть единовременное пособие в сумме 70000 руб. в течение 30 дней с момента получения уведомления (л.д.143).
7 октября 2020 года в адрес ФИО1 была направлена претензия от 23.09.2020 года № с требованием вернуть денежные средства, выплаченные в качестве единовременного пособия молодым специалистам, в сумме 70000 руб. в течение 10 календарных дней с момента получения претензии (л.д.144-147).
До настоящего времени уведомление от 05.08.2020 года № и претензия от 23.09.2020 года № ФИО1 не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
Написав заявление о выплате единовременного пособия молодому специалисту, ответчик фактически реализовала соответствующее право, закрепленное в действующем локальном нормативном акте истца - Положении о мерах социальной поддержки молодых специалистов, утвержденном постановлением Администрации Прокопьевского муниципального района от 05.12.2018 года №, которое было обусловлено необходимостью отработать по трудовому договору не менее трех лет с момента его заключения, то есть приняла денежные средства под определенным работодателем условием.
В связи с чем, у ответчика, не отработавшего три года после заключения трудового договора, возникла обязанность возместить работодателю материальный ущерб в виде выплаченной и полученной суммы единовременного пособия. Указанные суммы могут быть взысканы с ответчика в пользу истца по смыслу ст. ст. 232, 233, 238 Трудового кодекса РФ, поскольку обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (ст. 239 Трудового кодекса РФ) отсутствуют.
Виновность и противоправность действий ответчика (ст. 233 Трудового кодекса РФ) заключается в невыполнении ответчиком условия, под которым им были получены денежные средства в виде единовременного пособия молодому специалисту.
Нормы Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, утвержденного постановлением Администрации Прокопьевского муниципального района от 05.12.2018 года №, не ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством, в том числе, по сравнению со ст. ст. 137, 248, 249 Трудового кодекса РФ, поскольку регулируют иные правоотношения и предусматривают дополнительное, не предусмотренное в трудовом законодательстве право для работников, относящихся к молодым специалистам, на единовременную выплату под условием возврата денежных средств, если работник не отработает определенный в Положении срок.
Выплата носит не безусловный, а заявительный характер, работник, желающий реализовать указанное право, соглашается на условия получения таких денежных средств, фактически условие носит договорный характер: работодатель выплачивает работнику денежные средства, а работник принимает на себя обязательство вернуть эти денежные средства, если не отработает определенное время по трудовому договору.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 были известны условия получения единовременного пособия, и они не были ей соблюдены, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 2300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации Прокопьевского муниципального округа к ФИО1 о взыскании суммы единовременного пособия удовлетворить.
Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Администрации Прокопьевского муниципального округа денежные средства, выплаченные в качестве единовременного пособия молодым специалистам, в сумме 70000 (семьдесят тысяч) руб. 00 коп.
Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета государственную пошлину в сумме 2300 (две тысячи триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20 февраля 2021 года.
Председательствующий - Т.П. Зоткина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.