РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2011 г. п.Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И.,
при секретаре Бадмаевой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным постановку П.Л.М. на учет для получения жилищной субсидии, о понуждении снятии П.Л.М. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным постановку гражданина на учет для получения жилищной субсидии, о понуждении снятии гражданина с учета. Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Муйского района проведена проверка действий Администрации МО «Муйский район» по постановке на учет в качестве участника программы «Жилище» П.Л.М. В ходе проверки установлено, что П.Л.М. поставлена на учет Администрацией Муйского района 14.08.1995 г. как участник программы «Жилище». В соответствии с п.8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР» обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте. Поскольку на момент постановки на учет 14 августа 1995 г. П.Л.М. была зарегистрирована по адресу <адрес>, она имела право встать на учет на получение жилищной субсидии в Северобайкальском районе. Постановка на учет в Муйском районе могла повлечь получение П.Л.М. жилищной субсидии по месту регистрации и по месту временного пребывания. Указанными правилами также предусмотрено, что в порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий». Однако в учетном деле имеется лишь заявление П.Л.М. от 25.12.1990 г. о постановке на учет на получение жилищной субсидии. Каких-либо разрешений и иных документов, подтверждающих право П.Л.М. на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в учетном деле нет. Таким образом, постановка П.Л.М. 14.08.1995 г. в качестве участника программы «Жилище» является незаконной. Кроме того, 28.06.1996 г. П.Л.М. выбыла из Муйского района на постоянное место жительство в <адрес>. В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное местожительство. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. Таким образом, в нарушении действующего на тот момент федерального законодательства администрацией Муйского района процедура снятия с учета в связи с выездом П.Л.М. в <адрес> не произведена. 17 ноября 2009 г. П.Л.М. вновь обратилась в Администрацию Муйского района с заявлением о постановке ее на учет на получение жилищной субсидии. П.Л.М. поставлена в очередь для получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера в категории «инвалиды». Номер учетного дела №. При постановке на учет специалистами администрации не проведена сверка с целью выявления более ранней постановки на учет и получения жилищной субсидии. Повторная постановка П.Л.М. на учет администрацией МО «Муйский район» для получения жилищной субсидии также является незаконной. При постановке на учет Администрацией МО «Муйский район» нарушены требования ст.ст.1, 3 ФЗ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии со ст.1 ФЗ № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Согласно ст.3 указанного закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. На момент постановки на учет П.Л.М. не имела постоянной регистрации в п.Таксимо и прибыла из <адрес> в п.Таксимо 09.09.2010 г., тогда как жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.
В судебном заседании старший помощник прокурора Муйского района Аверьянов А.Д. исковые требования подержал и суду пояснил, что просит признать постановку П.Л.М. на учет незаконной в 1995 году. В соответствии со ст.1 ФЗ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Как было установлено в судебном заседании П.Л.М. имела квартиру по адресу г по адресу <адрес>, которую 1 июня 2000 г. продала. Кроме того, П.Л.М. на момент постановки на учет была зарегистрирована в <адрес>, в затем имела постоянную регистрацию в <адрес>. Ответчик был обязан произвести снятия П.Л.М. с учета в связи с выездом в <адрес>. Однако, не сделав это, Администрация муниципального образования «Муйский район» нарушила федеральное законодательство. На основании изложенного, просит исковые требования удовлетворить, признать незаконным постановку П.Л.М. на учет для получения жилищной субсидии, о обязать ответчика снять П.Л.М. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Муйский район» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что П.Л.М. была поставлена на учет как участник подпрограммы «Жилище» 14 августа 1995 года, на основании предоставленного заявления. Действительно на момент постановки на учет в качестве участника подпрограммы П.Л.М. была зарегистрирована по адресу <адрес>. Отсутствие регистрации по месту жительства в Муйском районе не свидетельствует об отсутствии у П.Л.М. права на постановку на учет в Муйском районе, поскольку ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не содержит положений о том, что такое право имеют лишь граждане, имеющие регистрацию по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Более того, в соответствии с ч.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ, место жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, предусмотрено, что местом жительства является квартира, в которой гражданин постоянно или преимущественно проживает по договору найма. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами Республик в составе РФ. На момент постановке на учет П.Л.М. проживала в Муйском районе, что подтверждается копией трудовой книжки, подтверждающей осуществление непрерывной трудовой деятельности в Муйском районе и копией ордера № выданного 2 августа 1993 года на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. подтверждающая факт проживания П.Л.М. в п.Таксимо. Доводы прокурора о том, что П.Л.М. выбыла из Муйского района на постоянное место жительство в <адрес> необоснованным, поскольку П.Л.М. практически постоянно проживала в <адрес>, имела жилое помещение и постоянную работу. В связи с чем снятие ее с учета граждан имеющих право на получение жилищной субсидии было бы незаконным и противоречило действующему законодательству. При рассмотрении представления прокурора Администрацией муниципального образования «Муйский район» требования прокурора в части признания повторной постановки на учет 17 ноября 2009 г. были удовлетворены. В связи с тем, что П.Л.М. состояла в очереди на получение жилищной субсидии с 1995 г., то повторная постановка ее на учет 17 ноября 2009 г. была произведена незаконно. Соответственно П.Л.М. имеет право на получение жилищной субсидии так как состоит в очереди с 14 августа 1995 г. Согласно трудовой книжки П.Л.М. с 2 мая 1975 г. П.Л.