Дело № 2-2345/2021
УИД 42 МS0104-01-2021-001129-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Абинск 20 декабря 2021 года
Абинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Холошина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рощиной Л.О.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Топки к ФИО1 о взыскании материального ущерба,
установил:
ГКУ ЦЗН г. Топки обратилось в суд с указанным заявлением, в котором просит суд: взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба в размере 42239,03 рублей.
Доводы заявления обосновывает следующим.
В ГКУ ЦЗН г. Топки работал ФИО1 с 19.03.2014г. по 06.12.2019г. в должности начальника отдела трудоустройства и осуществлял руководство отделом трудоустройства, в том числе вел прием безработных граждан.
ФИО1 с должностной инструкцией был ознакомлен под роспись.
29.03.2021г. в процессе проведения проверки осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными было выявлено нарушение обязательных требований, установленных Законом о занятости населения, допущенные ответчиком, а именно:
Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился 08.02.2019 г. в ГКУ ЦЗН г. Топки. Данный гражданин был закреплен на участке приема граждан, зарегистрированных в сельской местности, за начальником отдела трудоустройства ФИО1.
При постановке на учет Б.Н.А. предъявил справку из Управления образования Администрации Топкинского муниципального района от 07.02.2019г. о том, что он относится к числу лиц, имеющих статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, пособие по безработице было назначено в соответствии с п. 2 ст. 34.1. Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N1032-1 (ред. от 11.12.2018) в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации в качестве безработных, как впервые ищущему работу и впервые признанному безработным.
Так гражданину Б.Н.А. было перечислено пособие по безработице в следующие периоды:
C 08.03.2019 г. по 18.02.2019 г.- 14872 руб. 31 коп; с 19.02.19г. по 05.03.19 г. - 19626 руб. 23 коп; с 06.03.19 г. по 20.03.19 г. - 18317 руб. 81 коп; с 21.03.2019 г. по 03.04.2019 г. - 17218 руб. 74 коп; с 04.04.19 г. по 17.04.19 г. - 17666 руб. 51 коп.; с 18.04.19 г. по 08.05.19 г. - 26465 руб. 26 коп; с 08.02.2019 г. по 17.04.2019 г. - 975 руб. 53 коп; с 09.05.19 г. по 29.05.19 г. - 25930 руб. 19 коп; с 30.05.19 г. по 13.06.19 г. - 19056 руб. 63 коп; с 14.06.2019 г. по 27.06.2019 г. - 17863 руб. 02 коп; c28.06.19 г. по 11.07.19 г. - 17410 руб. 27 коп; с 12.07.19 г. по 24.07.19 г. - 16052 руб. 02 коп; с 25.07.2019 г. по 07.08.2019 г. - 17286 руб. 80 коп..
Таким образом, в связи с действиями специалиста ФИО1, а именно: неправомерно принятым решением о назначении пособия по безработице гражданину Б.Н.А., как впервые признанному безработным лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданину Б.Н.А. было неправомерно выплачено пособие по безработице за период с 08.02.2019г. по 07.08.2019г. в сумме 222938 рублей 49 копеек.
29.03.2021 г. комиссией был составлен акт о результатах проведенной проверки осуществления социальных выплат гражданам. Комиссия пришла к выводу о том, что при исполнении своих трудовых функций начальником отдела трудоустройства ФИО1 были допущены виновные действия, выраженные в нарушении законодательных норм о занятости, в неисполнении своих должностных обязанностей, касающихся ведения приема (перерегистрации), назначения пособия по безработице гражданину Б.Н.А..
21.04.2021г. истцом было направлено Требование от 15.04.2021 № 1 о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю в размере среднего месячного заработка за 2019 год, в сумме 42239,03 руб., согласно ст. 241 ТК РФ.
Материальный ущерб, причиненный ГКУ ЦЗН г. Топки по вине бывшего работника в размере сорок две тысячи двести тридцать девять рублей 03 копейки (42239,03руб.) до настоящего времени не возмещен.
В судебное заседание представитель истца государственного казенного учреждения Центр занятости населения г.Топки не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что принятие решения о выплате или невыплате пособия по безработице от него не зависело. Все сведения о безработном заносятся в компьютерную программу, которая выявляет основания для назначения или не назначения выплаты пособия по безработице.
Ответчик ФИО1 представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в котором просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности для обращении в суд с исковым заявлением.
Обсудив доводы заявления, заслушав ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 работал с 19.03.2014г. по 06.12.2019г. в должности начальника отдела трудоустройства и осуществлял руководство отделом трудоустройства, в том числе вел прием безработных граждан, что подтверждается приказом 2-ЛС от 19.03.2014 г., трудовым договором № 38 от 19.03.2014 г., дополнительным соглашением № 1 к трудовым договором № 38 от 19.03.2014 г., дополнительным соглашением № 2 к трудовым договором № 38 от 19.03.2014 г., должностной инструкцией.
