ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2347/2022 от 10.03.2023 Дмитровского городского суда (Московская область)

50RS0005-01-2022-002702-80

Дело № 2-46/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2023 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Калюжной А.С., при секретаре судебного заседания Медведевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к МУП "Некрасовский водоканал", Администрации Дмитровского г.о. МО об обязании заключить соглашение,

при участии: представителей истца по доверенности ФИО11 и ФИО1, представителя ответчика по доверенности – МУП "Некрасовский водоканал" ФИО12

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к МУП «НЕКРАСОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» об обязании заключить соглашение о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). В обосновании требований, ссылается на то, она является собственником электросетевого хозяйства, ответчик подключен к ее сетям; ранее к сетям был подключен Водозабор, однако, о перемене стороны истцу не было известно; истец считает, что ответчик МУП «Некрасовский водоканал» должен заключить с ней соглашение о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения, поскольку сама не использует электроэнергию, но несет бремя содержания и оплату фактических потерь; истец обращалась к ответчику с офертой о заключении соглашения.

В судебное заседание истец не явилась, ее представители по доверенности просили удовлетворить требования.

Представитель ответчика МУП «Некрасовский водоканал» возражала в удовлетворении требований в части заключения соглашения на тех условиях, которые им предложила истец, но в части, что соглашение должно быть заключено не возражала.

Ответчик – Администрация Дмитровского г.о. МО, представитель в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, так как не являются стороной по делу, а также никто не чинит препятствий в заключении соглашения, обязывать совершить действие невозможно.

Третье лицо - АО «Мосэнергосбыт» и ПАО «Россети Московской регион», КУИ Московской области, представитель в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является собственником нежилых зданий – электроподстанций К, электроподстанций К (л.д.74-79, 156-164), что также подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.150-155).

ФИО8 имеет кабельную линию высокого напряжения, по которой осуществляется переток потребляемой электроэнергии от «Катуар» по фидерам и к подстанции которая трансформируется на трансформатарах <данные изъяты> (2 шт) и через входные ворота направляется на 4 фидера.

Из акта об осуществлении технологичного присоединения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ПАО «Московская областная электросетевая компания» выделила ФИО8 мощность <данные изъяты> кВа (питающий центр <данные изъяты> Катуар. <данные изъяты>2) (л.д.12-14, 62-69).

Из акта об осуществлении технологичного присоединения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ПАО «Россети Московской области» выделила ФИО8 мощность <данные изъяты> кВа (питающий центр <данные изъяты> Катуар. <данные изъяты>, фид.2) (л.д.181-186).

К материалам дела приобщена схема технологического присоединения и расположения объектов потребления электроэнергии (л.д.67, 87).

На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Дмитровского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-Р, акта передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ МУП «НЕКРАСОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» стало собственником имущества, указанного в приложении 1 к распоряжению, по адресу: <адрес> (л.д.28-29).

Между АО «Мосэнергосбытом» и МУП «НЕКРАСОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор энергоснабжения , с поименованным оборудованием, расположенном по спорному адресу (л.д.30-38, 98-121).

Истец ссылается на отсутствие с ней соглашения о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения, поскольку в настоящее время к его сетям присоединен ответчик МУП «Некрасовский водоканал».

Федеральный закон "Об электроэнергетике" определяет общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в указанной сфере. К этим принципам, в частности, относятся: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики (абзац четвертый пункта 1 статьи 6); достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац шестой пункта 1 статьи 6 и абзац четвертый пункта 1 статьи 20); обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (абзац восьмой пункта 1 статьи 6); обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (абзац пятый пункта 1 статьи 20). Услуги по передаче электрической энергии, согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике", представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 данного Федерального закона (абзац двенадцатый статьи 3).

В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).

Правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках электрической энергии наделены территориальные сетевые организации. Они оказывают названные услуги на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии и установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа. При этом, согласно пункту 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V данных Правил, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства после утраты ими статуса территориальной сетевой организации обязаны как потребители электрической энергии продолжать эксплуатацию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6, и не вправе препятствовать перетоку через их объекты электросетевого хозяйства электрической энергии иным потребителям и требовать за это оплату (пункт 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и абзац первый пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в круг прав и обязанностей указанных собственников (владельцев) не входят, в частности, следующие функции территориальных сетевых организаций, необходимые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии: осуществление нормативно установленного комплекса мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (статья 3); регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, установленными указанным органом (пункт 7 статьи 25); осуществление инвестиционных программ, направленных на расширение электрических сетей (пункт 1 статьи 26 и пункт 6 статьи 29). Кроме того, указанные собственники (владельцы) не несут ответственности перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1 статьи 38 названного Федерального закона).

