ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2013 от 03.09.2013 Анучинского районного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Анучино 03 сентября 2013 года

Судья Анучинского районного суда Приморского края Российской Федерации В.Н. Понуровский,

с участием старшего помощника прокурора Анучинского района А.З. Суфияровой,

при секретаре Л.В. Потаниной,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Анучинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анучинского муниципального района, администрации Анучинского сельского поселения, администрации Виноградовского сельского поселения, администрации Гражданского сельского поселения, администрации Чернышевского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Анучинского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией Анучинского муниципального района и администрациями сельских поселений района требований ФЗ от 09.02.2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в соответствии с которым ответчики должны размещать в сети Интернет сведения о своей деятельности, в том числе наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления;     сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии), нормативные акты.

Однако, в результате анализа информации, размещенной на официальном сайте ответчиков в сети «Интернет» по адресу: http://mo.primorskv.ru/anuchinsky, установлено, что в нарушение положений указанного Закона районом размещена недостоверная информация о составе редакции газеты «Анучинские Зори». На сайте отсутствуют сведения о подведомственных ответчикам муниципальных учреждениях культуры, учредителями которых являются администрации сельских поселений Анучинского района, а также о руководителях данных учреждений.

На сайте отсутствуют сведения о государственной регистрации Уставов муниципальных образований, образованных в границах Анучинского района, и решений о внесении в них изменений, а также отсутствуют сведения о муниципальных правовых актах, принятых районом в 2005-2012 годах и истекшем периоде 2013 года. Также в разделе о нормативных правовых актах администрации Анучинского муниципального района размещены тексты правовых актов, принятых Думой Анучинского муниципального района.

В разделе о противодействии коррупции районом размещены сведения о декларировании доходов должностных лиц иного муниципального образования.

В разделе сайта, где размещены проекты муниципальных правовых актов, внесенных районом в Думу Анучинского муниципального района, размещена информация, не относящаяся к данному разделу.

На сайте района информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за период с 2011 по истекший период 2013 год отсутствует в полном объеме.

Отсутствуют сведения о муниципальных правовых актах принятых администрацией Анучинского сельского поселения в 2005-2012 годах и истекшем периоде 2013 года.

Административные регламенты и стандарты предоставления муниципальных услуг размещены администрацией Анучинского сельского поселения таким образом, что невозможно идентифицировать, определить номер, дату и название документа, в некоторых случаях размещены лишь проекты данных документов, а также размещена информация о нормативных актах, не относящихся к данному разделу сайта.

Кроме того, на сайте в полном объеме отсутствуют тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных администрацией Анучинского сельского поселения в муниципальный комитет Анучинского сельского поселения.

На сайте администрации Анучинского сельского поселения информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение paбот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за период с 2005 по 2013 год размещена беспорядочно, без какой-либо систематизации, что не позволяет реализовать право пользователей на доступ к информации.

Отсутствуют сведения о муниципальных правовых актах принятых администрацией Виноградовского сельского поселения в 2005-2012 годах и истекшем периоде 2013 года.

Административные регламенты и стандарты предоставления муниципальных услуг администрацией Виноградовского сельского поселения также размещены беспорядочно, без какой-либо систематизации, что не позволяет реализовать право пользователей на доступ к информации. В некоторых случаях размещены лишь проекты данных документов, а также сведения о нормативных актах, не относящихся к данному разделу сайта.

Кроме того, на сайте в полном объеме отсутствуют тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных администрацией Виноградовского сельского поселения в муниципальный комитет Виноградовского сельского поселения.

На сайте администрации Виноградовского сельского поселения информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за период с 2005 по 2013 год отсутствует в полном объеме.

Также, отсутствуют сведения о муниципальных правовых актах принятых администрацией Гражданского сельского поселения в 2005-2011 годах.

Кроме того, на сайте в полном объеме отсутствуют тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных администрацией Гражданского сельского поселения в муниципальный комитет Гражданского сельского поселения.

