ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2012 от 17.07.2012 Туруханского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года с. Туруханск

Федеральный суд Туруханского района Красноярского края под председательством

судьи Асеевой Е.А.,

при секретаре Терешковой А.В.,

с участием:

Главы Туруханского района ФИО1,

его представителя ФИО2,

заинтересованного лица,

депутата Туруханского районного Совета депутатов ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление ФИО4

об оспаривании решений органов местного самоуправления,

установил:

Решением Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-246 «О досрочном прекращении полномочий главы Туруханского района – председателя Туруханского районного Совета депутатов» (далее Решение № 17-246) прекращены досрочно полномочия главы Туруханского района – председателя Туруханского районного Совета депутатов ФИО3 с 20 июня 2012 года. Решением Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-247 «Об избрании главы Туруханского района» (далее Решение № 17-247) избран главой Туруханского района (далее Главой района) – ФИО1.

Считая Решение № 17-246 и Решение № 17-247 незаконными, нарушающими ее права как гражданина и депутата Туруханского районного Совета депутатов, ФИО4 обратилась в суд с заявлением об их отмене.

Требования мотивировала тем, что данные Решения подписаны неуполномоченным лицом, при принятии Решений на очередной 17 сессии депутатов была нарушена процедура их принятия, избрание нового Главы района должно было проводиться на внеочередной сессии. Проведение выборов Главы района сразу после принятия отставки ФИО3 лишило её возможности как депутата и лидера фракции «Справедливая Россия» обсудить кандидатуры на должность Главы района. Формулировка в бюллетене «выборы Главы Туруханского района – председателя районного Совета депутатов» - не верна, поскольку депутаты выбирали только Главу района. Были нарушены ее права как депутата быть избранной, так как на сессии сначала была образована счетная комиссия, членом которой она являлась, затем предлагались кандидаты на должность Главы района. По итогам первого голосования ФИО1 не набрал необходимого числа голосов, однако повторной процедуры выдвижения кандидатов не было. Процедура повторного голосования, в случае не избрания Главы района не предусмотрена Регламентом. Кроме того, процедура выборов должна была начаться с выдвижения кандидатов, что было нарушено депутатами. ФИО1 не имел полномочий на подписание Решения №17-246 и Решения № 17-247 от 6 июня 2012 года, поскольку не являлся на день подписания Главой района. Данные Решения Туруханского районного Совета депутатов, по мнению заявительницы, мог подписать только действующий на тот момент Глава района – ФИО3. Учитывая, что Решения районного Совета депутатов вступают в законную силу после подписания, полагает, что Решение № 17-246 и Решение № 17-247 не вступили в законную силу. В период неправомерного замещения должности ФИО1 от имени Главы района издал ряд незаконных приказов и распоряжений, в том числе приказ об увольнении ФИО3, направил ряд писем в адрес глав поселений о своём избрании Главой района, издал постановление 12-П от 29.06.2-12 года «О созыве очередной 18 сессии Туруханского районного Совета депутатов», утвердил перечень вопросов на рассмотрении сессии. Указанные действия ФИО1 создают правовую неопределенность, что может привести к неблагоприятным последствиям для бюджета района, жителей района. Решения №17-246 и № 17-247 ограничили её конституционное право избирать и быть избранной в органы местного самоуправления, нарушают её права и интересы как жителя Туруханского района и как депутата районного Совета депутатов.

В судебное заседание заявитель ФИО4 не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Учитывая, что о времени и дне рассмотрении дела ФИО4 была уведомлена своевременно и надлежащим образом (посредством электронной почты), мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании, депутат Туруханского районного Совета депутатов ФИО3, требования ФИО4 признал. Объяснить, чем именно нарушены права депутата ФИО4 его отставкой не смог. Пояснил, что на сессии он озвучил намерение об отставке в связи с переходом на новую работу с 20 июня 2012 года. Отставка депутатами была принята. Включение в повестку дня вопроса о выборе нового Главы района на этой же сессии, по его мнению, нарушает права депутатов на выдвижение и самовыдвижение, отсутствием времени на консультации по кандидатурам. Суду пояснил, что на заседании очередной 17 сессии депутатов в его обязанности, как председательствующего, входило, в том числе соблюдение Регламента, почему не соблюдал Регламент, объяснить не может. Оспариваемые Решения и протокол сессии не подписал, поскольку обнаружил нарушение Регламента при проведении выборов нового Главы района. Заявление в письменном виде об отставке он не подавал.

