Дело № 2-2346/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.,
Помощника судьи Буровой Н.Б.,
При секретаре Станьковой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сочинской транспортной прокуратуры к ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Сочинская транспортная прокуратура обратилась в суд с иском к ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» о признании действий незаконными.
В обоснование иска указано следующее:
Сочинской транспортной прокуратурой в августе-сентябре 2021 года проведена проверка исполнения требований антимонопольного законодательства ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала.
Проверкой установлено, что АЧБФ ФГУП «Росморпорт» неправомерно, на систематической основе осуществляется взимание портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в Реестре маломерных судов должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком с судовладельцев маломерных судов взысканы портовые сборы, а именно, маячный, навигационный, транспортной безопасности акватории морского порта: с ФИО7 в размере 2284,16 руб., с ООО «АГ ФИО4» - 397,78 руб., ФИО2 - 116,48 руб., ФИО3 - 371,88 руб., ФИО8 - 3,47 руб., ФИО9 - 317,52 руб., ФИО10 - 18,15 руб., ФИО11 - 55,86 руб., ФИО24 - 12,58 руб., ФИО12 - 126,72 руб., ФИО13 - 370,12 руб., ФИО14 - 107,52 руб., ФИО15 - 1777,52 руб., ФИО16 - 55,35 руб., ФИО17 - 337,92 руб., ФИО18 - 46,46 руб., ФИО29 - 201,6 руб., ФИО19 - 502,36 руб., ФИО20 - 1572,48 руб., ФИО21 - 34,56 руб., ФИО22 - 130,56 руб., ФИО28 - 882,4 руб., ФИО23 - 1059,45 руб., а всего 10 782,9 руб.
Правила применения портовых сборов в морском порту Сочи установлены приказами ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), размещенными в открытом доступе на официальном сайте предприятия https://www.rosmorport.rU/filials/nvr_portcharges/#Sochi.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в морском порту и на подходах к нему взимаются плата за оказание услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта и обеспечению безопасности мореплавания. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно п. 5 ст. 19 Закона ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, установлен Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. 53 Перечня портовых сборов, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, в морском порту Сочи взимаются следующие портовые сборы: корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» установлено, что право взимания канального, навигационного, маячного и транспортной безопасности акватории морского сборов закреплено за ФГУП «Росморпорт».
Плательщики портовых сборов установлены Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» (далее - Приказ ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№). Согласно указанному Приказу ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ плательщиками портовых сборов являются российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица (пункт 1.2). Объектом обложения портовыми сборами являются суда, осуществляющие плавание под государственным флагом Российской Федерации (российские суда), и суда, осуществляющие плавание под флагами иностранных государств (иностранные суда) [12, пункт 1.3]. Основанием возникновения обязанности по уплате портовых сборов в общем случае являются заход судна в порт, выход судна из порта и проход акватории порта транзитом [пункт 1.2].
Согласно п. 1.1 Правил ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
При этом в соответствии с пп. 2 п. 1.12 Правил установлено, что ставки портовых сборов для маломерных судов не применяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.13 Правил, согласного которому для расчета с маломерными судами применяются ставки портовых сборов, в случае, если указанные суда осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров.
Аналогичная позиция отражена в информационном письме заместителя руководителя ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/75254/21 и от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/94877/21.
На маломерные суда, зарегистрированные в реестре маломерных судов, не распространяются положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области торгового мореплавания, в том числе и при осуществлении перевозок (обслуживания) пассажиров.
В нарушение указанных требований законодательства АЧБФ ФГУП «Росморпорт» осуществляется незаконное взимание портовых сборов с владельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В связи с выявленными нарушениями Сочинской транспортной прокуратурой директору АЧБФ ФГУП «Росморпорт» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп238 об устранении нарушений требований законодательства, которое ответчиком отклонено.
Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-ис следует, что действия АЧБФ ФГУП «Росморпорт» в части взимания портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениях Центра ГИМС ГУ МЧС России, законны и обоснованы, кроме того приведены примеры судебной практики.