М. осуществляет трудовую деятельность в районах приравненных к районам Крайнего Севера, таким образом, на момент постановки на учет 14августа 1995 г. у П.Л.М. имелся 20-летний трудовой стаж, дающий ей право на получение жилищной субсидии. Более того, в администрации Муйского района П.Л.М. непрерывно работала с 3 декабря 1990 г. по 31 декабря 2009 г. В связи с чем считает, что доводы прокуратуры, изложенные в исковом заявлении о том, что П.Л.М. прибыла в п.Таксимо 09.09.2010 г. необоснованны, так как опровергаются материалами дела. В соответствии со ст.1 Закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон № 125-ФЗ) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.2 указанного закона, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ. Статья 3 указанного закона предусматривает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим ФЗ, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. Во исполнение данного Закона, Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. утверждено положение о регистрации учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно п.2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учитывая, что на момент подачи заявления о постановке в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и до настоящего времени постоянным местом жительства П.Л.М. является жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, а наличие или отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для исключения из списков, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Кроме того, просит суд учесть тот факт, что реализация указанной программы и выдача гражданам сертификатов началась только в 2005 г. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Муйского района отказать.
В судебное заседание П.Л.М. не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствии.
В судебном заседании представитель П.Л.М., ФИО2, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что регистрация в <адрес> не является основанием для снятия П.Л.М. с учета, так как П.Л.М. работала в Муйском районе с 1990 года по 31 декабря 2009 г. без каких-либо перерывов. Данный факт подтверждается трудовой книжкой П.Л.М. На дату постановки на учет и на сегодняшний день какого-либо жилья в иных субъектах РФ у П.Л.М. не имеется. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Муйского района.
В судебное заседание представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Из представленного отзыва следует, что в 1995 в соответствии с п.14 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Согласно п.17 № 335-ФЗ на граждан оформляется учетное дело, в учетном деле согласно п.14 вышеуказанного Закона должно быть решение органа. В личном деле, представленном АМО «Муйский район» отсутствуют документы, подтверждающие постановку П.Л.М. в 1995 году. В настоящее время права граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Полномочия по реализации мероприятий вышеуказанного ФЗ возложены на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ с 2006 г., ранее полномочия по реализации мероприятий вышеуказанного ФЗ были возложены на Министерство экономики РБ. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153. Постановкой граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к ведению органов местного самоуправления и осуществляется в соответствии с датой подачи гражданином заявления о принятии на учет. Общереспубликанские списки граждан, выезжающих и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», составлены на основании списков, представленных администрациями муниципальных образований в Республике Бурятия. Администрация муниципального образования «Муйский район» ежегодно формирует списки граждан-участников подпрограммы и предоставляет их в Министерство. Необходимо отметить, что в списках на 2005 г., представленных Министерству строительства и модернизации ЖКК РБ Министерством экономики, П.Л.М. не была включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», П.Л.М. была включена в сентябре 2010 г.
Из дополнительного отзыва следует, что в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ (Министерство) обратилась П.Л.М., дополнительно предоставила документы, дала устные пояснения по вопросу постановки на учет. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к ведению органов местного самоуправления и осуществляется соответствии с датой подачи гражданином заявления о принятии на учет. Таким образом, постановка и ведение учета граждан, к ведению Министерства не отнесены. Общереспубликанские списки граждан, выезжающих и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», составлены на основании списков, представленных администрациями муниципальных образований в Республике Бурятия. Администрация муниципального образования «Муйский район» ежегодно формирует списки граждан-участников подпрограммы и предоставляет их в Министерство, неверное оформление списков не должно влиять на права граждан на получение жилищных субсидий. По результатам рассмотрения обращения П.Л.М. и ее устных доводов об обстоятельствах постановки ее на учет для получения жилищной субсидии, полагают, что при наличии записи о постановке на учет П.Л.М. в книге регистрации, в данном судебном разбирательстве можно установить, что со стороны Администрации МО «Муйский район» были допущены нарушения связанные с ведением учета П.Л.М. В настоящее время П.Л.М. из списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не исключена.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностях» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», - регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане. Списки граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, формируются по форме, предусмотренной в приложении N 3 к настоящему Положению, на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, а также состава выезжающих граждан, не включенных в указанные списки. Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях. Граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; б) выезда в другую местность на постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета; з) смерти; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из копии книги регистрации заявлений граждан на жилищные субсидии следует, что заявление П.Л.М., проживающей по адресу <адрес> зарегистрировано дата
Согласно справки начальника ТП УФМС России по РБ в Муйском районе П.Л.М. была временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> 02.08.2002 г. по 31.12.2002 г., с 16.10.2002 г. по 16.10.2005 г.. с 26.09.2005 г. по 26.09.2010 г. С 09.09.2010 г. зарегистрирована постоянна по адресу <адрес>.