Глава Туруханского района - председатель Туруханского районного Совета депутатов ФИО1 в судебном заседании не согласился с требованиями ФИО4, пояснив, что Решение № 17-246 и Решение № 17-247 им были подписаны после фактического увольнения ФИО3 - 20 июня 2012 года. До указанной даты ФИО3 игнорировал подписание указанных Решений.

Представитель ФИО1 – ФИО2, полномочия проверены, с требованиями ФИО4 не согласилась, пояснив, что Решением № 17-246 о досрочном прекращении полномочий Главы Туруханского района ФИО3 не затрагивают и не нарушают какие-либо права, свободы и интересы заявительницы. Заявление о добровольной отставке было оглашено ФИО3 на заседании сессии, рассматривалось депутатами, по нему было принято решение. При проведении выборов Главы района депутаты активно участвовали в обсуждении вопросов о перерыве для обсуждения кандидатур, утверждении членов счетной комиссии, обсуждении кандидатур, утверждении порядка и вида голосования. ФИО4 по вопросам, поставленным на голосование, не высказывалась, не заявляла о нарушении процедуры выборов, не выдвигала свою кандидатуру и не предлагала иных кандидатур на должность Главы района. ФИО1 был избран депутатами районного Совета депутатов из своего состава тайным голосованием 2\3 голосов от общей установленности до Совета численности, то есть 14 депутатов из 21-го.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, исследовав материалы дела, приходит к следующем:

Исходя из положений статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, и вступившей в силу для Российской Федерации с 01.09.1998 года, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.

Согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления РФ» порядок формирования, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования Туруханский район (далее Уставом).

Согласно ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования согласно Уставу муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом из своего состава, а, в соответствии с ч. 3 ст. 6, п. 4 ст. 12 Устава, Глава района избирается депутатами районного Совета депутатов из своего состава, тайным голосованием 2/3 голосов от общей установленности до Совета численности, то есть 14 депутатов из 21 – го. Порядок избрания главы района определяется Регламентом Туруханского районного Совета депутатов (далее Регламентом) в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 2 части 2 статьи 14 Устава предусмотрена отставка главы района по собственному желанию. Согласно части 6 статьи 14 Устава заявление об отставке направляется главой района в районный Совет депутатов. В случае принятия Советом отставки главы района, полномочия главы района прекращаются с даты определенной решением районного Совета депутатов. При этом заявление главы района об отставке должно быть рассмотрено районным Советом в течение месяца со дня его подачи, а период от даты рассмотрения Советом депутатов заявления главы района об отставке до дня прекращения полномочий главы района не может превышать 14 дней. Заявление главы района об отставки не может быть отозвано после удовлетворения данного заявления районным Советом депутатов.

Как следует из протокола заседания очередной 17 сессии депутатов 4-го созыва № 17 от 6 июня 2012 года (далее Протокол № 17) на сессии присутствовало 17 депутатов, в том числе депутат ФИО4 Главой Туруханского района ФИО3 было оглашено (зачитано) заявление с просьбой о принятии добровольной отставки с должности председателя Совета - Главы Туруханского района, в связи с переходом на другую работу с 20.06.2012 года (л.д.107). Решение принято большинством голосов (л.д.108).

Согласно части 4 статьи 14 Устава решение Совета депутатов об отставке Главы района не должно фиксироваться в форме письменного Решения Совета депутатов. Юридическую силу решение об отставке принимает, по смыслу ч.6 ст.14 Устава, если заявление удовлетворено решением районного Совета депутатов. Большинством голосов заявление об отставке Главы района ФИО3 было принято. Суд приходит к выводу о том, что Решение Совета депутатов было принято на законном основании, на основании поступившего заявления о добровольной отставке, в правомочном составе, квалифицированным большинством, в пределах полномочий органов самоуправления и компетенции Совета депутатов.При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в законности и обоснованности Решения Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-246 «О досрочном прекращении полномочий главы Туруханского района – председателя Туруханского районного Совета депутатов» ФИО3 поскольку очевидно, что данным решением не затрагиваются какие-либо права и свободы гражданина и депутата ФИО4.