Указанная судебная практика не может быть принята во внимание, поскольку касается вопросов взимания портовых сборов в приказном порядке, а также при обстоятельствах, не идентичных спорным правоотношениям.
Также, согласно ответу УФ АС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИУ94877/21, полученному на запрос Сочинской транспортной прокуратуры, ФГУП «Росморпорт» не вправе взимать сбор транспортной безопасности в морском порту Сочи с судовладельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениям ГИМС ГУ МЧС России.
Исходя из положений пп. 1.12 и 1.13 Правил применение ставок сбора транспортной безопасности аналогичны также в отношении маячного и навигационного сбора, что свидетельствует о невозможности взимания ФГУП «Росморпорт» с судовладельцев маломерных судов, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениям ГИМС ГУ МЧС России, маячного и навигационного сбора соответственно.
Таким образом, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» сформирована незаконная практика взимания портовых сборов, в частности, маячного, навигационного и сбора транспортной безопасности акватории порта, с судовладельцев маломерных судов, не используемых для осуществления грузовых операций или обслуживания пассажиров.
Начисление портовых сборов АЧБФ ФГУП «Росморпорт», согласно ответу АЧБФ ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ № Ф1060/СЧ-14/57-ИС, происходит на основании данных, представляемых СУДС АЧБФ ФГУП «Росморпорт», в том числе и идентификационного номера судна.
Тем самым, при формировании и выставлении квитанций по портовым сборам судовладельцам, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» по номеру судна может идентифицировать его как маломерное судно, зарегистрированное в территориальных отделениях Центра ГИМС ГУ МЧС России, с которого портовый сбор взиманию не подлежит.
Прокурорской проверкой установлено, что использование вышеуказанными лицами маломерных судов, а также иными судовладельцами в целях осуществления грузовых операций или обслуживания пассажиров не осуществлялось, лицензии Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным, морским транспортом пассажиров не выдавалась.
В соответствии с законодательством все маломерные суда, зарегистрированные в территориальных инспекторских отделениях ГИМС ГУ МЧС России, должны использоваться в некоммерческих целях, что исключает их использование в целях обслуживания пассажиров, в том числе в целях перевозки пассажиров, поскольку находящиеся на борту граждане по смыслу ст. 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации пассажирами не являются.
Так, из объяснений судовладельца маломерного судна с регистрационным номером Р0064ЛШ ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свое маломерное судно он использует в личных целях: для осуществления морских прогулок с друзьями и родственниками, лицензия на перевозку пассажиров морским (водным) транспортом им не получалась.
Кроме того, по поручению Сочинской транспортной прокуратуры ЛОП в морском порту Сочи проведена проверка по факту возможного осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров морским транспортом с использованием маломерного судна Р0064ЛШ, по результатам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ (№ от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с отсутствием события административного правонарушения, которое прокуратурой признано законным и обоснованным.
ФИО24, с которого АЧБФ ФГУП «Росморпорт взысканы маячный, навигационный и транспортной безопасности сборы общей суммой 12,58 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществил разовый выход в акваторию морского порта Сочи.
Аналогичным образом взысканы портовые сборы общей суммой 3,47 руб. с ФИО8
Незаконное взимание ответчиком портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, нарушают права и законные интересы как действующих владельцев маломерных судов, зарегистрированных в реестре маломерных судов ГИМС МЧС России, так и потенциальных судовладельцев маломерных судов, используемых не в коммерческих целях, круг которых определить и идентифицировать не представляется возможным, поскольку количественный показатель судов, находящихся в морском порту Сочи с учетом сезонности, спецификой города - курорта, меняется ежедневно, в связи с чем незаконные действия предприятия нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, в интересах которого в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по адресу ее филиала или представительства.
Таким образом, настоящее исковое заявление предъявляется по месту нахождения Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» по адресу: А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 22 Гражданского кодекса РФ, ст. 28, 45 ГПК РФ, истец просит:
Признать действия АЧБФ ФГУП «Росморпорт», выразившиеся во взимании портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в реестре маломерных судов должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России, незаконными.
