ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-234/2017 от 05.06.2017 Илекского районного суда (Оренбургская область)

2-234/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 июня 2017 года с.Илек

Илекского района

Оренбургской области

Судья Илекского районного суда Оренбургской области Турмухамбетов М.Т., при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,

с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюка А.Б., представителя ответчика администрации Илекского района Оренбургской области Стрижекозиной Е.С.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Илекского района Оренбургской области, администрации Илекского района Оренбургской области и Муниципальному казенному учреждение Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства о противодействии терроризму и обеспечить здание физической охраной для поддержания правопорядка,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Илекского района Оренбургской области (далее во тексту МБОУ «Илекская СОШ №1»), в котором, ссылаясь на п.4 ст.3, п.3.1, ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст.1.1, 3, 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», п.8 ч.1 ст.41, п.п.2,15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», просит обязать ответчика в срок до 1 апреля 2018 года обеспечить здание физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Определением Илекского районного суда Оренбургской области от 23 мая 2017 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области и Муниципальное казенное учреждение Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области, которые были заявлены истцом в качестве третьих лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Кирилюк А.Б. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика МБОУ «Илекская СОШ №1» не явился, направили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области Стрижекозина Е.С., действующая на основании доверенности от ... возражала против заявленных требований, и дала пояснения, аналогичные своим письменным возражениям на уточненное исковое заявление.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального казенного учреждения Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела участия не принимает, заведующая отделом образования Павлычева С.Н. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, и выразила несогласие с исковыми требованиями.

Суд, выслушав стороны, огласив отзыв представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Ответчик МБОУ «Илекская СОШ №1» по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением, учредителем, которого, является муниципальное образование Илекский район Оренбургской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области. Собственником имущества Организации является также муниципальное образование Илекский район и оно же осуществляет полномочия собственника имущества учреждения, согласно разделу первому Устава МБОУ «Илекская СОШ №1» Илекского района Оренбургской области, утвержденного заведующей МКУ Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области (л.д. 11-15).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", участие в профилактике терроризма и противодействии терроризму является вопросом местного значения и органы местного самоуправления и муниципальные учреждения обязаны принимать все меры по предупреждению терроризма, пресечению террористических угроз, минимизации и ликвидации последствий терроризма.

В соответствии с п. 5 раздела I Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее по тексту Требования), антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

В силу требований п. 22 раздела IV Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Пунктом 23 раздела IV Требований установлено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

Как установлено судом, МБОУ «Илекская СОШ №1» оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

Согласно акту обследования и категорирования места массового пребывания людей, расположенного на территории Илекского района, МБОУ «Илекская СОШ №1» является местом пребывания людей 2 категории (л.д.53-54).

Выводы данного акта не содержат сведений о недостаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей МБОУ «Илекская СОШ №1».

Согласно п.24 раздела IV Требований, на который прокурор ссылается в своем исковом заявлении, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Между тем, Требования не обязывают во всех местах массового пребывания организовывать их физическую охрану.

Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 указанного закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 вышеуказанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из приведенных положений Закона следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. Следовательно, образовательной организации предоставлена альтернатива в выборе способа охраны объекта.

Вышеуказанными нормативно-правовыми актами установлены общие обязанности образовательных организаций и их учреждений в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и не предусмотрена обязанность ответчиков по организации физической охраны для обеспечения правопорядка в период образовательного процесса, тем более, что достижение этого, возможно лишь путем заключения договора на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Как установлено в судебном заседании, ответчиками предприняты меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Так, в МБОУ «Илекская СОШ №1» разработан и утвержден паспорт безопасности мест массового пребывания людей (л.д. 50-52), разработана и утверждена инструкция по эвакуации людей из здания школы и план эвакуации(л.д.56-65), заключен договор на оказание охранных услуг с ФГУП ... об экстренном вызове наряда группы немедленного реагирования посредством кнопки тревожной сигнализации (л.д.36-38), издан приказ о назначении ответственного за безопасность жизнедеятельности школы по пропускному режиму (л.д.48).

Предприняты меры по инженерно-технической укрепленности: установлено металлическое ограждение по периметру учреждения, ворота и калитки имеют запорные устройства, установлена система видеонаблюдения, установлена тревожная сигнализация, организована охрана сторожами в ночное время и дежурными ответственными работниками в дневное время, оборудована экстренная связь с органами МВД России, что подтверждается актом обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Из объяснений начальника полиции ОМВД России по ...Х.Е.П. по делу ... следует, что он по роду своей деятельности, в целях профилактики терроризма осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о терроризме. В ходе проверок детских садов и школ района было установлено, что охрану учреждений осуществляют ночные сторожа, а в дневное время охрану осуществляет персонал учреждений. Считает, что предпринятые антитеррористической укрепленности недостаточны для надлежащей охраны и имеется необходимость для привлечения к охране учреждений физическую охрану, то есть лицензированных охранников.

Вместе с тем, утверждения Х.Е.П. о том, что в МБОУ «Илекская СОШ №1» недостаточно предприняты меры к антитеррористической защищенности учреждения и для повышения его уровня необходима физическая охрана, суд считает необоснованными.

Так, в силу п. 12 раздела II Требований в зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.

При принятии комиссией указанного решения учитывается количество совершенных на территории субъекта Российской Федерации террористических актов (предпринятых попыток совершения) в течение последних 12 месяцев.

Сведений о том, что за последние 12 месяцев на территории ... были совершены, либо были предприняты террористические акты, суду представлено не было.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доказательств нарушения ответчиками законодательства о противодействии терроризму, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурором не представлено.

Более того, в своем исковом заявлении прокурор просит обязать МБОУ «Илекская СОШ №1» обеспечить здание физической охраной, при этом ссылается на положения ст.ст.1.1 и 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487 -1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которые раскрывают понятие частной охранной организации и частного охранника, то есть по сути, просит обязать обеспечить здание школы специализированной охраной, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельностью.

Так, в соответствии с п.п.1,2 вышеуказанного закона, частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности; частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Несмотря на то, что прокурором заявлены исковые требования об обеспечении здания физической охраной, суть заявленных исковых требований прокурора сводится к возложению на ответчиков обязанности заключить договор об оказании охранных услуг с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны.

Вместе с тем, согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Гражданский кодекс Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, приведенные прокурором в обоснование заявленных требований, не содержат нормы, предусматривающие обязанность образовательного учреждения заключить договор об оказании охранных услуг с организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Из содержания процитированного выше пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, Требования не могут являться основанием для возложения обязанности заключить договор, так как не являются законом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть подразумевается, что охрана должна осуществляться физическими силами ведомственной охраны, частных охранных организаций, иными организациями имеющими лицензию на ведение охранной деятельности.

Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на МБОУ «Илекская СОШ №1» обязанности обеспечить здание физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) противоречат положениям п.1 ст. 421 ГК РФ, а также основаны на неверном толковании содержания пункта 24 Требований.

Таким образом, факт нарушения ответчиками законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ «Илекская СОШ №1» не нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Суд считает, что требование истца об обязании ответчика обеспечить физической охраной здание МБОУ «Илекская СОШ №1» не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Илекского района Оренбургской области, администрации Илекского района Оренбургской области и Муниципальному казенному учреждение Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства о противодействию терроризму и обеспечить здание физической охраной для поддержания правопорядка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Т. Турмухамбетов

Мотивированное решение принято 9 июня 2017 года.

Судья М.Т. Турмухамбетов