Согласно части 1 статьи 16 Устава в случае досрочного прекращения полномочий Главы района …. Совет депутатов на внеочередной сессии избирает нового Главу района.

Как следует из Протокола № 17 депутатами единогласно принято решение о включении вопроса о выборах нового Главы района (л.д.110).

Доводы ФИО4 о том, проведением выборов Главы района на очередной вместо внеочередной сессии существенно нарушают её права, как депутата, суд находит неубедительными. Так, решением суда от 23 марта 2012 года установлено, что Туруханский районный Совет депутатов, являющийся представительным органом муниципального образования Туруханский район Красноярского края, избранный в правомочном составе, в течение трёх месяцев подряд, начиная с 19 декабря 2011 года, не проводил правомочных заседаний. Таким образом, имелись основания полагать о возможном отсутствии кворума депутатов на внеочередной сессии.

Довод заявительницы о том, что формулировка в бюллетене «выборы Главы Туруханского района - председателя районного Совета депутатов» является неверной, поскольку выбирали только Главу района, не состоятелен. Как следует из части 4 статьи 15 и части 1 статьи 27 Устава Глава района является председателем районного Совета депутатов.

В соответствии со статьей 7 Регламента кандидатуры на должность Главы района предлагаются депутатами путем свободного выдвижения (в том числе и самовыдвижения) (ч.1). После выдвижения кандидатов на должность Главы района из числа не выдвинутых депутатов Совета образуется счетная комиссия в составе трёх человек (ч.2). По итогам выдвижения счетная комиссия готовит список кандидатов на должность Главы района, в который вносятся все кандидаты на должность Главы района за исключением лиц, взявших самоотвод (ч.3). Избранным на должность Главы района считается кандидат, за которого проголосовало 2\3 депутатов от их общего установленного для Совета депутатов количества (ч.5). В случае, если на должность Главы района были выдвинуты один или два кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, процедура выборов, повторяется, начиная с выдвижения кандидатов (ч.6). Результаты выборов Главы района оформляются решением Совета депутатов (8).

Как установлено из обстоятельств дела депутат ФИО4 участвовала в голосовании о внесении изменения в повестку дня вопроса об избрании Главы района (проголосовали единогласно л.д.110). Доводы заявительницы о том, что она являлась членом счетной комиссии не соответствуют действительности. Как следует из Протокола № 17 депутат ФИО4 заявила самоотвод о выходе из счетной комиссии ( л.д.112). Также не соответствуют действительности доводы заявительницы об отсутствии времени для обсуждения кандидатур. Как следует из Протокола № 17, в заседании сессии был объявлен перерыв на 3 часа (л.д.112). Не нашел свое подтверждения довод заявительницы о том, что фактически кандидатура Голодеда не была выдвинута на повторное голосование. Так, из Протокола № 17 видно, что депутатом ФИО7 была предложена кандидатура Голодеда, за внесение в список для голосование депутаты проголосовали единогласно, в том числе депутат ФИО4 (л.д.125).

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что в нарушении требований статей 1 и 2 статьи 7 Регламента депутатами сессии сначала была избрана счетная комиссия, после перерыва предлагались кандидатуры для голосования, при последующем голосовании счетная комиссия не избиралась. Как пояснил в судебном заседании председатель счетной комиссии ФИО5, препятствий для выхода из счетной комиссии в случае выдвижения членов счетной комиссии на должность Главы района, не имелось, следовательно, право выдвижения и самовыдвижения депутаты имели возможность реализовать. Данные сведения подтвердили свидетели ФИО6 и ФИО7

Довод заявительницы ФИО4 о том, что повторное голосование по рассматриваемому вопросу проводится, если выявлены явные ошибки в порядке и технике проведения голосования, не состоятелен. Как следует из ч.2 ст. 20 Регламента в исключительных случаях по решению Совета депутатов в повестку дня могут быть включены вопросы, вносимые непосредственно на заседании Совета депутатов. Как следует из Протокола № 17 депутатом ФИО6 предложено вновь внести в повестку вопрос по выборам Главы района. Решение принято большинством голосов (л.д.120). Председатель счетной комиссии ФИО5 объявил об очередном голосовании, поставив на обсуждение форму бюллетеня (л.д.125).