В ГКУ ЦЗН г. Топки (далее ЦЗН) работал Согласно и. 3.1.3 раздела 3 должностной инструкции в функции начальника отдела трудоустройства входило оказание государственных услуг, в соответствии с Административными регламентами, в том числе осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии си. 1.4 раздела 1 должностной инструкции - начальник отдела трудоустройства ФИО1 в своей трудовой деятельности руководствовался Конституцией РФ, трудовым кодексом РФ, федеральными законами, Законом о занятости населения в РФ законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации; документами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов государственной службы занятости; Административными регламентами, утвержденными приказами Департамента труда и занятости населения Кемеровской области; Законами Кемеровской области; приказами, решениями органов исполнительной власти; приказами и указаниями Департамента труда и занятости населения Кемеровской области; Уставом центра занятости; приказами директора центра, иными локальными актами ГКУ ЦЗН, указаниями заместителя директора; правилами внутреннего трудового распорядка центра; настоящей должностной инструкцией.
В соответствии с разделом 4 должностной инструкции начальника отдела трудоустройства ФИО1 в его обязанности входило:п. 4.1 руководство деятельностью отдела; п. 4.2 координация деятельности подчиненных ему сотрудников отдела трудоустройства; п. 4.3 контроль над работой отдела трудоустройства по исполнению Административных регламентов по предоставлению государственных услуг; п. 4.14 осуществление консультаций, регистраций, перерегистраций сельских жителей, обратившихся в целях поиска работы.
Согласно п. 6.1 раздела 6 должностной инструкции, начальник отдела трудоустройства ФИО1 несет ответственность за нарушение Закона о занятости населения в РФ, качество, достоверность предоставляемой информации и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, в соответствии с Административными регламентами.
Начальник отдела трудоустройства ФИО1 несет ответственность за нарушение ст. 34.1 Закона о занятости населения в РФ от 19.04.1991 № 1032-1, в связи с необоснованным принятием решения о размерах назначенного пособия по безработице, периодах его выплаты (п. 3.1.3 раздела 3 и п. 6.1 раздела 6 должностной инструкции).
ФИО1 с должностной инструкцией ознакомлен под роспись.
29.03.2021г. в процессе проведения проверки осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными было выявлено нарушение обязательных требований, установленных Законом о занятости населения, допущенные ответчиком.
ФИО1 было назначено пособие по безработице гражданину Б.Н.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоявшему на учёте в ЦЗН в качестве безработного в период с 08.02.2019г. по 07.08.2019г., в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Кемеровской области, как имеющему статус сироты и впервые признанному органами службы занятости безработным, несмотря на то, что гражданин Б.Н.А. уже обращался в ЦЗН в поиске работы и был признан безработным с назначением пособия в период с 21.07.2015 г. по 31.08.2015 г., то есть Б.Н.А. 08.02.2019г. повторно обратился в ЦЗН и повторно был признан безработным.
Так начальником отдела трудоустройства ФИО1 было допущено нарушение: специалист ФИО1 некорректно принял решение и сформировал приказ о назначении выплаты пособия по безработице гражданину Б.Н.А., как впервые признанному безработным, имеющему статус сироты, что повлекло за собой незаконную выплату пособия по безработице гражданину Б.Н.А. за период с 08.02.2019г. по 07.08.2019г. в сумме 222938 рублей 49 копеек.
В ходе служебного расследования комиссией было выявлено, что Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился 08.02.2019 г. в ГКУ ЦЗН г. Топки. Данный гражданин был закреплен на участке приема граждан, зарегистрированных в сельской местности, за начальником отдела трудоустройства ФИО1.
При постановке на учет Б.Н.А. предъявил справку из Управления образования Администрации Топкинского муниципального района от 07.02.2019г. о том, что он относится к числу лиц, имеющих статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, пособие по безработице было назначено в соответствии с п. 2 ст. 34.1. Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N1032-1 (ред. от 11.12.2018) в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации в качестве безработных, как впервые ищущему работу и впервые признанному безработным.
Б.Н.А. было перечислено пособие по безработице в следующие периоды: с 08.03.2019 г. по 18.02.2019 г.- 14872 руб. 31 коп; с 19.02.19 г. по 05.03.19 г. - 19626 руб. 23 коп; с 06.03.19г. по 20.03.19 г. - 18317 руб. 81 коп; с 21.03.2019 г. по 03.04.2019 г. - 17218 руб. 74 коп; с 04.04.19 г. по 17.04.19 г. - 17666 руб. 51 коп.; с 18.04.19 г. по 08.05.19 г. - 26465 руб. 26 коп; с 08.02.2019 г. по 17.04.2019 г. - 975 руб. 53 коп; с 09.05.19 г. по 29.05.19 г. - 25930 руб. 19 коп; с 30.05.19 г. по 13.06.1 9г. - 19056 руб. 63 коп; с 14.06.2019 г. по 27.06.2019 г. - 17863 руб. 02 коп; c28.06.19 г. пo 11.07.19г. - 17410 руб. 27 коп; с 12.07.19 г. по 24.07.19 г. - 16052 руб. 02 коп; с 25.07.2019 г. по 07.08.2019 г. - 17286 руб. 80 коп.