Запретить ФГУП «Росморпорт» в лице АЧБФ ФГУП «Росморпорт» взимать портовые сборы с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в реестре маломерных судов должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России и используемых в некоммерческих целях.
В судебном заседании представитель истца – помощник Новороссийского транспортного прокурора ФИО25 настаивал на удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО26 возражала против удовлетворения и пояснила следующее:
Согласно ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществивших оказание соответствующих услуг в морском порту.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а ставки портовых сборов и правила их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (ч. ч. 4, 5 ст. 19 Закона № 261-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, согласно которому ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сочи взимает корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, транспортной безопасности акватории морского порта сборы.
Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации», а также приказом ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставок транспортной безопасности акватории морского порта за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сочи» утверждены ставки портовых сборов.
Сборы в портах взимаются в соответствии с Правилами применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила).
Согласно пункту 1.2 Правил портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.
В соответствии п. 1.13 Правил ставки портовых сборов для маломерных судов применяются, в случае если они осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров, а также буксировку между портами, не имеющими смежных акваторий.
Довод Истца о том, что судовладельцы маломерных судов, указанные в иске, не осуществляют использование маломерных судов в целях обслуживания пассажиров, т.к. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта судовладельцам не выдавались лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным, морским транспортом пассажиров и в письмах ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/75254/21 и от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/94877/21 сказано, что с судовладельцев маломерных судов портовые сборы не взимаются, не состоятелен и опровергается следующим.
В письме ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/75254/21 указано, что согласно п. 1.13 Правил для расчетов с судами, перечисленными в п. 1.11 и п. 1.12 (кроме спортивных парусных судов), применяются ставки портовых сборов, в случае если указанные суда осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров, а также буксировку между портами, не имеющими смежных акваторий.
Таким образом, Правила не связывают оплату портовых сборов с наличием соответствующей лицензии. В связи с изложенным, если судовладелец маломерного судна осуществляет обслуживание пассажиров в отсутствие соответствующей лицензии, он по смыслу п. 1.13 Правил не освобождается от оплаты портовых сборов.
Доказательством того, что судовладельцы осуществляют пользование судами не в личных целях, а для коммерческого использования служит в частности то большое количество совершаемых судами судозаходов (вход и выход) в порт и количество перевозимых ими пассажиров.
Так, согласно реестру входов/выходов судов в морской порт Сочи, представленного СУДС Сочинского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», принадлежащее ФИО2 судно АС 04-64 RUS23 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совершило 576 судозаходов, которые совершались регулярно и в отдельные дни их количество составляло 8-10 судозаходов, а количество пассажиров от 8 до 11 человек (Реестр прилагается).
Так, ДД.ММ.ГГГГ судно АС 04-64 RUS23 совершило 7 судозаходов с количеством пассажиров на борту от 3 до 11 человек, что свидетельствует об осуществлении операций по обслуживанию пассажиров и использовании судна в коммерческих целях.
Согласно реестру выходов судов, представленного СУДС Сочинского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», принадлежащее ФИО20 судно VENECIYA Р 39-55 КЭ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совершило 714 судозаходов, которые совершались регулярно (практически каждый день) и в отдельные дни их количество составляло от 8-10 судозаходов, а количество пассажиров составляло от 8 до 11 человек (Реестр прилагается).
Так, ДД.ММ.ГГГГ судно VENECIYA Р 39-55 КЭ совершило 5 судозаходов с количеством пассажиров на борту от 2 до 11 человек, что свидетельствует об осуществлении операций по обслуживанию пассажиров и использовании судна в коммерческих целях.
Согласно реестру выходов судов, представленного СУДС Сочинского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», принадлежащее ФИО15 судно CASABLANCA A00710RUS23 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совершило 204 судозахода, которые совершались регулярно (практически каждый день) и в день количество судазаходов составляло от 8 - 10, а количество пассажиров составляло от 8 до 11 человек в один судозаход (Реестр прилагается).
