г. Луга 03 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2-297/2018)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Сайко Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
прокурора Фанибарова Р.А.
гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО об обязании приостановить строительство индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Лужского муниципального района и ФИО в котором просил:
- признать недействующим разрешение на строительство №, выданное ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лужского муниципального района ответчику ФИО
- обязать ФИО приостановить строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на строительство в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от заявленных к администрации Лужского муниципального района требований о признании недействующим выданного ФИО разрешения на строительство в связи с добровольной отменой оспариваемого разрешения. Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части на удовлетворении требований участвующий в деле прокурор Фанибаров Р.А. настаивал указав, что по результатам проверки соблюдения законодательства, направленного на защиту особо охраняемых природных территорий, установлено, что д. Завердужье Волошовского сельского поселения Лужского района входит в границы государственного природного комплексного заказника «Сяберский».
Администрацией Лужского муниципального района ДД.ММ.ГГГГФИО выдано разрешение на строительство № сроком действия на десять лет для строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Государственный природный комплексный заказник «Сяберский» организован на основании решения Леноблисполкома от 29.03.1976 №145 «О создании заказдников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области» и постановления Правительства Ленинградской области №494 от 26.12.1996. В соответствии с Положением о государственном природном комплексном заказнике «Сяберский», утвержденном постановлением правительства Ленинградской области №175 от 25.05.2012, с целью защиты природных комплексов заказника от неблагоприятного антропогенного воздействия, на его территории вводится особый правовой режим, который обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории рек и озер, входящих в границы заказника.
Государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Выдача разрешений на строительство на территории данного природного заказника входит в компетенцию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выдача органом местного самоуправления указанного разрешения на строительство противоречит требованиям действующего законодательства.
Ответчик ФИО в ходе судебного разбирательства заявленные требования признал, в связи с чем, представил в материалы дела соответствующее заявление.
Администрация Лужского муниципального района, администрация, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
В судебном заседании 30.03.2018 в порядке, предусмотренном статьей 157 ГПК РФ, объявлен перерыв до 03.04.2018 до 16 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом с участием прокурора - Фанибарова Р.А.
После перерыва в судебное заседание не явился ответчик - ФИО
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьих лиц.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч.1).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли (ч.2).
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.4).
Согласно ст. 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (ч.1).
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (ч.2).
Ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч.1).
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (ч.3).
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (ч.5).
С целью защиты природных комплексов заказника от неблагоприятного антропогенного воздействия, на его территории введен режим ограниченного хозяйственного пользования (п.12).
В соответствии с ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1).
Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория (п.6 ч.5).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 г. № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено Положение «О государственном природном заказнике «Череменецкий», согласно п. 8 которого государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Обеспечение функционирования особо охраняемой природной территории осуществляет Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области».
Исходя из изложенного, государственный природный комплексный заказник «Сяберский» находится в ведении органов исполнительной власти Ленинградской области, государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Соответственно в его компетенцию входит выдача разрешений на строительство на территории данного природного заказника.
Судом установлено:
На основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области и ФИО, последний является арендатором земельного участка площадью 5000 кв. метров, с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилого дома), расположенный по адресу: <адрес>
Договор аренды земельного участка зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком в ЕГРН, о чем свидетельствует выписка.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лужского муниципального района ФИО выдано разрешение на строительство № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ для строительства жилого дома на указанном земельном участке (л.д.05,оборот).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Лужского муниципального района № отменено разрешение на строительство, выданное на имя ФИО
На запрос прокурора, администрацией Лужского муниципального района представлены в прокуратуру списки выданных разрешений на строительство жилых домов на земельных участках, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 г. № 494 утверждено Положение о государственном заказнике «Сяберский».
Согласно пункту 4 Положения заказник расположен на территории муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области, в 35 километрах западнее г. Луги, в <...>, 49-55, 56 (часть), 59-63, 64 (часть), 70-78, 86-90, 116-119, 120 (часть), 121 (часть) Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества, кварталах 13 (часть), 16 (часть), 19-23, 47 (часть), 48, 50 (часть) Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества, на землях Волошовского сельского поселения.