В связи с неправомерно принятым решением специалистом ФИО1, о назначении пособия по безработице гражданину Б.Н.А., как впервые признанному безработным лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданину Б.Н.А. было неправомерно выплачено пособие по безработице за период с 08.02.2019г. по 07.08.2019г. в сумме 222938 рублей 49 копеек.
Исследовав материалы личного дела и информацию в программном комплексе «Катарсис» в отношении безработного Б.Н.А., комиссия пришла к выводу, что вышеперечисленные действия специалиста являются неправомерными и незаконными.
29.03.2021 г. комиссией был составлен акт о результатах проведенной проверки осуществления социальных выплат гражданам. Комиссия пришла к выводу о том, что при исполнении своих трудовых функций начальником отдела трудоустройства ФИО1 были допущены виновные действия, выраженные в нарушении законодательных норм о занятости, в неисполнении своих должностных обязанностей, касающихся ведения приема (перерегистрации), назначения пособия по безработице гражданину Б.Н.А.:
неправомерно принятое решением о назначении пособия по безработице гражданину Б.Н.А., как впервые признанному безработным лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при повторном обращении в ЦЗН;
данные действия ФИО1 привели к незаконной выплате бюджетных средств - гражданину Б.Н.А. в виде выплаты пособия по безработице в сумме 222938 рубль 49 копейки;
все перечисленные факты являются нецелевым использованием бюджетных средств и тем самым ГКУ ЦЗН г. Топки был нанесен материальный ущерб в сумме 222938 рубль 49 копейки, т.к. выплаты пособия по безработице Центром занятости осуществляются из средств областного бюджета.
Согласно п. 1.5. Устава - Центр занятости является получателем средств областного бюджета, поступающих в бюджет Кемеровской области в виде субвенции федерального бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, в соответствии со ст. 7.1. Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Одним из переданных полномочий является осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде выплаты пособия по безработице.
21.04.2021г. ответчику было направлено Требование от 15.04.2021 № 1 о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю в размере среднего месячного заработка за 2019 год, в сумме 42239,03 рублей, до настоящего времени ущерб не возмещен.
Согласно части первой статьи 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне возмещает этот ущерб в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть третья статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации).
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (статья 233 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Как следует из приказа от 23.12.2020 года № 57 директора ГКУ ЦЗН г. Топки, была создана комиссия для проведения проверки соблюдения обязательных требований установленных законами РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.
Пунктом 2 указанного приказа было предписано провести проверку соблюдения требований при осуществлении социальных выплат за период с 01.01.2020г. по 23.12.2020г..
Согласно ст.247 Трудового кодекса РФ истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Как следует из материалов дела на дату 29.03.2021 г. составления комиссией акта о результатах проведенной проверки осуществления социальных выплат гражданам, ответчик ФИО1 проживал в другом регионе - Краснодарском крае.
Судом установлено, что истцом было направлено ответчику ФИО1 Требование № 1 от 15 апреля 2021 г. о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю.
Ответчик ФИО1, до обращения истца к нему с исковым заявлением в суд, не направил истцу своего объяснения.
Согласно ст.248 Трудового кодекса РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Обсуждая доводы письменных возражений ответчика ФИО1 о пропуске истцом срока исковой давности для обращении в суд с исковым заявлением, суд принимает во внимание следующее.
Статьей 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Как следует из Акта №5 от 29.03.2021г. причиненный ответчиком истцу материальный ущерб был обнаружен истцом 29.03.2021 года. Указанная дата является началом течения срока предусмотренного ст. 392 Трудового Кодекса РФ, поскольку указанный акт отражает факт неправомерной выплаты пособия Б.Н.А..
Исковое заявление истцом подано в суд 12 мая 2021 года, то есть в предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса срок в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно удовлетворенным исковым требованиям, государственная пошлина от которой истец освобожден при подаче иска составила1467 рублей 17 копеек.
При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования Абинский район государственная пошлина в размере 1467 рублей17 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Топки к ФИО1 о взыскании материального ущерба, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Топки сумму материального ущерба в размере сорок две тысячи двести тридцать девять рублей 03 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Муниципального образования Абинский район госпошлину в размере 1467 рублей 17 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Абинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Председательствующий: А.А. Холошин