Так, ДД.ММ.ГГГГ судно CASABLANCA A00710RUS23 совершило 5 судозаходов с количеством пассажиров на борту от 4 до 9 человек, что свидетельствует об осуществлении операций по обслуживанию пассажиров и использовании судна в коммерческих целях.
Позиция Ответчика об обоснованности применения ставок портовых сборов к судовладельцам маломерных судов подтверждается судебной практикой (прилагается):
- Решением (упрощенное производство) Мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №;
- Судебным приказом Мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №;
- Апелляционным определением Красноглинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу№;
- Заочным решением Мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №;
- Решением (упрощенное производство) Мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Необходимо отметить, что оплата портовых сборов осуществляется судовладельцами на основании (и во исполнение) договоров, заключенных между Судовладельцем и Ответчиком либо (при отсутствии договора) по решению суда.
Так, между Ответчиком и ФИО1 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ о порядке перечисления портовых сборов для маломерных судов в морском порту Сочи (далее - Договор).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ФИО1 на основании судового билета судно - катер «Катамаран» совершило 300 судозаходов в морской порт Сочи, согласно реестру выходов судов, представленного СУДС Сочинского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт».
Согласно судовому билету от ДД.ММ.ГГГГ№ собственником судна является ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ судовладельцу направлены счета на оплату задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 985,62 руб. До настоящего времени задолженность не погашена, счета не оплачены.
В соответствии с п. 4.1. Договора Судовладелец оплачивает портовые сборы по ставкам и в соответствии с Правилами, определенными ФАС России.
В соответствии с п. 4.4. Договора оплата портовых сборов осуществляется в течение 10 дней с момента получения счета от Ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность в течение 10 дней с момента получения претензии. В настоящее время претензионные требования удовлетворены (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 в адрес Ответчика направлена заявка на заключение договора по предоставлению услуг по обеспечению судоходства в морском порту Сочи, после чего ДД.ММ.ГГГГФИО2 произведена оплата (аванс) за портовые сборы.
Портовые сборы, взимаемые Ответчиком в морских портах Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Тамань, ФИО5 и Туапсе, оплачиваются судовладельцами, агентами судовладельца и иными уполномоченными судовладельцем лицами в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах и на подходах к ним. Указанный договор размещен на официальном сайте ФГУП «Росморпорт» в сети интернет https ://www.rosmoфort.ru/^^lials/nvr_portcharges/.
Договор заключается путем его акцепта, в том числе без подписания его сторонами и является равносильным договору, подписанному сторонами.
Акцептом считается любое письменное уведомление судовладельцем (агентом судовладельца, иным уполномоченным лицом судовладельца) о заходе судна в морской порт, направленное в соответствии с обязательными постановлениями, действующими в соответствующем морском порту, либо совершение конклюдентных действий, направленных на получение услуг предприятия в связи с заходом/выходом и пребыванием судна в морском порту, проходом акватории морского порта транзитом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащее ФИО2 согласно судовому билету от ДД.ММ.ГГГГ № АА 248732 парусно-моторное судно совершило 576 судозаходов в морской порт Сочи, согласно реестру выходов судов, представленного СУДС Сочинского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт».
ДД.ММ.ГГГГ Судовладельцу направлены счета на оплату задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 164,24 руб. До настоящего времени задолженность не погашена, счета не оплачены.
Фактически между ФГУП «Росморпорт» и ФИО2 возникли договорные отношения по предоставлению услуг по обеспечению судоходства в морском порту Сочи.
Указанное подтверждается не только заявкой от ДД.ММ.ГГГГ на заключение соответствующего договора и конклюдентными действиями (вход и выход из морского порта Сочи), но и оплатой портовых сборов со стороны ФИО2 (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 была направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность в течение 10 дней с момента получения претензии. В настоящее время претензионные требования не удовлетворены.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), полученных в отношении ФИО3, основным видом экономической деятельности является деятельность морского пассажирского транспорта (50.10 ОКВЭД).