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, администрацией Гражданского сельского поселения размещена только за 2012 год и истекший период 2013 года, при этом сведения указанной категории за период с 2005 по 2011 год отсутствуют на сайте в полном объеме. Кроме того, имеющаяся на сайте ответчика информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд размещена беспорядочно и не имеет какой-либо структуры, что не позволяет реализовать право пользователей на доступ к информации.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке информации, размещенной на сайте администрацией Чернышевского сельского поселения.

Так, на сайте отсутствуют сведения о муниципальных правовых актах принятых администрацией Чернышевского сельского поселения в 2005-2011 годах и истекшем периоде 2013 года.

Административные регламенты и стандарты предоставления муниципальных услуг размещены беспорядочно, некоторые документы размещены без указания сведений об их содержании, о номере и дате принятия документа, а также о лице его принявшем, что не позволяет реализовать право пользователей на доступ к информации.

Кроме того, на сайте в полном объеме отсутствуют тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных администрацией Чернышевского сельского поселения в муниципальный комитет Чернышевского сельского поселения.

На сайте информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, администрацией Чернышевского сельского поселения размещена только за истекший период 2013 года, при этом сведения указанной категории за период с 2005 по 2012 год отсутствуют на сайте в полном объеме.

Также, на сайте в полном объеме отсутствуют установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, а также не размещены сведения о порядке обжалования принятых муниципальных правовых актов.

На сайте отсутствуют сведения о реализации муниципальным районом краткосрочной муниципальной целевой программы «Повышение качества управления бюджетным процессом в Анучинском муниципальном районе на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Анучинского муниципального района от 08.10.2012 № 530-а.

А информация о реализации муниципальных программ администрациями сельских поселений, образованных в границах Анучинского района, в нарушение требований пункта 3 части статьи 13 Закона на сайте отсутствует вообще.

Кроме того, на сайте в полном объеме отсутствуют сведения о мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей органов местного самоуправления; информации о результатах проверок, проведенных органами местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных в границах Анучинского района.

Кроме того, на сайте ответчиками фактически размещены лишь решения о бюджетах муниципальных образований на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов и отчеты об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2012 год. При этом размещенные на сайте документы не отражают состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности муниципального образования, а сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на сайте отсутствуют вовсе.

Районом не размещены на сайте сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.

При этом администрациями сельских поселений, входящих в состав Анучинского муниципального района, сведения на сайте не размещены в полном объеме.

На сайте ответчика отсутствуют обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Администрациями сельских поселений, входящих в состав Анучинского муниципального района, данная информация не размещена.

Прокурор указывает, что ранее в феврале 2013 года прокуратурой района проводилась аналогичная проверка, в ходе которой в деятельности ответчиков также были выявлены нарушения требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". По фактам выявленных нарушений прокурором района главе Анучинского муниципального района, а также главам сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства, которые рассмотрены и удовлетворены.

В рамках устранения выявленных нарушений между администрациями сельских поселений, образованных в границах Анучинского района и администрацией Анучинского муниципального района Приморского края заключены соглашения о передаче полномочий в области размещения в сети «Интернет» сведений и обеспечении доступа к информации о деятельности ответчика, в соответствии с пунктом 2 которых Администрация муниципального района принимает на себя обязательства по размещению в сети «Интернет» сведений о поселении и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения, а сельские поселения в свою очередь обеспечивают ежемесячное предоставление информации о своей деятельности для размещения её на сайте и обеспечении доступа к ней в сети Интернет.

Однако до настоящего времени, информация в объеме, предусмотренном требованиями статьи 13 Закона, на официальном сайте в сети Интернет не размещена.

Поскольку непринятие ответчиками своевременных мер по размещению информации, перечень которой установлен положениями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (пользователей) на свободный доступ к общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления, предоставляемой посредством ее размещения в сети Интернет в форме открытых данных, прокурор района просит обязать ответчиков устранить выявленные нарушения, установив строк для исполнения решения – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Анучинского района поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представители администрации Анучинского муниципального района ФИО1 и ФИО2 с исковыми требованиями согласились, пояснив, что работа по наполняемости сайта осуществляется.