Анализируя вышеизложенное, суд убеждён, что установленные нарушения процедуры голосования не являются существенными и значительными, влекущими безусловную отмену Решения № 17-247.

Согласно части 5 статьи 25 Устава Решения Совета в течении 10 дней (статье 30 Регламента в течении 7 дней) с момента их принятия подписывает и направляет на опубликование Глава района. Решения Совета … вступают в силу после подписания.

Как установлено из обстоятельств дела, Решение № 17-246 и Решение № 17-247 подписаны Главой района ФИО1 после 20 июня 2012 года, по истечении полномочий ФИО3 В судебном заседании ФИО3 подтвердил, что он игнорировал подписание данных Решений, полагая, что они приняты с нарушением процедуры принятия его отставки и выборов Главой района ФИО1.

Суд убежден о несостоятельности доводов заявительницы о превышении полномочий ФИО1, являющемся Главой района, об издании приказов, распоряжений, о назначении Главой района, приеме себя на работу, назначении ФИО8 исполняющим обязанности главы администрации, поскольку действовал в рамках статьи 15 Устава. Согласно которой Глава района представляет район в отношениях с органами местного самоуправления, подписывает и обнародует нормативные акты, принятые Советом депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета депутатов, созывает сессии Совета депутатов, заключает контракт с главой администрации района, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края. Данные действия ФИО1 соответствуют и требованиям ч.4 ст.36 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления РФ».

Согласно статье 18 Устава председательствующим на заседании Совета депутатов является председатель Совета депутатов. Председательствующий на заседании должен обеспечить беспрепятственное выражение мнений депутатов и других имеющих право на выступление лиц, а также поддержание порядка в зале заседаний. Председательствующий имеет право лишить выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке, приостанавливать дебаты, не относящиеся к обсуждаемому вопросу, призвать депутатов к порядку, временно лишить слова депутата, прервать заседание в случае возникновения в зале чрезвычайных обстоятельств, а также грубого нарушения порядка ведения заседаний (ч.4). Председательствующий обязан: соблюдать Регламент и придерживаться повестки дня, обеспечивать соблюдение прав депутатов на заседании, предоставлять слово депутатам вне очереди по мотивам голосования или по порядку ведения заседания (ч.5). Контроль, соблюдения Регламента, возлагается на председателя Совета депутатов (ст.36 Регламента).

По смыслу статьи 19 Устава депутат вправе избирать и быть избранным в органы Совета депутатов, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, заявлять отвод кандидатам, вносить предложения по повестке дня, порядку ведения заседания, выступать по мотивам голосования (до голосования), требовать постановки своих предложений на голосование, требовать повторного голосования в случаях установленного нарушения правил (ч.1). Депутат Совета депутатов обязан: соблюдать Регламент, повестку дня и требования председательствующего на заседании (ч.2).

В судебном заседании установлено, что всеми депутатами районного Совета депутатов 4-го созыва не выполнялись обязанности по соблюдению статьи 7 Регламента, в том числе заявительницей ФИО4. Председательствующий на заседании Совета депутатов – Глава района – председатель Совета депутатов ФИО3 также не выполнил обязанности по соблюдению Регламента.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований сомневаться в законности и обоснованности Решения Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-247 «Об избрании главы Туруханского района». Заявительницей ФИО4 не представлены бесспорные доказательства о нарушении ее прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению прав и свобод указанным Решением.

Следовательно, у суда нет оснований для приостановления действий Решения Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-246 «О досрочном прекращении полномочий главы Туруханского района – председателя Туруханского районного Совета депутатов» и Решения Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-247 «Об избрании главы Туруханского района».

руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления ФИО4 о признании незаконным и подлежащим отмене Решения Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-246 «О досрочном прекращении полномочий главы Туруханского района – председателя Туруханского районного Совета депутатов» и признании незаконным и подлежащим отмене Решение Туруханского районного Совета депутатов от 6 июня 2012 года № 17-247 «Об избрании главы Туруханского района» - отказать.

В ходатайстве о приостановлении действия указанных Решений – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через суд, поставивший решение.

Председательствующая Асеева Е.А.