ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2349/18 от 29.08.2018 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело №...

Поступило в суд 03.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2018г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.

При секретаре судебного заседания Медведевой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении ей категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, о признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование исковых требований указано, что истец является матерью ФИО2, погибшего при исполнении служебных обязанностей при прохождении срочной военной службы. Как родители погибшего военнослужащего истец и ее супруг ФИО3 имеют преимущественное право на обеспечение жильем. Истец является 1111.

Постановлением администрации Верх-Тулинского сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В пункте 2 данного постановления указано, что она включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации Верх-Тулинского сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, указание на внеочередное право заменено на первоочередное право.

Жилые помещения, предоставляемые соответствующей категории лиц по договорам социального найма, в администрации Верх-Тулинского сельсовета отсутствуют, администрация не предпринимает мер к обеспечению истца жилым помещением.

В связи с этим, ФИО1 просит отнести ее к соответствующей категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением, признать за нею право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании ФИО1 требования поддержала по указанным в иске основаниям. Полагает, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения или обеспечение жильем путем предоставления государственного жилищного сертификата как член семьи погибшего при исполнении воинской обязанности военнослужащего; в связи с тем, что в администрации Верх-Тулинского сельсовета длительное время отсутствуют жилые помещения для предоставления ей по договору социального найма.

Представитель ответчика- администрации Верх-Тулинского сельсовета ФИО4 исковые требования не признала. В обоснование возражений ссылалась на то, что на дату гибели ФИО2 семья Б-ных не имела оснований для признания нуждающимися, так как проживала составом четыре человека в индивидуальном жилом доме общей площадью 72,9 кв.м. Основания для признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения возникли у семьи заявителя ДД.ММ.ГГГГ в связи с регистрацией по месту жительства пятого члена семьи- ФИО5

Представитель третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье « Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не являлся, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзыве на исковое заявление указал, что ФИО2 проходил военную службу по призыву, он не имел права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и не имел права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В силу Постановления Правительства РФ от 21.06.2002 № 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.

Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы…, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18, и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

В пункте 29 Постановления от 29.05.2014 года № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Из содержания указанной нормы закона и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.

При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке.

Несмотря на то, что положения абзаца 1 пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены в закон после гибели военнослужащего, суд считает их применимыми к спорным правоотношениям, так как жилищные правоотношения носят длящийся характер, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения решается судом после внесения в закон указанной нормы.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является выяснение вопроса о том, имела ли ФИО1 основания быть признанной нуждающейся в жилом помещении до гибели сына-военнослужащего.

В судебном заседании установлено, что сын истца ФИО2 проходил службу по призыву в рядах ВС РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Погиб ДД.ММ.ГГГГ, причина гибели: острая массивная кровопотеря, два огнестрельных путевых сквозных проникающих ранения области груди справа и шеи. Гибель связана с исполнением обязанностей военной службы.

На момент гибели военнослужащего семья Б-ных проживала в жилом помещении по адресу: <адрес> предоставленном по договору на передачу и продажу квартир (домов) в общую собственность граждан №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническому паспорту, общая площадь квартиры составляет 72,9 кв.м., жилая- 43,9 кв.м.

Как указывалось истцом в судебном заседании, перед призывом ФИО2 на военную службу, в квартире проживали: супруги ФИО6 и их дети: сын ФИО2, дочь ФИО7

Учитывая общую площадь жилого помещения, на каждого члена семьи приходилось 18,23 кв.м. и превышала учетную норму площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая на тот момент была установлена размере 10 кв.м. на одного человека.

В решении комиссии по рассмотрению жилищных вопросов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> вместе с супругом ФИО3, отнесены к категории граждан «родители погибшего военнослужащего», оба являются пенсионерами. <адрес> жилого помещения составляет 72,9 кв.м., зарегистрированы по данному адресу пять человек, поэтому на одного человека соответственно приходится 14,58 кв.м., что является меньше учетной нормы жилья на одного человека (учетная норма площади жилого помещения установлена органом местного самоуправления в размере не более 15 кв.м. от общей площади жилого помещения на одного человека. (учетное дело ФИО1, ФИО3)

Из акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на регистрационном учете в данном жилом помещении состоят и зарегистрированы: истец ФИО1, ее супруг ФИО3, дочь ФИО8, зять ФИО5, внучка ФИО9

Материалами учетного дела подтверждается, что дочь истца ФИО8 (до брака ФИО6) вступила в брак с ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, последний зарегистрирован в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ; внучка истца ФИО9 зарегистрирована в нем ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обстоятельства, дающие основания для признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, возникли не ранее, чем с момента вселения в жилое помещение членов семьи дочери истца, то есть после 2015 года, когда был вселен ее зять ФИО5

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Истец ФИО1 не представила суду доказательств того, что семья погибшего военнослужащего ФИО2 на момент его смерти состояла или имела право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Напротив, позиция истца о наличии такого права связана со вселением в жилое помещение семьи дочери, то есть с обстоятельствами, возникшими после гибели военнослужащего. Сам ФИО2 был обеспечен жилым помещением, не состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, и с учетом приходящейся на каждого члена площади жилого помещения на момент его смерти, не нуждался в улучшении жилищных условий.

Права членов семьи погибшего военнослужащего производны от его прав, поэтому право ФИО1 на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, не могло возникнуть после смерти сына.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 ни на момент призыва сына на военную службу, ни на момент его гибели, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку была обеспечена жильем выше учетной нормы, в связи с чем, на нее не распространяются положения абзаца 1 пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" о внеочередном предоставлении жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставлении жилых помещений как члену семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209, семьи погибших военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью, в том числе за счет жилой площади, передаваемой министерствами и ведомствами в распоряжение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Указанными нормативными актами, вопреки позиции ФИО1, не предусматривается право членов семьи погибшего военнослужащего на внеочередное обеспечение жилым помещением или жилищным сертификатом в силу нуждаемости, возникшей после смерти военнослужащего.

Данные акты предоставляют истцу право быть признанной нуждающейся в жилом помещении в первоочередном порядке и по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Постановлением администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления семья ФИО1 принята на учет нуждающихся в жилом помещении, как семья погибшего военнослужащего, с правом на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. (л.д.13)

Постановлением администрации Верх-Тулинского сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, слово «внеочередное» заменено на «первоочередное». (л.д.14)

Таким образом, на момент обращения в суд права ФИО1 нарушены не были, в соответствии с ее заявлением она была принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилом помещении, ей присвоена категория «член семьи погибшего военнослужащего» и определен вид права на жилое помещение «первоочередное» в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие в администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области свободного жилого фонда на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, не является основанием для изменения вида и объема предоставляемых ФИО1 прав.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось истцом, ФИО1 состоит в списке очередников нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий, преимущественным правом по отношению к другим лицам, также имеющим право на первоочередное получение жилого помещения, принятым на учет и включенным в соответствующие списки ранее истца, истец не имеет; доказательств наличия прав на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, не представлено; требование о предоставлении государственного жилищного сертификата не основано на исследованных нормах права и установленных обстоятельствах, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, о признании права на получение государственного жилищного сертификата,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1-го месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий - О.<адрес>