Кроме этого, ФИО3 имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ № МР-2 0040092 на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, что также следует из выписки из ЕГРИП.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании ФИО3 судна при осуществлении именно предпринимательской деятельности по обслуживанию пассажиров, и в соответствии с п. 1.13 Правил для расчёта с судном применяются ставки портовых сборов.
Ответчик различает разовые прогулки собственника судна от коммерческого использования судна на регулярной основе с пассажирами на борту, что подтверждается следующим.
Согласно пункту «е» правила 2 части А главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (COJLAC-74) термин «пассажир» означает всякое лицо, за исключением: капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих или выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна; и ребенка не старше одного года.
В соответствии с подпунктом 1.1.1 пункта 1.1 части 1 Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства (2019 года НД №) пассажиром является всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие- либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года. При этом под понятием «специальный персонал» в данных Правилах понимаются лица, находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна или в связи с проведением на борту судна специальных работ.
Таким образом, все лица, находящиеся на судне, за исключением капитана судна, членов экипажа и специального персонала являются пассажирами.
В связи с этим отсутствие у судовладельца маломерного судна заключенного договора перевозки пассажиров, а также лицензии на осуществление деятельности по перевозке морским транспортом пассажиров не свидетельствует, что фактически деятельность по перевозке пассажиров указанным судовладельцем не осуществляется.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 1.13 Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№, маломерные суда, осуществляющие обслуживание пассажиров, должны оплачивать портовые сборы.
Ответчик правомерно, в соответствии с требованиями законодательства начислил портовые сборы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владельцам маломерных судов: ФИО7, ООО «АГ ФИО4», ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО27, ФИО10, ФИО24, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО28, ФИО29, ФИО11, так как данные судовладельцы осуществляли коммерческое пользование судами (для обслуживания пассажиров).
Доказательством использования судов в коммерческих целях служит в частности количество совершаемых судами судозаходов (вход и выход) в порт и количество перевозимых пассажиров, также отсутствие со стороны судовладельцев претензий о неправомерном начислении сборов.
Истец просит суд признать действия Ответчика, выразившиеся во взимании портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в реестре маломерных судов должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России, незаконными, однако доказательств признания таких действий незаконными не приведены.
Напротив, Ответчик считает, что действия перечисленных Истцом в заявлении лиц: ФИО7, ООО «АГ ФИО4», ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО24, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО28, ФИО29, ФИО11, которые на постоянной основе осуществляют коммерческое пользование судами, должны были вызвать законный интерес со стороны соответствующих органов, осуществляющих надзор за безопасностью перевозки пассажиров в виду необходимости особого надзора как за состоянием транспортных средств, так и уплатой налогов указанными лицами.
Ответчик обращается в судебные органы с требованием взыскания портовых сборов с судовладельцев, если они не уплачивают такие сборы, и уже в судебном порядке указанные лица должны доказывать, что они используют суда не в коммерческих целях и потому должны быть освобождены от уплаты сборов. Таким образом, отказ во взимании портовых сборов с конкретного судовладельца и даст квалификацию действий Ответчика по обоснованному или необоснованному требованию уплаты портовых сборов.
В рамках настоящего дела Истец не представил доказательств того, что судовладельцы используют суда не в коммерческих целях, но при этом оплатили портовые сборы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сочинской транспортной прокуратурой в августе-сентябре 2021 года проведена проверка исполнения требований антимонопольного законодательства ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала.