Пункт 9 Положения определяет, что северная граница проходит от северо-западного угла квартала 32 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества по северным границам кварталов 32, 33, 28, 29 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества до пересечения с западной границей квартала 47 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества, далее на север по западной границе квартала 47 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества до реки Саба, далее вверх по течению по оси реки Саба до устья реки Лунья;
восточная граница проходит от устья реки Лунья вверх по течению реки Лунья по ее оси до трассы мелиоративного канала в квартале 56 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества, далее по оси указанного мелиоративного канала на юго-восток, затем на юго-запад через кварталы 56, 64 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества до пересечения указанного мелиоративного канала с восточной границей квартала 78 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества, далее на юг по восточным границам кварталов 78, 90 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества до юго-восточного угла квартала 90 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества, далее на юг по оси мелиоративного канала Вердуга до его поворота на восток, далее по прямой на юг до точки пересечения с северной границей полосы отвода автомобильной дороги деревня Сяберо - поселок Волошово;
южная граница проходит от указанной выше точки на запад по северной границе полосы отвода автомобильной дороги деревня Сяберо - поселок Волошово до деревни Затрубичье, далее по проселочной дороге через деревню Затрубичье, далее на запад по указанной дороге, проходящей по южной границе квартала 21 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества, до пересечения указанной дороги в деревне Жилое Горнешно с дорогой на озеро Лебевое, далее по дороге на озеро Лебевое, на юго-запад вдоль западной границы земельного участка с кадастровым номером № и далее через квартал 24 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества, кварталы 121, 120 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества до северо-западного угла квартала 120 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества, далее на запад по прямой, являющейся продолжением северной границы указанного квартала до пересечения с западной границей квартала 50 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества;
западная граница проходит от указанной выше точки на север по западным границам квартала 50 Шильцевского участкового лесничества Лужского лесничества, кварталов 86, 70, 59, 49, 32 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества к исходной точке в северо-западном углу квартала 32 Сяберского участкового лесничества Лужского лесничества.
В письменных возражениях на заявленные требования Комитет по природным ресурсам Ленинградской области указал, что по имеющимся в отделе особо охраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета информации земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах указанной выше особо охраняемой природной территории регионального значения Ленинградской области.
В ходе судебного разбирательства ответчик не опроверг какими-либо доказательствами сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах заказника.
Доводы ответчика о том, что границы заказника не установлены по средством проведения межевания и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, не могут быть приняты судом во внимание.
Наличие в п. 4 Положения о государственном природном заказнике «Сяберский» описания границ заказника, а также совокупность представленных по делу доказательств позволяют сделать вывод о статусе спорного земельного участка.
Отсутствие в государственном земельном кадастре соответствующих сведений, не умаляет статус земель, вошедших в территорию заказника, как земель особо охраняемых природных территорий, поскольку территория заказника в установленных границах относится к особо охраняемой природной территории в силу норм закона. Данное обстоятельство не лишает суд возможности определить его принадлежность к землям особо охраняемых территорий с помощью иных доказательств.
Следовательно, отсутствие на местности границ заказника не изменяет и не отменяет установленный нормативными правовыми актами статус особо охраняемых земель и не исключает действие в отношении него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 3 постановления и.о. главы администрации Лужского муниципального района от 16.01.2018 г. № 82 в связи с выявленными нарушениями отменено выданное ответчику разрешение на строительство.
Установленные судом обстоятельства позволяют прийти к выводу о выдаче разрешения на строительство жилого дома с нарушением требований закона.
В соответствии с ч.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В связи с отменой разрешения на строительство жилого дома, до получения разрешения на строительство в установленном законом порядке, ответчик не вправе продолжать строительство жилого дома на земельном участке.
На основании изложенного, исковые требования прокурора об обязании ФИО приостановить строительство индивидуального жилого дома до получения разрешения на строительство в установленном порядке, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с удовлетворением иска прокурора, с ФИО в бюджет Лужского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб., от уплаты которой прокурор при обращении в суд был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора, удовлетворить.
Обязать ФИО приостановить строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 5000 кв.м. кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО в бюджет Лужского муниципального района государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2018 года
Председательствующий подпись