ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/19 от 13.05.2019 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Гр.дело№ 2-234/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Палий И.В., с участием представителя истца Гахария О.М., действующей на основании доверенности, ответчика Жовтун Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия к Жовтун Юлии Алексеевне о взыскании полученной субсидии на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга,

установил:

Министерство промышленности и торговли РБ обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика Жовтун Ю.А. полученную субсидию на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга в размере <данные изъяты> руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия и индивидуальным предпринимателем Жовтун Ю.А. заключен договор о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга. По условиям, которого Министерство предоставляет Получателю субсидию в размере <данные изъяты> руб., согласно расчету субсидии, являющемуся неотъемлемой частью договора, на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному с Фондом поддержки малого предпринимательства <адрес> для реализации предпринимательского проекта «Организация производства кондитерских изделий». В соответствии с пунктом 1.2. Договора порядок получения субсидии определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства» (в ред. Постановлений Правительства РБ от 28.08.2014 № 404. от 19.11.2014 №568, от 21.08.2015 № 415, от 13.10.2015 № 525) (далее - Порядок). Согласно пункту 1.3. Договора основанием для предоставления субсидии явилось решение Уполномоченного лица Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия. Обязательства по предоставлению субсидии исполнены Министерством в полном объеме. Субсидия в размере <данные изъяты> руб. перечислена на расчетный счет получателя платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. В силу пунктов 2.2.1., 2.2.3., 2.2.9 Договора Жовтун Ю.А. приняла на себя обязательства выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении к Договору и ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчет о достижении плановых значений показателей согласно Приложению № 2, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. В нарушение условий договора принятые на себя обязательства Жовтун Ю.А. не исполнила. Согласно отчетам по реализации предпринимательского проекта за 2015, 2016, 2017 годы не выполнены плановые показатели. В силу пункта 2.1.5. Договора Министерство в случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по настоящему договору о предоставлении субсидии и (или) нарушения условий предоставления субсидии, вправе требовать возврат суммы субсидии в порядке, установленном настоящим договором и нормами действующего законодательства. Согласно данным выписки из ЕГРИП от 28.02.2019г. индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктом 2.2.5. договора получатель обязался в случае если в период оказания государственной поддержки в отношении Получателя принято решение о его реорганизации, ликвидации или введена процедура банкротства, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения проинформировать об этом Министерство в письменной форме. Однако ответчик обязанность по информированию не исполнил.

В судебном заседании представитель истца Гахария О.М. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что отчет по реализации за 2017 г. ответчиком был предоставлен своевременно, ответчиком достигнуты плановые значения показателей за 2017 год.

Ответчик Жовтун Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что плановые показатели при составлении бизнес плана были указаны приблизительные, в связи с чем полагает, что за 2017 г. ею были достигнуты все показатели. Что касается показателей за 2015, 2016 гг. она согласна с тем, что не смогла выйти на указанные в бизнес-плане показатели, в связи с тем, что оборудование по лизингу было передано в феврале 2016 года, затем около 2-х месяцев длился ремонт помещения, установка оборудования, его апробирование, получение декларации на выпуск продукции заняло еще две недели. Производство заработало только в июне 2016 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия и индивидуальным предпринимателем Жовтун Ю.А. заключен договор о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга, по условиям которого Министерство предоставляет Получателю субсидию в размере <данные изъяты> руб., согласно расчету субсидии, являющемуся неотъемлемой частью договора, на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Фондом поддержки малого предпринимательства <адрес> для реализации предпринимательского проекта «Организация производства кондитерских изделий».

В соответствии с пунктом 1.2. Договора порядок получения субсидии определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства» (в ред. Постановлений Правительства РБ от 19.11.2014 № 568, от 21.08.2015 № 415, от 24.08.2015 № 421, от 13.10.2015 г. №525). Согласно п. 1.3 договора основанием для предоставления субсидии является решение Уполномоченного лица Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия.

