Копия Дело № 2-234/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2018 г. г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре судебного заседания М.И. Латыповой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани,
об обязании установить пандус, поручни на пандусе, исправить ширину лестничного марша, величину проступи, установить знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов», выделить машино-места для инвалидов, взыскании сумм за неисполнение решения суда, расходов на отчет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, обратился в суд с указанным иском к ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России».
В обоснование требований указано, что ответчики осуществляет свою деятельность в нежилом помещении по адресу: .... Согласно выводам технического отчета по результатам обследования строительных конструкций, изготовленного по заказу истца ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность», в результате натурного обследования установлено, что параметры пандусов не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016, а именно: Длина пандуса 1,86м, ширина 0,88м. Фактический уклон 0,32. Параметр не соответствует, согласно СП 59.13330.2016 п. 5.1.8. уклон не должен превышать 0,05. Фактические размеры площадки составляют 1,31x5,31. Параметр не соответствует 3330.2016 п. ... ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Количество ступеней перед входом в здание: 4 штуки с проступью 0,3 м и подступенком шириной 0,18 м. Параметр не соответствует СП 59.13330.2016 п. .... Нормативная величина проступи от 0,35-0,4 м, подступенка 0,12-0,15 м. Знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов» в зоне видимости отсутствует СП 59.13330.2016 п. 5.2, на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью.Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой, кроме того, на участке около здания – дорожными знаками. Поручни на пандусе установлены с одной стороны, что не соответствует СП 59.13330.2016 п. ..., пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным устройствам. Вывод: в результате проведенного натурного обследования установлено, что параметры пандусов по нескольким признакам не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016, а именно: длина и уклон пандуса не соответствуют нормативным требованиям: фактический уклон металлического пандуса составляет 0,32 (превышает нормативный уклон в 6 раз). Нормативный уклон металлического пандуса составляет 0,05. Фактическая длина пандуса 1,86 и. Нормативная длина пандуса 12 м (при уклоне 0,005). Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями с обеих сторон. Фактически поручни установлены с одной стороны пандуса.
На основании изложенного истец просил возложить на ФГУП «Почта России» и ПАО «Сбербанк» следующие обязанности: установить пандус с уклоном не менее 0,05 м перед входом в здание, расположенное по адресу: ..., исправить ширину лестничного марша внешних лестниц до размеров не менее 1,35 м на участке перед входом в здание, исправить величину проступи от 0,35-0,4м и подступенка от 0,12-0,15 м перед входом в здание, установить знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов» в зоне видимости на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания, выделить не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью на участке около здания перед входом в здание, каждое выделяемое машино-место обозначитьдорожной разметкой и на участке около здания дорожными знаками, установить поручни на пандусе с двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным устройствам, взыскивать с ответчиков сумму в размере 500 руб. с каждого за каждый день неисполнения решения суда по день неисполнения решения суда по данному иску с момента вынесения решения суда и до его фактического исполнения.
Определением суда от ... производство по делу в части требований к ПАО «Сбербанк» прекращено.
Впоследствии представитель истца требования уточнил, просил возложить на ФГУП «Почта России» и ИКМО ... следующие обязанности: установить пандус с уклоном не менее 0,05 м перед входом вздание, расположенное по адресу: ..., исправить ширину лестничного марша внешних лестниц до размеров не менее 1,35 м на участке перед входом в здание, исправить величину проступи от 0,35-0,4 м и подступенка от 0,12-0,15 м перед входом в здание, установить поручни на пандусе с двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным устройствам, обязать ИКМО ... установить знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов» в зоне видимости на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания, выделить не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью на участке около здания перед входом в здание, каждое выделяемое машино-место обозначить дорожной разметкой и на участке около здания дорожными знаками, взыскивать с ответчиков сумму в размере 500 руб. с каждого за каждый день неисполнения решения суда по день неисполнения решения суда по данному иску с момента вынесения решения суда и до его фактического исполнения, взыскать в солидарном порядке с ответчиков расходы на технический отчет в размере 15000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в судебном заседании иск не признал.
