ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2016 от 08.07.2016 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-234/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Георгиевское 08 июля 2016 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего по делу судьи Смирнова П.Р.,

с участием заместителя прокурора Межевcкого района Мачильской А.О.,

при секретаре Котиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Межевского района в интересах неопределённого круга лиц к МКДОУ «Никольский детский сад» и администрации Межевского муниципального района о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения

у с т а н о в и л:

Прокурор Межевского района в интересах неопределённого круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к МКДОУ «Никольский детский сад» и администрации Межевского муниципального района о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения

Из содержания искового заявления следует, что прокуратурой Межевского районаДД.ММ.ГГГГ проверено исполнение законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенностив деятельности Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Никольский детский сад Межевского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что в МКДОУ«Никольскимдетским садом» не в полной мере исполняются требования законодательства, направленного на безопасность, охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). Детский сад посещает <данные изъяты> детей. Установлено, что в нарушение требований законодательствавМКДОУНикольскомдетском саду система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется. Тем самым требования законодательства об охране жизнииздоровья, об антитеррористической безопасности образовательной организацией и Администрацией Межевского муниципального района не соблюдаются. Согласно Уставу организации учредителем МКДОУ «Никольский детский сад» является администрация Межевского муниципального района Костромской области. Таким образом, администрация муниципального образования Межевской муниципальный район Костромской области, обязаннаяв силу закона участвовать в профилактике терроризма иэкстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Данное нарушение затрагивает интересы неопределенного круга лиц, посещающих МКДОУ «Никольский детский сад» и работающих в нём, в сфере антитеррористической безопасности. В связи с чем прокурор просит суд обязать Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Никольский детский сад Межевского муниципального района Костромской области оборудовать здания системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Межевского муниципального района обеспечить оборудование зданий детского сада системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора Межевского района Мачильская А.О., исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении поддержала в полном объёме, суду пояснила, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности учебных заведений, а при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны, системы видеонаблюдения и контроля, наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим.

Представитель ответчика, заведующая МКДОУ «Никольский детский сад» Межевского муниципального района ФИО1, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении сообщила о полном признании иска, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, ходатайствовала об освобождении МКДОУ «Никольский детский сад» от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, в связи со сложным финансовым положением учреждения.

Представитель ответчика, администрации Межевского муниципального района по доверенности начальник правового отдела администрации Межевского района ФИО2, подтвердил отсутствие в детском саду системы видеонаблюдения. Суду поясни, что законодательно установлено, что администрация района является субъектом антитеррористической деятельности и должна обеспечивать финансирование бюджетных образовательных учреждений из местного бюджета на обеспечение антитеррористических мер в виде приобретения и установления систем видеонаблюдения. В связи с чем, представитель ответчика признал исковые требования прокуратуры об установлении системы видеонаблюдения в МКДОУ «Никольский детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав прокурора, поддержавшего иск в полном объёме, представителей ответчиков признавших иск, исследовав материалы дела, суд находит достаточные основания для удовлетворения исковых требований.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В ходе судебного заседания представитель ответчика признал иск. Данное заявление занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика, которому разъяснены последствия признания иска - удовлетворение исковых требований, таким образом, требования ст. 173 ГПК РФ выполнены.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать на то, что в соответствии со статьёй 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, статья 41 предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья, статья 43, что каждый имеет право на образование.

В силу части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственностьв установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» указано, что основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности, педагогических работников образовательных учрежденийи родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.

В силу требований ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условийтруда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

Пунктом части 1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям: органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Частью 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2016) указано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и ликвидации последствий терроризма на территории муниципального образования.

Статьёй 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» закреплено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системностьи комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Статьёй 3 данного закона определено понятие террористического акта как - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, что п. 1.4 Устава, МКДОУ «Никольский детский сад создано муниципальным образованием Межевской муниципальный район Костромской области, а органом осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, является администрация Межевского муниципального района Костромской области (л.д.6,7).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверено исполнение законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенностив деятельности МКДОУ «Никольский детский сад». Установлено, детский сад посещает <данные изъяты> детей. В МКДОУ«Никольскомдетском саду» система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется, ответчикам направлены требования об устранении выявленных нарушений (л.д.8-11).

В своём ответе на представление заведующая детским садом указывает на то, что разработан комплекс организационных мероприятий направленных на оснащение учреждения системой видеонаблюдения, а к дополнительным мерам направленным на обеспечение антитеррористической защищённости указывает на усиление пропускного режима, организацию ежедневных проверок учреждения и прилегающей территории (л.д.12-14).

В своём ответе на представление глава Межевского муниципального района Лобанов указывает на то, что здание МКДОУ «Никольского детского сада» будет оснащено системой видеонаблюдения, но с учётом финансирования просит суд срок его исполнения отложить на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-22).

Согласно п.п. «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму», утвержденной Указом Президента РФ от 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также местс массовым пребыванием людей.

Так же, в соответствии с пунктами 1, 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № ЗВ4-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

в зданиях с большим количеством, посетителей, в том числе, образовательных зданиях, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системысигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «Своду правил 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция Строительных норм и правил 31-06- 2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (ведомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Приказом Рособразования от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной иантитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Тем самым законодательно установлено, что профилактика терроризма в образовательных организациях должна включать в себя проведение соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение возможности совершения на указанных объектах террористического акта и укрепление антитеррористической защищенности объектов, в том числе, создание условий, препятствующих, несанкционированному доступу на территорию объектов посторонних лиц.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокуратуры к администрации МКДОУ «Никольский детский сад» а администрации Межевского муниципального района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 НК РФ суд, учитывая сложное финансовое положение МКДОУ «Никольский детский сад», считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Межевского района удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Никольский детский сад», здание Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Никольский детский сад» расположенное по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системой видеонаблюдения.

Обязать администрацию Межевского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оборудование здание Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Никольский детский сад» расположенное по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке сторонами в месячный срок.

Председательствующий - Смирнов П.Р. Решение не обжаловано вступило в законную силу 09.08.2016г.

.

.