При этом деятельность собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства по обеспечению перетока электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, не предусматривающая в системе действующего правового регулирования получение от нее дохода как от предпринимательской или иной экономической деятельности, является одним из средств обеспечения передачи территориальными сетевыми организациями электрической энергии потребителям. Такой переток осуществляется в имеющих публичное значение интересах потребителей электрической энергии тогда, когда другие способы технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций технически невозможны или экономически для них не выгодны.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих таким собственникам (владельцам) объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются ими в рамках заключенных договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (пункт 129);при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены их объекты электросетевого хозяйства (пункт 130).

Действующее законодательство наделяет владельца энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, правом опосредованного присоединения к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц по согласованию с соответствующей территориальной сетевой организацией и при условии соблюдения выданных ранее технических условий. При этом стороны такого опосредованного присоединения заключают соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, в котором, в частности, предусматривают порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункты 40(4), 40(5), 40(7) и 40(8) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям).

Это означает, что потребитель электрической энергии не лишен возможности обусловить свое согласие на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иного лица к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства этого потребителя электрической энергии включением в соглашение о перераспределении мощности между сторонами опосредованного присоединения положения, согласно которому потери электрической энергии в его электрических сетях, связанные с перетоком через них электрической энергии иному лицу, возлагаются частично или в полном объеме на это лицо.

Кроме несения расходов на оплату потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, собственники (владельцы) таких объектов, в силу возложенного на них статьей 210 ГК Российской Федерации бремени содержания принадлежащего им имущества, несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям.

Истец указывает, что она не может осуществлять переток энергии бесплатно, поскольку ей необходимы средства для содержания электросетевого хозяйства.

Пунктом 40(8) Правил технологического присоединения предусмотрены условия, которые должны содержать соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения: а) величина мощности, перераспределяемой в рамках опосредованного присоединения, между принадлежащими сторонам энергопринимающими устройствами; б) порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимаюших устройств.

Акт технологического присоединения подписан первоначально ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного от ДД.ММ.ГГГГ, смена абонента произошла ДД.ММ.ГГГГ, повторное технологическое присоединение не требовалось.

Пункт 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категория надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Пунктом 40(9) Правил технологического присоединения предусмотрено направление уведомления об опосредованном присоединении и прилагаемых к нему документов в сетевую организацию, но не установлено законом запрета на опосредованное присоединение в случае неполучения такого уведомления и его согласования сетевой организацией.

Так, сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации, через присоединенную сеть другому лицу (субабоненту).

ФИО2 осуществляет распределение электроэнергии в пользу энергоустановок МУП «НЕКРАСОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» в порядке статьи 545 ГК РФ, не выступая в отношении них, как гарантирующий поставщик или сетевая организация, а перераспределяя на его энергоустановки электроэнергию как субабоненту.

Законодатель не предусматривает специальной формы документа согласования субабонентов с гарантирующим поставщиком, равно как и последствий отсутствия такого согласования, либо их обязательное указание в договоре энергоснабжения, однако, исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П. "По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН" усматривается, что отсутствие правового механизма взыскании фактических потерь с собственника сети, не могут служить основанием для оплаты собственником стоимости потерь, возникающих при эксплуатации сетевого хозяйства.

Суд приходит к выводу, что собственник электросетевого хозяйства имеет право требовать в установленном порядке возмещения понесенных и оплаченных ими расходов на переток электрической энергии с ответчика, и считает, что заключение соглашения о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения не будет ущемлять права ответчика, противоречить закону, а выступит гарантом защиты прав истца, как непосредственного участника конечной цели ответчика.

Ответчик МУП «Некрасовский водоканал», как основной потребитель, не согласился с условиями предложенными истцом в соглашении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд не может удовлетворить требования о заключении соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку соглашение подразумевает согласие ответчика с тем, что истец является собственником сетевого хозяйства, несет расходы по его содержанию и оплате фактических потерь и т.д., типового согласия для урегулирования данного вопроса нет.

Таким образом, суд обязывает МУП «НЕКРАСОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Некрасовский водоканал» муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении мощности в рамках опосредованного присоединения.

В удовлетворении требования о заключении соглашения от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Дмитровский городской суд Московской области.

Судья

Дмитровского городского суда А.С. Калюжная