ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/20 от 19.05.2020 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-234/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2020 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Будченко Т.В.,

при секретаре судебного заседания Марченко Ю.В.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Облученского района ЕАО Эрлих К.А.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности по оборудованию здания администрации устройством молниезащиты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Облученского района Еврейской автономной области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании оборудовать здание администрации устройством молниезащиты. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Облученского района проверки по соблюдению требований пожарной безопасности учреждениями, находящимися на территории Облученского муниципального района, в том числе администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение», выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий органов управления, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003. В ходе проверки установлено, что здание администрации Известковского городского поселения не оборудовано устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергосберегающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. Осуществление деятельности администрации городского поселения в отсутствие в здании устройства молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций. Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание муниципального образования, расположенное по адресу: <адрес>, ЕАО, устройством молниезащиты.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Эрлих К.А. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагала возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 после заслушивания пояснений специалиста исковые требования признал, просил установить срок исполнения суда до ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения расходов по оборудованию здания устройством молниезащиты при формировании бюджета на следующий год и необходимости заключения муниципального контракта с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Заслушав объяснения сторон, опросив специалиста, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 названного Федерального закона предусмотрено, что исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться, в том числе, устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденная Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987, устанавливает комплекс мероприятий и устройств для обеспечения безопасности людей (сельскохозяйственных животных), предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений при воздействии молнии. Инструкция обязательна для всех министерств и ведомств.

Пунктом 1.1 указанной Инструкции предусмотрено, что в соответствии с назначением зданий и сооружений необходимость выполнения молниезащиты и ее категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются по таблице 1 в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Устройство молниезащиты обязательно при одновременном выполнении условий, записанных в графах 3 и 4 таблицы 1.

В строке 15 таблицы 1 Инструкции РД 34.21.122-87 общественные здания III-V степеней огнестойкости, в том числе административные здания, в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более, расположенные в зоне защиты типа «Б», относятся к III категории молниезащиты.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В силу пункта 66 названного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»». Разделы 1,3,4.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*, в котором указаны здания органов управления, включающие здания государственных учреждений по обслуживанию общества (п.1.1*), 1.2* учреждения управления фирм, организаций, предприятий.

Пунктом 4.21 СП 118.13330.2012 определено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003). Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Данный документ распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно пункту 2.1 указанной Инструкции СО 153-34.21.122-2003, устройство молниезащиты - это система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.

В соответствии с пунктом 2.2 указанной Инструкции непосредственное опасное воздействие молнии представляет собой пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов – радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий органов управления, с учетом требований Инструкции СО 153‑34.21.122-2003.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Пунктом 3 статьи 3 Устава муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО к вопросам местного значения поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.

Администрация Известковского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (статья 26 Устава).

В судебном заседании установлено, что здание администрации по адресу: ЕАО, <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации.

В соответствии с техническим паспортом, указанное здание двухэтажное, кирпичное, благоустроенное, 1989 года постройки, общей площадью 365,6 кв.метров,

Из информации отделения надзорной деятельности по Облученскому району УНД и ПР Главного Управления МЧС России по ЕАО следует, что в ходе проведения обследования государственным инспектором Облученского района по пожарному надзору совместно с помощником прокурора Облученского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание администрации Известковского городского поселения не оборудовано устройством молниезащиты.

Опрошенный в судебном заседании специалист - начальник ремонтно-ревизионного участка Облученской дистанции электроснабжения ФИО пояснил, что при воздействии на здание молнии возникает грозовое перенапряжение, которое подразумевает собой энергию большей силы, до нескольких мегаВт. Попадание молнии, как в само здание, так и в рядом стоящее сооружение или здание, повлекут перенапряжение электроустановок, от которого могут пострадать люди, находящиеся в здании, в том числе от различных металлических предметов – радиаторов отопления, водопроводного крана, от соприкосновения с которыми возможно получение удара тока несовместимого с жизнью. С повышением электрической энергии в результате грозового перенапряжения повышается температура нагрева в проводах, которые могут заискрить и привести к возгоранию, пожару. При воздействии молнии и возникновении грозового перенапряжения сильно повышается температура внутри здания, под крышей, в результате чего может произойти возгорание деревянных чердачных конструкций. Контур заземления не является устройством молниезащиты, это устройство выполняет защитную функцию для электроприборов, но не людей. Устройство молниезащиты может быть выполнено в виде отдельно стоящего сооружения либо установки молниеотовода на самом здании, которые примут удар молнии на себя и уведут её ток в землю. Устройство молниезащиты для здания необходимо для обеспечения безопасности сотрудников и людей, которые приходят в это здание. Высотные многоэтажные здания могут принять на себя удар молнии, однако это не исключает попадание грозового перенапряжения в рядом стоящее малоэтажное здание.

Оценивая представленные доказательства в совокупности с правовыми норами, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание пояснения специалиста, суд приходит к выводу, что отсутствие в здании администрации Известковского городского поселения устройства молниезащиты нарушает требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая финансирование расходных обязательств ответчика из бюджета, порядок формирования бюджета муниципального образования, процедуру осуществления закупки по оборудованию здания устройством молниезащиты с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и в отсутствие возражений со стороны истца относительно названного представителем ответчика срока, необходимого ему для устранения выявленных прокурором нарушений, суд считает разумным и обоснованным установить администрации Известковского городского поселения для оборудования здания, расположенного по <адрес>, устройством молниезащиты срок – до 01 мая 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198, 199, 2056 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности по оборудованию здания администрации устройством молниезащиты, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать административное здание по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, устройством молниезащиты.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Будченко

мотивированное решение составлено 25.05.2020

Судья Т.В. Будченко