Из копии ордера № от дата следует, что ордер выдан П.Л.М. на право занятия двух комнат по адресу <адрес>.
Из копии трудовой книжки П.Л.М. следует, что она, с 2 мая 1975 года по 31 декабря 2009 г. непрерывно работала в районе, приравненном к районам крайнего Севера, а начиная с 3 декабря 1990 г. по 31 декабря 2009 г. непрерывно работала на различных должностях в Муйском районном совете, реорганизованного в районную администрацию, а затем переименованную в Администрацию муниципального образования «Муйский район».
Довод прокуратуры Муйского района о том, что в учетном деле имеется лишь заявление П.Л.М. о постановке на учет на получение жилищной субсидии и отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие право П.Л.М. на постановку на учет, не является основанием для удовлетворения исковых требований. Ненадлежащее ведение учетных дел ответчиком не должно влиять на права граждан, в т.ч. и П.Л.М. на получение жилищных субсидий.
Доводы прокуратуры Муйского района о том, что на момент постановки на учет П.Л.М. была зарегистрирована в <адрес>, в связи с чем она была незаконно поставлена на учет, а также то, что П.Л.М. выбыла из Муйского района на постоянное местожительство в <адрес>, в связи с чем П.Л.М. было необходимо снять с учета, необоснованны.
Согласно ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд считает, что место жительство гражданина может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Такими фактами установления постоянного проживания П.Л.М. в п.Таксимо являются копия ордера № от дата на занятия двух комнат по адресу <адрес>, копия трудовой книжки, из которой следует, что П.Л.М. начиная с 3 декабря 1990 г. по 31 декабря 2009 г. непрерывно работала на различных должностях в <адрес>.
Суд считает, что факт постоянного проживания П.Л.М. в <адрес> с 1990 года был установлен, так как П.Л.М. постоянно, а не временно, проживала в <адрес>, работала в <адрес>, а с 1993 г. проживала <адрес> на основании ордера.
Предположения истца о том, что П.Л.М. имея регистрацию в <адрес>, имела право встать на учет в Северобайкальском районе, что могло повлечь получение П.Л.М. жилищной субсидии по месту регистрации и по месту временного пребывания, необоснованно.
Из справки Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» следует, что П.Л.М. в списках граждан желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 1995 года по настоящее время в МО «Город Северобайкальск» не состояла, сертификат не получала.
Довод прокуратуры Муйского района о том, что П.Л.М. имела жилье в других регионах РФ, а именно квартиру по адресу <адрес>, и в связи с этим не имеет право на получение жилищного сертификата, необоснован.
В соответствии со ст.1 Закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон № 125-ФЗ) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. n 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2010 годы» применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Как было установлено в судебном заседании на период подачи П.Л.М. заявления на жилищные субсидии 14 августа 1995 г. и на момент рассмотрения дела в суде, у П.Л.М. какого-либо жилья на территории другого субъекта РФ, в том числе и в <адрес>, не было. Данный факт подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними о регистрации прав П.Л.М. на объекты недвижимости в <адрес>, согласно которым право собственности П.Л.М. на квартиру, расположенную по адресу <адрес> зарегистрировано 29.03.1999 г., отчуждена 01.06.2000 г. на основании договора купли-продажи.
Кроме того, суд учитывает сложившуюся, на время приобретения и отчуждения П.Л.М. квартиры в <адрес>, экономическую ситуацию в Российской Федерации и неопределенность в выполнении государством обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством.
Таким образом, суд считает, что П.Л.М. была поставлена Администрацией Муйского района на учет для получения жилищной субсидии в 1995 году законно и оснований для признания данной постановки незаконной, а также для снятия П.Л.М. с учета по основаниям, заявленным прокуратурой Муйского района, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Муйского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным постановку П.Л.М. на учет для получения жилищной субсидии, о понуждении снятии П.Л.М. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Бурятия со дня вынесения.
Судья Е.И. Захаров