Представитель администрации Анучинского сельского поселения ФИО3 согласился с исковыми требованиями, указав, что объем работы большой, однако работа по заполнению сайта ведется.

Представитель Виноградовского сельского поселения ФИО4 также не возражала против удовлетворения требований прокурора.

Представитель Чернышевского сельского поселения ФИО5 с иском согласен, считает возможным устранить нарушения в течение месяца.

Представитель администрации Гражданского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени был извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.

В с п. 1 ст. 1 ФЗ от 09.02.2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, в том числе муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Согласно ст. 4 указанного Закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с положениями статьи 10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ст. 11 Закона основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Согласно ст. 13 указанного Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать: общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Согласно договорам (л.д. 46-47, 55-56, 64-65, 73-74) между администрациями сельских поселений и администрацией Анучинского муниципального района заключены соглашения о передаче полномочий в области размещения в сети «Интернет» сведений и обеспечении доступа к информации о деятельности ответчика, в соответствии с п. 2 которых администрация Анучинского муниципального района принимает на себя обязательства по размещению в сети «Интернет» сведений о поселениях и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельских поселений, а сельские поселения обеспечивают ежемесячное предоставление информации о своей деятельности для размещения её на сайте и обеспечении доступа к ней в сети «Интернет».

Из представленных истцом документов о проведении поверок соблюдения ответчиками требований ФЗ от 09.02.2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (л.д. 13-31) следует, что органами местного самоуправления не в полной мере соблюдается указанный Федеральный закон, не обеспечивается право неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности администрации Анучинского муниципального района и администраций Анучинского, Виноградовского, Гражданского и Чернышевского сельских поселений ФИО6.

Поскольку судом установлены нарушения ответчиками обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 09.02.2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", суд считает исковые требования прокурора Анучинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом мнения сторон и необходимости проведения большого объема работы суд приходит к выводу о возможности предоставления ответчикам одного месяца для исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Анучинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анучинского муниципального района, администрации Анучинского сельского поселения, администрации Виноградовского сельского поселения, администрации Гражданского сельского поселения, администрации Чернышевского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления удовлетворить.

Возложить на администрацию Анучинского муниципального района обязанность разместить на официальном сайте Анучинского муниципального района Приморского края общедоступную информацию о деятельности администрации Анучинского муниципального района Приморского края, предоставляемую неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных, в объеме, установленном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года№8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Возложить на администрацию Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района обязанность разместить на официальном сайте Анучинского муниципального района Приморского края общедоступную информацию о деятельности администрации Анучинского муниципального района Приморского края, предоставляемую неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных, в объеме, установленном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года№8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Возложить на администрацию Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района обязанность разместить на официальном сайте Анучинского муниципального района Приморского края общедоступную информацию о деятельности администрации Анучинского муниципального района Приморского края, предоставляемую неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных, в объеме, установленном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года№8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Возложить на администрацию Гражданского сельского поселения Анучинского муниципального района обязанность разместить на официальном сайте Анучинского муниципального района Приморского края общедоступную информацию о деятельности администрации Анучинского муниципального района Приморского края, предоставляемую неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных, в объеме, установленном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года№8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Возложить на администрацию Чернышевского сельского поселения Анучинского муниципального района обязанность разместить на официальном сайте Анучинского муниципального района Приморского края общедоступную информацию о деятельности администрации Анучинского муниципального района Приморского края, предоставляемую неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных, в объеме, установленном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года№8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Настоящее решение подлежит исполнению администрацией Анучинского муниципального района Приморского края, администрациями Анучинского, Виноградовского, Гражданского и Чернышевского сельских поселений Анучинского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение месяца со дня его принятия через Анучинский районный суд.

Судья В.Н. Понуровский