Проверкой установлено, что АЧБФ ФГУП «Росморпорт» неправомерно, на систематической основе осуществляется взимание портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в Реестре маломерных судов должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком с судовладельцев маломерных судов взысканы портовые сборы, а именно, маячный, навигационный, транспортной безопасности акватории морского порта: с ФИО7 в размере 2284,16 руб., с ООО «АГ ФИО4» - 397,78 руб., ФИО2 - 116,48 руб., ФИО3 - 371,88 руб., ФИО8 - 3,47 руб., ФИО9 - 317,52 руб., ФИО10 - 18,15 руб., ФИО11 - 55,86 руб., ФИО24 - 12,58 руб., ФИО12 - 126,72 руб., ФИО13 - 370,12 руб., ФИО14 - 107,52 руб., ФИО15 - 1777,52 руб., ФИО16 - 55,35 руб., ФИО17 - 337,92 руб., ФИО18 - 46,46 руб., ФИО29 - 201,6 руб., ФИО19 - 502,36 руб., ФИО20 - 1572,48 руб., ФИО21 - 34,56 руб., ФИО22 - 130,56 руб., ФИО28 - 882,4 руб., ФИО23 - 1059,45 руб., а всего 10 782,9 руб.
Правила применения портовых сборов в морском порту Сочи установлены приказами ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), размещенными в открытом доступе на официальном сайте предприятия https://www.rosmorport.rU/filials/nvr_portcharges/#Sochi.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в морском порту и на подходах к нему взимаются плата за оказание услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта и обеспечению безопасности мореплавания. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно п. 5 ст. 19 Закона ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, установлен Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. 53 Перечня портовых сборов, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, в морском порту Сочи взимаются следующие портовые сборы: корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» установлено, что право взимания канального, навигационного, маячного и транспортной безопасности акватории морского сборов закреплено за ФГУП «Росморпорт».
Плательщики портовых сборов установлены Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» (далее - Приказ ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№). Согласно указанному Приказу ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ плательщиками портовых сборов являются российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица (пункт 1.2). Объектом обложения портовыми сборами являются суда, осуществляющие плавание под государственным флагом Российской Федерации (российские суда), и суда, осуществляющие плавание под флагами иностранных государств (иностранные суда) [12, пункт 1.3]. Основанием возникновения обязанности по уплате портовых сборов в общем случае являются заход судна в порт, выход судна из порта и проход акватории порта транзитом [пункт 1.2].
Согласно п. 1.1 Правил ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
При этом в соответствии с пп. 2 п. 1.12 Правил установлено, что ставки портовых сборов для маломерных судов не применяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.13 Правил, согласного которому для расчета с маломерными судами применяются ставки портовых сборов, в случае, если указанные суда осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров.
Аналогичная позиция отражена в информационном письме заместителя руководителя ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/75254/21 и от ДД.ММ.ГГГГ № ПИ/94877/21.
На маломерные суда, зарегистрированные в реестре маломерных судов, не распространяются положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области торгового мореплавания, в том числе и при осуществлении перевозок (обслуживания) пассажиров.
В нарушение указанных требований законодательства АЧБФ ФГУП «Росморпорт» осуществляется незаконное взимание портовых сборов с владельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В связи с выявленными нарушениями Сочинской транспортной прокуратурой директору АЧБФ ФГУП «Росморпорт» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп238 об устранении нарушений требований законодательства, которое ответчиком отклонено.
Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-ис следует, что действия АЧБФ ФГУП «Росморпорт» в части взимания портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениях Центра ГИМС ГУ МЧС России, законны и обоснованы, кроме того приведены примеры судебной практики.
Указанная судебная практика не может быть принята во внимание, поскольку касается вопросов взимания портовых сборов в приказном порядке, а также при обстоятельствах, не идентичных спорным правоотношениям.
Также, согласно ответу УФ АС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПИУ94877/21, полученному на запрос Сочинской транспортной прокуратуры, ФГУП «Росморпорт» не вправе взимать сбор транспортной безопасности в морском порту Сочи с судовладельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениям ГИМС ГУ МЧС России.
Исходя из положений пп. 1.12 и 1.13 Правил применение ставок сбора транспортной безопасности аналогичны также в отношении маячного и навигационного сбора, что свидетельствует о невозможности взимания ФГУП «Росморпорт» с судовладельцев маломерных судов, зарегистрированных в территориальных инспекторских отделениям ГИМС ГУ МЧС России, маячного и навигационного сбора соответственно.