Ответчик ИК МО ... в суд представителя не направил, извещался надлежащим образом.
Третье лицо – индивидуальный предприниматель ФИО3, в суд не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конвенции о правах инвалидов от ..., участником которой является Российская Федерация, в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими людьми к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают заявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии с положениями ч. 1 ч. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон), Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судом установлено, что здание, находящееся по адресу: ..., частично находится в собственности Российской Федерации и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России». Земельный участок под зданием и прилегающая территория находятся в муниципальной собственности.
Непосредственно вдоль здания (его входной группы) проходит тротуар. На входе в отделение почтовой связи установлена кнопка вызова специалистов.
Согласно выводам технического отчета по результатам обследования строительных конструкций, изготовленного по заказу истца ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность», в результате натурного обследования установлено, что параметры пандусов не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016, а именно: Длина пандуса 1,86м, ширина 0,88м. Фактический уклон 0,32. Параметр не соответствует, согласно СП 59.13330.2016 п. 5.1.8. уклон не должен превышать 0,05. Фактические размеры площадки составляют 1,31x5,31. Параметр не соответствует 3330.2016 п. ... ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Количество ступеней перед входом в здание: 4 штуки с проступью 0,3 м и подступенком шириной 0,18 м. Параметр не соответствует СП 59.13330.2016 п. .... Нормативная величина проступи от 0,35-0,4 м, подступенка 0,12-0,15 м. Знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов» в зоне видимости отсутствует СП 59.13330.2016 п. 5.2, на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью.Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками. Поручни на пандусе установлены с одной стороны, что не соответствует СП 59.13330.2016 п. ..., пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным устройствам. Вывод: в результате проведенного натурного обследования установлено, что параметры пандусов по нескольким признакам не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016, а именно: длина и уклон пандуса не соответствуют нормативным требованиям: фактический уклон металлического пандуса составляет 0,32 (превышает нормативный уклон в 6 раз). Нормативный уклон металлического пандуса составляет 0,05. Фактическая длина пандуса 1,86 и. Нормативная длина пандуса 12 м (при уклоне 0,005). Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями с обеих сторон. Фактически поручни установлены с одной стороны пандуса.
Суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ... №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ... исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Материалами дела усматривается, что за ФГУП «Почта России» имущество в виде рассматриваемого помещения закреплено на праве хозяйственного ведения в 2013 г.
Таким образом, требования, установленные ч 1 ст 15 Федерального закона от ... №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на данное здание с ... не распространяются.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от ...... утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, которым определен порядок обеспечения операторами почтовой связи условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам почтовой связи, предоставляющим населению услуги почтовой связи и условий доступности для инвалидов услуг почтовой связи, а также оказания инвалидам необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг почтовой связи наравне с другими лицами.
Согласно положению п. 5 указанного документа, на объектах почтовой связи, которые невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов (до проведения их запланированного капитального ремонта, реконструкции, модернизации), операторы почтовой связи осуществляют предоставление услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме либо обеспечивают согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг.
Приказом Минкомсвязи России от ...... утвержден Порядок обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи.
Согласно положению п. 7 указанного документа, в случаях, если объекты связи, за исключением таксофонов, невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когдаэто возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, учитывая приведенное положение ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ... № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов», наличие кнопки вызова, наличие вышеуказанных регламентирующих актов, закрепляющих порядок обслуживания инвалидов при ограниченной доступности объектов инфраструктуры, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска в данной части.
Требование истца об установлении знака «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов», выделении машино-мест для инвалидов подлежит отклонению, поскольку истцом не представлены доказательства отсутствия указанных знака и разметки.
Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований, также подлежат отклонению производные требования о взыскании сумм за неисполнение решения суда и расходов на отчет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об обязании установить пандус, поручни на пандусе, исправить ширину лестничного марша, величину проступи, установить знак «парковка» с дополнительной табличкой «для инвалидов», выделить машино-места для инвалидов, взыскании сумм за неисполнение решения суда, расходов на отчет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд г. Казани.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья А.Р. Галиуллин