63RS0№-53 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара «2» сентября 2021 года Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Бредихина А.В., при секретаре Лебедевой О.Б., с участием: ФИО1, действующей в качестве представителя истца ГКУСО «Центр занятости населения городского округа Самара», ответчика ФИО2, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2346/2021 по исковому заявлению ГКУСО «Центр занятости населения городского округа Самара» к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, УСТАНОВИЛ: ГКУ СО «Центр занятости населения городского округа Самара» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ответчик приказами № от ДД.ММ.ГГГГ был признан безработным и ему была назначена социальная выплата в виде пособия по безработице. Согласно информации поступившей из Пенсионного фонда РФ ФИО2 осуществлял трудовую деятельность в период получения пособия по безработице. Приказами № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был снят с регистрационного учета и ему прекращена выплата пособия по безработице. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику из средств федерального бюджета были перечислены в качестве пособия по безработице денежные средства в размере 54 070,11 руб. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика ФИО2 денежные средства в размере 54 070,11 руб. в качестве неосновательного обогащения. В судебном заседании представитель истца ГКУСО «Центр занятости населения городского округа Самара» ФИО1 заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, понятия предпринимательство и самозанятость по сути являются однокоренными понятиями, содержание которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающиеся по признаку формальной легализации. Понятие «занятые граждане» включает понятие «самозанятые», такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой. Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что трудовая деятельность им в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не велась, доходов он не получал, регистрация в качестве самозанятого ДД.ММ.ГГГГ произошла случайно, помимо его воли. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", государственная служба занятости населения включает: 1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) государственные учреждения службы занятости населения. Деятельность государственной службы занятости населения направлена, в том числе, на содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). В силу ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; - зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); - занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; - выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; - проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; - обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); - временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; - являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; - являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан. В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 7, 20 Правил регистрации безработных граждан, при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета. Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации). Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения, в том числе, в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем. Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В данном заявлении ФИО2, в том числе, указал, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ООО «Сберлогистика», и что является незанятым гражданином. Также в данном заявлении ФИО2 указал, что подтверждает достоверность сведений, представленных им для получения государственной услуги, и, что ознакомлен с положениями Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". На основании указанного заявления Государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» ДД.ММ.ГГГГ изданы приказы №, № в соответствии с которыми ФИО2 признан безработным и ему назначено соответствующе пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ сроком на шесть месяцев. Приказом Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» № от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок начисления ФИО2 пособия по безработице. ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил в адрес Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» электронное письмо, в котором сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован как самозанятый в МИФНС № 16 по Самарской области. В результате проверки указанной информации путём обращения к официальному ресурсу ФНС России «проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) Государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» было выявлено, что ФИО2 на дату ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым). Данные обстоятельства ФИО2 в ходе судебного разбирательства не оспаривал, при этом указывая на то, что его регистрация в качестве самозанятого произошла случайно, помимо его воли. В связи с выявлением факта предоставления ФИО2 недостоверных сведений, а именно, сокрытия занятости, приказами Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №ФИО2 снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), он исключен из начислений пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ и ему прекращена выплата пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные приказы ФИО2 в установленном законом порядке не оспаривал. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 выплачено пособие по безработице в размере 54 070,11 руб. Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы России ответчик ФИО2 (ИНН №) на ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятого). Из разъяснений Министерства труда и социальной защиты российской Федерации № 16-1/В-87 от 03.03.2020 года следует, что трактовка сущности понятия "самозанятость" содержится в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р. Разделом 5 данной Стратегии предусмотрено, что для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (для самозанятых граждан), будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности, в то же время указанные граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, в подзаконном нормативном правовом акте на формально-юридическом уровне нашла отражение дефиниция "самозанятый гражданин" как субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и данная дефиниция позволяет определить, что понятия "предпринимательство" и "самозанятость" по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы официально в этом качестве, а самозанятые граждане - нет. В целях легализации приносящей доход деятельности физических лиц - самозанятых граждан принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", согласно которому в ряде субъектов Российской Федерации физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности. Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. При этом в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - уведомление налоговых органов). С учетом изложенного полагаем, что граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие "занятые граждане" включает понятие "самозанятые", поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой. Указанные граждане подлежат снятию с регистрационного учета как занятые, при этом органы службы занятости не вправе учитывать их в качестве трудоустроенных. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имел права на получение пособия по безработице, при этом при регистрации в качестве безработного предоставил в Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» недостоверные сведения о занятости, в связи с чем, незаконно получил пособие по безработице в размере 54 070,11 руб. в результате недобросовестности с его стороны. Доводы ФИО2 о том, что он не знал и не мог знать о регистрации его в качестве самозанятого, являются несостоятельными и не опровергают выводы суда относительно необоснованности получения средств по безработице лицом, относящимся к категории занятых. ФИО2 перед тем, как встать на учет в качестве безработного, должен был убедиться в правильности собственного статуса. Сообщение достоверных сведений о себе при постановке на учет в качестве безработного является обязанностью лица, обратившегося с таким заявлением, в котором он расписывается за это. Доводы ФИО2 о том, что в обозначенный период он не занимался трудовой деятельностью, и, соответственно, не имел дохода, не принимаются судом во внимание, как не имеющие правового значения, так как физическое лицо приобретает статус самозанятного с момента его регистрации в государственном реестре, а утрачивает с момента внесения соответствующей записи об этом в реестре. При этом отсутствие дохода у ФИО2 в указанный период, также не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку в силу ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Таким образом, возможность признания гражданина безработным не обусловлена обязательностью отсутствия дохода, а связана с иными указанными в законе признаками. Неполучение дохода в спорный период не влияет на статус лица в качестве самозанятого. Довод ответчика о том, что сведения о его регистрации в качестве самозанятого являются технической ошибкой налогового органа, является голословным, какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждён, в связи с чем, также не может быть принят судом во внимание. В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Таким образом, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения. Согласно ч. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. В силу ст.1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Таким образом, поскольку судом установлено, что ответчик в результате недобросовестных действий с его стороны в отсутствие правового основания получил пособие по безработице в общей сумме 54 070,11 руб., т.е. неосновательно обогатился, требования истца о взыскании с ответчика данных денежных средств являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению. Также на основании ст.ст. 94-98, 103 ГПК РФ ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района Волжский Самарской области подлежат взысканию госпошлина в размере 1 822,10 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования ГКУСО «Центр занятости населения городского округа Самара» к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения. Взыскать с ФИО2 в пользу ГКУСО «Центр занятости населения городского округа Самара» сумму неосновательного обогащения в размере 54 070,11 руб. Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального района Волжский Самарской области госпошлину в размере 1 822,10 руб. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья А.В. Бредихин В окончательной форме решение изготовлено 08.09.2021 года. |