Таким образом, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» сформирована незаконная практика взимания портовых сборов, в частности, маячного, навигационного и сбора транспортной безопасности акватории порта, с судовладельцев маломерных судов, не используемых для осуществления грузовых операций или обслуживания пассажиров.
Начисление портовых сборов АЧБФ ФГУП «Росморпорт», согласно ответу АЧБФ ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ № Ф1060/СЧ-14/57-ИС, происходит на основании данных, представляемых СУДС АЧБФ ФГУП «Росморпорт», в том числе и идентификационного номера судна.
Тем самым, при формировании и выставлении квитанций по портовым сборам судовладельцам, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» по номеру судна может идентифицировать его как маломерное судно, зарегистрированное в территориальных отделениях Центра ГИМС ГУ МЧС России, с которого портовый сбор взиманию не подлежит.
Прокурорской проверкой установлено, что использование вышеуказанными лицами маломерных судов, а также иными судовладельцами в целях осуществления грузовых операций или обслуживания пассажиров не осуществлялось, лицензии Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным, морским транспортом пассажиров не выдавалась.
В соответствии с законодательством все маломерные суда, зарегистрированные в территориальных инспекторских отделениях ГИМС ГУ МЧС России, должны использоваться в некоммерческих целях, что исключает их использование в целях обслуживания пассажиров, в том числе в целях перевозки пассажиров, поскольку находящиеся на борту граждане по смыслу ст. 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации пассажирами не являются.
Так, из объяснений судовладельца маломерного судна с регистрационным номером Р0064ЛШ ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свое маломерное судно он использует в личных целях: для осуществления морских прогулок с друзьями и родственниками, лицензия на перевозку пассажиров морским (водным) транспортом им не получалась.
Кроме того, по поручению Сочинской транспортной прокуратуры ЛОП в морском порту Сочи проведена проверка по факту возможного осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров морским транспортом с использованием маломерного судна Р0064ЛШ, по результатам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ (№ от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с отсутствием события административного правонарушения, которое прокуратурой признано законным и обоснованным.
ФИО24, с которого АЧБФ ФГУП «Росморпорт взысканы маячный, навигационный и транспортной безопасности сборы общей суммой 12,58 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществил разовый выход в акваторию морского порта Сочи.
Аналогичным образом взысканы портовые сборы общей суммой 3,47 руб. с ФИО8
В соответствии п. 1.13 Правил ставки портовых сборов для маломерных судов применяются, в случае если они осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров, а также буксировку между портами, не имеющими смежных акваторий.
Суд учитывает, что критерием получения права взимать портовые сборы с судовладельцев маломерных судов является наличие лицензии на перевозку пассажиров или грузов. Отсутствие такой лицензии делает перевозку пассажиров или грузов незаконными. Взимание портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, осуществляющих незаконную перевозку пассажиров или грузов, не допускается в силе незаконности этих перевозок. Однако ответчик взимает с них сборы.
Кроме этого, Росмотрпорт не обладает полномочиями о проведении мероприятий по установлению факта ведения судовладельцами маломерных судов предпринимательской деятельности.
Незаконное взимание ответчиком портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, нарушают права и законные интересы как действующих владельцев маломерных судов, зарегистрированных в реестре маломерных судов ГИМС МЧС России, так и потенциальных судовладельцев маломерных судов, используемых не в коммерческих целях,
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», выразившиеся во взимании портовых сборов с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в реестре маломерных судов, должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России, и используемых в некоммерческих целях - не законными.
Запретить ФГУП «Росморпорт» в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» взимать портовые сборы с судовладельцев маломерных судов, поставленных на учет в реестре маломерных судов, должностными лицами территориальных инспекторских отделений Центра ГИМС ГУ МЧС России, и используемых в некоммерческих целях. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанциювого суда через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Кириленко И.В.