Денежные средства в размере <данные изъяты> руб. перечислены получателю платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

В силу пунктов 2.2.1., 2.2.3., 2.2.9 Договора Жовтун Ю.А. приняла на себя обязательства выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении к Договору и ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчет о достижении плановых значений показателей согласно Приложению , являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии со статьями 309, 310, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источником спорных денежных средств является бюджетное финансирование, поэтому при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы бюджетного законодательства, согласно которым к бюджетным правоотношениям относятся возникшие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отношения (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.

При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 БК РФ, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.

Исходя из системного толкования указанных норм усматривается, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств с нарушением условий, установленных при предоставлении субсидии.

В настоящее время осуществление государственной поддержки регулируется Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства».

В силу пункта 2.1.5. Договора Министерство в случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по настоящему договору о предоставлении субсидии и (или) нарушения условий предоставления субсидии, вправе требовать возврат суммы субсидии в порядке, установленном настоящим договором и нормами действующего законодательства.

Согласно п. 1.4.4 Договора получатель обязуется в течении 3 последующих лет ежегодно не позднее 30 мая предоставлять в Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия сведения об основных показателях деятельности с пояснительной запиской о результатах деятельности.

Судом установлено, ответчик получил субсидию в размере <данные изъяты> руб. на возмещение части расходов, на связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга № 1 от 24.12.2014г., заключенному с Фондом поддержки малого предпринимательства <адрес> для реализации предпринимательского проекта «Организация производства кондитерских изделий».

Таким образом, факт целевого использования ответчиком полученной субсидии подтверждается представленными материалами и истцом не оспаривается.

Как указал истец, показатели реализации проекта в 2015 были следующие: производство продукции (услуг) – план <данные изъяты> руб., факт <данные изъяты> руб., план в нат.ед<данные изъяты> руб., факт в нат.ед. <данные изъяты> руб., по налоговым и неналоговым платежам: ЕСХН <данные изъяты>., страховые взносы <данные изъяты> руб., лизинг – <данные изъяты> руб., аренда – <данные изъяты> руб., всего рабочих мест - 1, средняя заработная плата по организации план- <данные изъяты> руб., факт – <данные изъяты> руб., в 2016 году выручка от реализации продукции (услуг) – план <данные изъяты> руб., факт <данные изъяты> руб., факт в нат.ед. <данные изъяты> руб., по налоговым и неналоговым платежам – <данные изъяты> руб.,:налог ЕСХН – <данные изъяты> руб., всего рабочих мест - 1, средняя заработная плата по организации план- <данные изъяты> руб., факт – <данные изъяты> руб., в 2017 году выручка от реализации продукции (услуг) – план <данные изъяты> руб., факт <данные изъяты> руб., факт. В нат.ед. <данные изъяты> руб., по налоговым и неналоговым платежам – <данные изъяты> руб., страховые взносы – <данные изъяты> руб., налог ЕСХН – <данные изъяты> руб., аренда помещения – <данные изъяты> руб., оплата за свет <данные изъяты> руб., оплата з/п+налог <данные изъяты> руб., всего рабочих мест - 6+1, средняя заработная плата по организации план- <данные изъяты> руб., факт – <данные изъяты> руб.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон следует, что обязательства по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлениигосударственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии исполнены сторонами в полном объёме, реализация предпринимательского проекта завершена, предоставленная ответчику субсидия использована последним по целевому назначению. Цель осуществления государственной поддержки субъекта малого предпринимательства достигнута.

Ввиду изложенного суд не усматривает предусмотренных пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Порядка предоставления субсидий оснований для возврата предоставленной индивидуальному предпринимателю субсидии.

В связи с этим требование министерства о взыскании с Жовтун Ю.А. суммы <данные изъяты> рублей, полученной в результате субсидирования по договору о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства, при наличии соблюдения условий целевого использования предоставленных бюджетных средств, при формальном подходе, не учитывающим целей и задач предоставления субсидии субъекту малого предпринимательства, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия к Жовтун Юлии Алексеевне о взыскании полученной субсидии на возмещение части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено 13.05.2019 года.

Судья М.Т. Ильина

СОГЛАСОВАНО

Судья М.Т. Ильина